Мир в Донбассе наступит не скоро. Фото Reuters
Главным политическим событием, которое дало надежду на прекращение огня в Луганской и Донецкой областях, стали итоги встречи «нормандской четверки», которая завершила свою работу 12 февраля в Минске. В результате многочасовых переговоров главы государств России, Франции, Германии и Украины подписали документ под названием «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». Одним из главных положений данного документа стали договоренности об отводе тяжелой техники и проведении Киевом конституционной реформы, которая, как ожидается, должна создать условия для сохранения территориальной целостности Украины.
Переговоры лидеров четырех государств, направленные на прекращение военного конфликта в Луганской и Донецкой областях, проходили на фоне обострения конфликта. Активизировать усилия по поиску мирного решения конфликта Россию и европейские страны заставили планы США поставить Украине новые виды вооружений, что активно поддерживают в Киеве.
Участие украинского президента в работе «нормандской четверки» и поддержка мирных инициатив не изменила общего отношения Киева к Луганской народной республике (ЛНР) и Донецкой народной республике (ДНР). Практически сразу после завершения встречи президентов Петр Порошенко сделал несколько заявлений, которые продемонстрировали приверженность решения конфликта военным путем. Риторика Киева в отношении украинских граждан, проживающих в этих областях, осталась прежней. Украинские политики и военные по-прежнему ведут речь о «боевиках» и «террористах», которые угрожают территориальной целостности государства.
Глава украинского государства не может не считаться с расстановкой сил внутри страны. Сформировавшийся альянс украинских националистов и крупного капитала выступает за реализацию силового решения конфликта на востоке страны. Это подтверждают жесткие заявления со стороны украинских радикалов, которые уже после встречи в Минске высказали свое несогласие с принятыми решениями. И тем не менее Киев, Луганск и Донецк подписали указы о прекращении огня, оговаривая при этом возможность ответных действий в случае нарушения перемирия.
Препятствием к урегулированию конфликта является нерешенность ключевого вопроса: о статусе Луганска и Донецка в рамках украинского государства. Без этого все переговоры лишены смысла. ЛНР и ДНР готовы к ведению переговоров с Киевом о будущем формате отношений, демонстрируя готовность к политическому диалогу. При этом речь идет о широкой автономии, которая предполагает широкую степень самостоятельности местных властей.
Украинские власти игнорируют позиции Луганска и Донецка, отвергая возможность перехода Украины к федеративным отношениям. Это подтверждают публичные заявления украинского президента и представителей политических партий.
Подходы к военному решению конфликта в Луганске и Донецке стали одним из факторов консолидации парламентского большинства Верховной рады. Позиции парламентских партий по данному вопросу отличаются единством. Более того, позиции депутатов и правительства опираются и одновременно подпитываются экономическими интересами финансово-промышленных групп, которые извлекают из военного конфликта прибыль. Эти факторы в значительной степени объясняют отсутствие прогресса на переговорах и безуспешность попыток России и европейских стран перевести конфликт на востоке Украины в русло политических переговоров. Консолидированная позиция Киева, который отстаивает унитарный характер украинского государства, в значительной степени обрекает все переговоры на провал.
Пока Киев не готов к пересмотру своих взглядов в отношении Луганска и Донецка, отказываясь учитывать их интересы и обсуждать статус регионов в рамках украинского государства. Нежелание нынешней украинской элиты обсуждать вопрос об изменении государственного устройства Украины может завести ситуацию в тупик. В свою очередь, отсутствие у ДНР и ЛНР перспектив отстаивать свои интересы в рамках единого государства, на чем, собственно, настаивает Киев, будет усиливать стремление республик выйти из состава Украины. Реализация подобного сценария не только сохранит условия для продолжения военного конфликта, но и может привести к расширению его географии.
В настоящее время нет факторов, которые могли бы заставить Киев изменить свои позиции в отношении Луганска и Донецка. Президент, правительство и украинский парламент, в котором широко представлены радикальные политики, не способны осознать проблемы, которые стоят перед государством, и наладить конструктивный диалог с оппонентами. Соответственно Киев делает ставку на военную силу и преследование несогласных. Данный курс провоцирует стороны на продолжение конфликта, снижая вероятность сохранения Донецка и Луганска в составе украинского государства.
Киев движется к миру военным путем, пытаясь силовыми методами подчинить себе юго-восточные области. Подобные устремления усиливают кризисные явления в экономике, провоцируют новые социально-политические конфликты. В последнее время наблюдаются изменения в настроениях населения юго-восточных, центральных и западных областей Украины, в том числе из числа сторонников нынешней власти, которые испытывают сильнейшее разочарование относительно итогов экономического курса. Однако выступления и протесты носят стихийный, неорганизованный характер и пресекаются властями.
В последнее время глава украинского государства все чаще допускает введение военного положения на всей территории Украины. Так, уже после завершения встречи в «нормандском формате» Порошенко заявил о готовности ввести на всей территории Украины военное положение. Заявления о реализации подобного сценария напрямую связаны с текущей экономической ситуацией, которая подталкивает Киев к радикальным методам решения накопившихся проблем.
Военный конфликт в Донецкой и Луганской областях проходит на фоне стремительного падения украинской экономики. Киев делает ставку на финансовую поддержку МВФ и западных стран. Однако расчеты показывают, что средств, которые могут быть получены от международных финансовых организаций, не хватит даже на решение текущих задач. Несмотря на это, украинские власти по инерции говорят о проведении реформ в экономике, игнорируя кризисные явления.
К решению внутриполитических и экономических проблем Киев пытается привлечь западные страны. Такая политика значительно снизила самостоятельность украинских властей. Еще никогда за весь постсоветский период Киев не находился под таким сильным влиянием и контролем США, которые определяют позиции украинской стороны по широкому кругу вопросов внешней и внутренней политики.
Игнорирование позиции юго-восточных регионов не позволяет говорить о полноценном проведении конституционной реформы. Пока еще руководители ЛНР и ДНР готовы к переговорам с Киевом, однако в случае продолжения конфликта они могут взять курс на выход из состава Украины.