Председатель КНР Си Цзиньпин лично объясняет трудящимся суть преобразований в экономике. Фото Reuters
Китай живет в ожидании своего главного праздника – Нового года по лунному календарю, или, как его называют, «Праздника весны». Он наступит в ночь на 19 февраля, но его приметы и дыхание чувствуются все сильнее. Общественная жизнь пока еще бьет ключом: проводятся заседания, подводятся итоги, ставятся задачи. Однако очень скоро она возьмет паузу, и гром хлопушек возвестит о вступлении Китая в Год козы.
«Жилы и кости» реформ
«Вкусное и мягкое мясо уже съедено, настало время разгрызать жилы и кости» – так образно в прошлом году председатель КНР Си Цзиньпин определил задачи, стоящие перед Китаем в сфере продвижения реформ. Хотя 2014 год и был объявлен первым годом углубления реформы, но ее конструкция еще находилась на стадии штабного планирования.
Активно работал штаб реформы – Комиссия ЦК КПК по ее углублению во главе с Си. За год она провела девять заседаний и дала импульс для преобразований системы налогов, прописки сельского населения, судебной системы, а также утвердила «дорожную карту» реализации общего плана реформ. Началось проведение экспериментов по развитию смешанных форм собственности в монопольных отраслях, преобразованию государственных предприятий, реформе системы земельных отношений, созданию частных банков, изменению системы и размеров вознаграждений топ-менеджеров крупнейших государственных предприятий и банков и др. Правительство снижало административные барьеры для бизнеса: было отменено либо упрощено получение разрешений на более чем 700 видов проектов, ослаблен административный контроль за капиталовложениями за рубежом. В конце года были приняты решения о создании новых зон свободной торговли в провинциях Гуандун, и Фуцзянь и городе Тяньцзине. Народный банк Китая вел подготовку к полной либерализации ставок по банковским депозитам и кредитам, введению системы страхования вкладов, а также предпринимал осторожные шаги по изменению механизма определения валютного курса юаня в сторону большей рыночной ориентированности.
Однако нельзя не видеть, что эти частичные подвижки и тактические успехи пока не создали той критической массы, которая позволяла бы однозначно говорить о стратегическом прорыве. Преобразования идут по старому проверенному методу: переходить реку, нащупывая камни. Руководство не хочет рисковать, чтобы не расшатать социальную и экономическую стабильность. Оно также вынуждено считаться с большим разрывом в уровнях развития обширных частей страны, несовпадением интересов, а в ряде случаев и противоречиями между различными социальными группами. В обществе еще не сложился консенсус относительно степени глубины реформы. Само руководство посылает в этом смысле разнонаправленные сигналы: с одной стороны, выдвигаются достаточно радикальные применительно к Китаю лозунги поддержки частного предпринимательства, дальнейшего развития рыночных отношений, а с другой – говорится о равенстве и справедливости.
Как результат – темп преобразований остается медленным. Это порождает у части реформаторски настроенных кругов опасения, что дело реформы может ограничиться «нащупыванием камней» и отдельными экспериментами и не войдет в «полосу глубокой воды». Пройдут ли преобразования в этом году, названному Си «ключевым годом углубления реформы», точку возврата, станут ли они необратимыми – в этих вопросах одна из основных интриг 2015 года.
«Новая нормальность китайской экономики»
Эта фраза была, пожалуй, самой популярной в лексиконе экономистов в прошлом году. Впервые она была произнесена Си в мае во время посещения им провинции Хэнань в контексте необходимости анализа и учета особенностей современного этапа развития экономики. На саммите АТЭС в ноябре он вновь вернулся к этой теме, изложив три особенности «нормальности», а именно «переход от высоких к средневысоким темпам экономического роста», «улучшение и апгрейд структуры экономики», изменение драйверов развития «от основных факторов производства и инвестиций до инноваций».
Естественно, что «новая нормальность» оказалась в центре внимания состоявшегося в декабре Центрального экономического совещания, которое задает тон экономической политике на предстоящий год. В его решениях четко проведена мысль о том, что «новая нормальность» – это закономерный период в экономическом развитии страны. В его рамках необходимо устранить имеющиеся диспропорции и перекосы, провести «глубокое урегулирование» между улучшением структуры экономики и темпами ее роста, но сделать это на основе «сосуществования», что подразумевает их сбалансированность. Примерно так же мыслится и переход от традиционных двигателей роста к новым. Получается сложное переплетение нового и старого, что как раз и составляет главную особенность текущей экономической обстановки в Китае.
Итоги 2014 года наглядно иллюстрируют двойственность сложившейся ситуации. Рост ВВП уменьшился до 7,4%, что является самым низким показателем с 1990 года. С 19,6% до 15,7% снизились темпы прироста инвестиций в основной капитал, а в секторе недвижимости – с 19,8% до 10,5%. Резко – с 12,2% до 3,3% – замедлился рост прибыли промышленных предприятий. Внешняя торговля увеличилась только на 3,4%, не дотянув до намечавшегося показателя в 7,5%. Объем розничной торговли увеличился на 12,4% против 13,2% годом ранее.
Вместе с тем изменения в структуре экономики пусть постепенно, но происходят. Второй год подряд удельный вес отраслей сферы услуг в ВВП превышает долю промышленных отраслей и строительства. Если в 2013 году соотношение между ними было 46,1% против 43,9%, то в 2014-м оно стало 48,2% против 42,6%. На эту тенденцию чутко реагируют иностранные инвесторы. В сферу услуг направляется все больший поток иностранных инвестиций. В прошлом году в них было вложено 66,23 млрд долл. (55,4% от общего объема привлеченных из-за рубежа инвестиций) против 61,45 млрд (52,3%) в 2013-м.
Задачи экономической политики на 2015 год, соединяя в себе старые и новые подходы, отражают переходный характер текущего момента. В качестве приоритетов обозначены поддержание стабильного роста, а также активный поиск и развитие новых точек роста. Выдвижение на первый план задачи поддержания роста, конечно, не случайно. Руководство страны понимает, и об этом не раз говорил, например, премьер Ли Кэцян, что есть некий нижний предел замедления, выход за который был бы чреват непредсказуемыми социальными и политическими последствиями. Нижняя черта – не константна, она может с течением времени меняться, но она существует. Определяется она положением на рынке труда, возможностями трудоустройства прописанных в деревнях рабочих-мигрантов, которых насчитывается без малого 170 млн человек, а также уровнем безработицы среди собственно городского населения.
Инструментарий, с помощью которого руководство намеревается решить первую задачу, традиционен и понятен. Во-первых, инвестиции в объекты инфраструктуры. Предполагаемый объем инвестиций в строительство скоростных железных и автомобильных дорог, аэропортов, по китайским данным, составляет около 1,5 трлн юаней. Инвестиции в инфраструктуру создадут на ближайшие год-два некоторую «подушку безопасности» для поддержания стабильного роста и помогут хотя бы на время загрузить традиционные отрасли тяжелой промышленности, страдающие от переизбытка мощностей.
Во-вторых, дальнейшее смягчение кредитно-денежной политики. Народный банк Китая в ноябре снизил ставку учетного процента, и очень высока вероятность, что в течение нынешнего года он может продолжать двигаться по этому пути. С 5 февраля он снизил и ставку обязательного резервирования для всех банковских учреждений на 0,5 пункта, что означает дополнительное вливание ликвидности на финансовый рынок в размере около 600 млрд юаней.
В-третьих, осторожное снятие ограничений на рынке недвижимости, введенных в период его максимального «перегрева». В-четвертых, некоторое увеличение темпов роста экспорта за счет повышения конкурентоспособности трудоемких товаров в условиях низких цен на углеводороды и промышленное сырье.
Сложнее обстоит дело с «новыми точками роста». Где собирается китайское руководство искать их и с помощью кого намерено развивать? Об этом оно в январе почти одновременно дало два важных сигнала: для внешнего мира и внутри страны. Впервые с кризисного 2009 года китайский премьер принял участие в форуме в Давосе. Вместе с ним помимо чиновников отправилась и внушительная делегация из руководителей компаний, представляющих высокотехнологичные отрасли. Это был сигнал внешнему миру.
Вернувшись из Давоса, Ли собрал совещание с предпринимателями по вопросам подготовки доклада о работе правительства, который будет представлен сессии ВСНП в марте. Обращает на себя внимание состав участников встречи: из 30 приглашенных предпринимателей 9 представляли интернет-компании и электронную торговлю, 5 – отрасли машиностроения, 4 – финансовый сектор. Это был сигнал китайскому бизнес-сообществу.
Между тем давление нисходящего тренда на китайскую экономику не ослабевает. Различные опережающие индикаторы указывают на сохраняющуюся слабость спроса и сокращение объемов новых заказов. Тенденция к замедлению китайской экономики в 2015 году сохранится, и по этому вопросу ни у кого особых сомнений нет. А вот до какого уровня сократятся темпы – здесь мнения расходятся в диапазоне от 6,8% до 7,2%. К началу февраля уже состоялись сессии собраний народных представителей 28 из 31 провинций и городов центрального подчинения, и практически все они снизили наметки роста. Дальше всех пошел Шанхай, который вообще не стал фиксировать этот показатель. Индикативный показатель экономического роста для всей страны утверждается на сессии ВСНП, так что ждать осталось совсем недолго.
Пекин