Игорь Иванов – один из ведущих российских экспертов по вопросам внешней политики. Фото с официального сайта МИД РФ
В связи с украинским кризисом в мире заговорили, в том числе на высоком политическом уровне, о возвращении отношений между Россией и Западом, между Россией и США ко временам холодной войны. Большинство таких рассуждений, с моей точки зрения, носят конъюнктурный либо пропагандистский характер и призваны оправдать жесткость позиций сторон.
По моему убеждению, возвращение к холодной войне образца второй половины ХХ века попросту невозможно. Мир кардинальным образом изменился. Мы живем в совершенно новых реалиях, которые невозможно втиснуть в рамки старых парадигм.
Если уж и сравнивать нынешнюю эпоху с периодом холодной войны, то необходимо прежде всего признать, что в те годы международные отношения развивались в рамках определенного мирового порядка, установленного по итогам Второй мировой войны. Со всеми известными изъянами этот мировой порядок позволил избежать новой мировой катастрофы. Да, мы жили в страхе перед всемирной ядерной катастрофой. Но этот страх заставлял СССР и США договариваться о серьезных сокращениях ядерных потенциалов и о режимах контроля над ними.
Сегодня мы живем в условиях, когда прежний мировой порядок перестал существовать, а новый, который устраивал бы ведущих мировых игроков, еще не создан. И в этом главное отличие нашего времени от эпохи холодной войны.
Да, сохранились те же международные институты во главе с ООН, формально действуют те же принципы международного права. Однако на деле, как еще раз продемонстрировал украинский кризис, институты становятся все менее эффективными, а нормы международного права повсеместно нарушаются в угоду политическим интересам.
Этот переходный период в международных отношениях неоправданно затянулся, и дальнейшее промедление с решением этой проблемы чревато серьезными осложнениями. Прежде всего это касается международной безопасности, угрозы которой резко возрастают.
Есть все основания говорить о том, что сегодня угроза ядерной войны выше, чем в годы холодной войны. США и Россия прервали или заморозили переговоры по вопросам ограничения и контроля над ядерными вооружениями. В условиях отсутствия диалога на политическом уровне и резко возросшего взаимного недоверия вероятность неспровоцированных инцидентов, в том числе с ядерным оружием, существенно возрастает.
Возрастает и угроза разрастания региональных конфликтов. Возьмем, к примеру, ситуацию на Ближнем Востоке и вокруг Израиля. В годы холодной войны существовали механизмы взаимодействия между СССР и США, которые позволяли в считаные дни остановить военные действия в этом регионе и не дать им перерасти в крупномасштабный международный конфликт. Сегодня таких механизмов нет.
Недавний чудовищный теракт в Париже продемонстрировал не только уязвимость современного общества перед лицом религиозного экстремизма, но и отсутствие адекватных инструментов, которые позволяли бы объединить мировое сообщество для борьбы с общими угрозами. Равно как и украинский кризис, который уже привел к тысячам жертв и страданиям миллионов ни в чем не повинных людей, этот теракт должен стать серьезным сигналом для всех нас: мы не поспеваем за стремительно меняющимся миром, у нас нет действенных решений проблем XXI века.
Я обратил внимание на то, что в канун Нового, 2015 года многие наряду с традиционными пожеланиями здоровья и благополучия стали опять желать друг другу «…чтобы не было войны».
Это предчувствие войны должно побудить ответственных политиков во всех странах мира забыть о своих амбициях и обидах и начать серьезный диалог о новом мироустройстве, которое позволило бы всем народам строить свое будущее. Иначе вместо новой холодной войны мы можем получить настоящую большую войну.