Акции протеста молдавских коммунистов остались в прошлом. Фото Reuters
Молдавские коммунисты готовы войти в правящую коалицию на правах младшего партнера. Этот путь может привести Партию коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) к утрате доверия избирателей и полному краху.
На прошлой неделе Влад Филат и Мариан Лупу – лидеры двух партий – Либерально-демократической и Демократической, ведущих переговоры о создании правящей коалиции в Молдавии, высказались за приглашение к диалогу Партии коммунистов. Казалось бы, членам и сторонникам ПКРМ можно только радоваться. Ведь цель любой уважающей себя партии состоит в том, чтобы прийти к власти для полной или частичной (станем на время идеалистами) реализации своей предвыборной программы. Однако заманчивое для любой другой партии подобное предложение для ПКРМ может обернуться в ближайшей перспективе уходом в политическое небытие.
Дело в том, что правые партии – Либерально-демократическая и Демократическая – будущую коалицию рассматривают исключительно как прозападное формирование, которое будет проводить внутреннюю и внешнюю политику Молдавии строго в соответствии с указаниями Брюсселя и Вашингтона. Между тем с самого начала основания ПКРМ (1993 год) ее поддерживали те, кто выступал за сближение Молдавии с Россией, за все интеграционные проекты с участием РФ (СНГ, Таможенный союз, Евразийский союз). И хотя история отношений между Кишиневом и Москвой в период пребывания у власти коммунистов (2001–2009) была далека от идиллии, достаточно вспомнить срыв подписания «плана Козака» (2003 год), тем не менее именно пророссийская репутация Партии коммунистов обеспечивала ей поддержку не менее половины избирателей страны на протяжении 15 лет.
История ПКРМ, безусловно, представляет собой феномен. В 2001 году партия единолично пришла к власти, получив в парламенте по итогам выборов 71 место из 101. Это был первый в истории случай прихода к власти коммунистов в результате демократических выборов. В 2005 году партия сохранила за собой власть (57 мест). В 2009 году ПКРМ снова выиграла выборы и могла бы остаться у власти, даже несмотря на попытку оппозиции устроить цветную революцию 7 апреля, которая вылилась в погром зданий парламента и президентской резиденции. Коммунистов подвело, как это ни странно, чрезмерно щепетильное отношение к закону. Не сумев найти одного голоса для избрания президента, они согласились на роспуск парламента и проведение досрочных выборов.
Пришедшие им на смену правые партии показали, как можно легко и непринужденно на (относительно и формально) законном основании обходить статьи Конституции, например об избрании главы государства, и продлевать свое пребывание у власти сколь угодно долго. Благодаря подобным жульническим приемам и методам правая коалиция – Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ), а затем Коалиция проевропейской политики (КПП) продержались у руля государства до 2014 года.
Правление АЕИ–КПП изобиловало коррупционными скандалами, экономическими провалами, конфликтами между участниками коалиции. Тем не менее коалиция располагала безграничной поддержкой Запада. Потоку всевозможных кредитов и грантов не было предела, из-за чего внешний долг Молдавии достиг почти 7 млрд долл. Небывалая ранее для страны сумма, значительная часть из которой, как и следовало ожидать, осела в карманах чиновников. Кишинев стал настоящей Меккой для европейских и американских представителей. В прошлом году Брюссель преподнес роскошный подарок молдавским властям, предоставив гражданам республики безвизовый режим с ЕС и подписав Соглашение об ассоциации с Республикой Молдова.
Все старания ЕС и США повысить авторитет правящей в Молдавии коалиции оказались напрасными. Граждане РМ устали от бесконечного словесного потока о мнимых успехах, за которыми скрывались тотальная коррупция, закостенелая судебная система, кумовство и клановость, всесилие олигархов, беззастенчиво распоряжающимися как им в голову взбредет министерствами и ведомствами, включая Конституционный суд, прокуратуру, Министерство юстиции, Высшую судебную палату, Министерство финансов, экономики и так далее. На этом фоне восторги западных высокопоставленных чиновников по поводу молдавской «истории успеха» вызывали у людей только скептическую усмешку.
Тем временем приближались парламентские выборы. Рейтинг КПП падал, в свою очередь, коммунисты набирали обороты. В первой половине 2014 года согласно всем опросам и экспертным оценкам Партия коммунистов уверенно шла к победе. В апреле-мае по заказу одной из партий КПП был проведен очередной социологический опрос, результаты которого были засекречены. По его данным, Партия коммунистов могла рассчитывать на 55–57 депутатских мандатов.
Тем не менее 30 ноября по итогам парламентских выборов ПКРМ заняла третье место и получила всего 17% голосов избирателей (21 мандат). Это худший результат партии со времени первого участия в выборах в 1998 году. До этого ПКРМ всегда была первой, а ее фракция самой многочисленной (как правило, 40–50 депутатов из 101).
Провал на выборах был предсказуем. Летом в руководстве ПКРМ разразился конфликт из-за разных подходов к стратегии и тактике предвыборной кампании. Председатель партии В. Воронин поддержал тех, кто предложил отказаться от курса на вступление РМ в Таможенный союз, изменить прежнее критическое отношение ПКРМ к Ассоциации между РМ и ЕС, смягчить позиции по другим принципиальным позициям, которые, собственно, и обеспечивали массовую поддержку партии на всех выборах. От участия в подготовке к выборам отстранили команду, которая все годы пребывания ПКРМ в оппозиции способствовала формированию ее имиджа как современной, динамичной и перспективной партии. Во многом благодаря этому в 2010–2013 годах Партии коммунистов удалось выстоять под ударами правящей группировки.
Как следствие избирательная кампания ПКРМ была проведена вяло, невыразительно и безынициативно. В то время как рядовые активисты партии выкладывались до предела, руководство партии заранее отказалось от победы. Взамен они получили обещание олигархов «взять» ПКРМ в коалицию на правах младшего партнера и предоставить кое-какие должности. Это безмерно порадовало верхушку партии, но повергло в состояние шока и недоумения всех, кто ранее ее поддерживал.
От ПКРМ отвернулись две трети прежних избирателей, большинство из которых ушли к Партии социалистов (ПСРМ). И это притом, что еще в начале прошлого года рейтинг популярности ПСРМ составлял всего 1% (!). Казалось бы, оглушительное поражение должно было насторожить руководство ПКРМ. Не тут-то было.
Разбор полетов на пленуме ПКРМ, состоявшимся вскоре после выборов, показал, что в руководстве партии возобладало стремление уйти от конкретного разговора и замолчать истинные причины провала. Это обстоятельство вызвало еще большее возмущение у рядовых коммунистов. Ряд региональных структур партии выступил против линии руководства. Конфликт в ПКРМ продолжается и, видимо, еще более обострится, если партию примут в коалицию.
Для Партии коммунистов участие в правой коалиции будет иметь фатальные последствия. Во-первых, она примет на себя ответственность за все, что было сделано АЕИ–КПП с 2009 года. В том числе за коррупцию, скандалы, кумовство и т.д. Попутно партия потеряет лицо, потому что все эти годы яростно критиковала этот курс.
Во-вторых, ПКРМ вынуждена будет поддержать все, что новая коалиция будет предпринимать и далее. Оказывать влияние на власть она не сможет. Коммунистам не позволят диктовать условия. Да они, собственно, на этом и не настаивают. Для нынешнего руководства ПКРМ главное – получить хотя бы какие-нибудь должности, «объедки с барского стола».
В-третьих, ПКРМ будет вынуждена поддержать курс на евроинтеграцию страны в том виде, в котором ее проводили до сих пор правые партии.
Расплатой будет полная потеря доверия со стороны значительного числа членов и сторонников партии и скатывание до состояния карликовой организации, каковых в Молдавии много. В числе ближайших последствий – неизбежный провал на выборах в местные органы власти нынешним летом. Уже сегодня никто не желает выдвигаться кандидатом от ПКРМ на должность главы Гагаузской автономии (выборы запланированы на март). Это притом, что ранее поддержка ПКРМ всегда рассматривалась как серьезная заявка на победу.
Все, что сегодня происходит с некогда самой влиятельной и авторитетной партией в Молдавии, похоже на операцию по смене пола. ПКРМ добровольно отказывается от всех своих прежних позиций и установок и принимает ценности своих главных оппонентов, прикрываясь демагогией о «необходимости консолидации общества».
В связи с отходом ПКРМ от своих принципиальных позиций в Молдавии сложилась уникальная ситуация: за сближение с Россией, вступление РМ в Таможенный и Евразийский экономический союзы выступает не менее 60% населения страны. Это показали прошедшие выборы. Однако партии, которая бы отвечала этим настроениям, в Молдавии сейчас нет.
Партия коммунистов пошла на соглашательство с правыми и в связи с этим стремительно теряет поддержку избирателей на левом фланге. Среди правых, разумеется, она никого не приобретет. Партия социалистов долго пребывала в маргинальном состоянии и слишком быстро взлетела. Она получила большинство мандатов в парламенте, но их не хватает для создания парламентского большинства. Неизвестно, смогут ли социалисты выдержать все трудности, связанные с пребыванием в оппозиции.
Запрос в обществе на сильную левую партию остается. Но появление такой организации или партии – это вопрос времени.