Северокорейские СМИ стремятся несколько подновить имидж лидера страны. Фото Reuters
В последние месяцы в мире значительно возрос интерес к процессам, происходящим в КНДР. Это объясняется многими причинами, и в первую очередь тем, что в стране начался процесс серьезных изменений как во внутренней сфере, так и во внешней политике. Прежде всего соседние государства хотят понять, куда КНДР будет дальше двигаться с новым лидером – Ким Чен Ыном, который во многом еще остается для внешнего мира загадкой.
Необходимо отметить, что, несмотря на многочисленные слухи, связанные с его отсутствием на публичных мероприятиях в начале осени, Ким Чен Ын продолжает, причем весьма эффективно, процесс укрепления власти. И этому мне пришлось быть свидетелем во время недавнего пребывания в Пхеньяне.
За последний год прошел целый ряд кадровых изменений в руководящих органах партии и правительства страны, которые свидетельствуют об этом. Последний пример – приход в публичную политическую сферу его сестры Ким Ё Ын.
Сегодня, на мой взгляд, этот процесс близок к завершению, и лидерская позиция Ким Чен Ына ни у кого не может вызывать сомнений. Тем более что он очень эффективно использует практику активного посещения воинских частей, предприятий промышленности и сельского хозяйства, научных и исследовательских центров. В этом он полностью продолжает линию Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, стараясь практически ежедневно проявлять свое лидерство в северокорейском обществе.
Можно прямо сказать – любые разговоры и слухи о том, что кто-то может бросить Ким Чен Ыну вызов, – не более чем попытка выдать желаемое за действительное. Равно как и спекулировать на состоянии его здоровья.
Тем более что, насколько можно судить по имеющейся информации, в следующем году, когда будет праздноваться 70-летие Трудовой партии Кореи, все же может состояться полноценный партийный съезд, на котором будет представлена новая программа развития КНДР, сочетающая в себе основные принципы политики чучхе с определенными реформаторскими шагами, особенно в экономической сфере. Кстати, за последние два года экономическое положение страны несколько улучшилось, особенно в сельскохозяйственной сфере.
Речь идет именно о долгосрочном видении стратегии развития страны в новых внутриполитических и международных условиях, которая в том числе предполагает выход КНДР из международной изоляции, и более широкое использование внутри страны опыта преобразований других государств, в частности Китая.
Есть первые признаки того, что будут происходить изменения и в оборонной сфере. На смену количественному фактору (армия КНДР одна из крупнейших в мире по численности) приходит качественный – в первую очередь за счет развития технологического и ракетного потенциала, создания эффективной современной системы противоракетной обороны и значительной модернизации военно-морских сил. А часть сокращаемого личного состава вполне может быть активно включена в реализацию экономических проектов.
Можно ожидать, что в следующем году КНДР проведет испытания новых ракетных систем, которые в совокупности с ядерным потенциалом рассматриваются как надежная гарантия безопасности страны. Особенно в свете того, что пока остаются без ответа все призывы Пхеньяна к прекращению регулярных военных маневров на юге полуострова с участием американской армии. В ряде соседних стран и США опасаются, что Российская Федерация может участвовать в модернизации вооруженных сил КНДР. Но для этого нет оснований.
Вместе с тем важно отметить, что Ким Чен Ын занимает весьма активную позицию в отношении межкорейского диалога. Выдвижение вновь в повестку дня идеи конфедеративного государства и призыв к Сеулу серьезно отнестись к возможности ее предметного обсуждения делает положение КНДР более выигрышным. И то, что после многих лет высокопоставленные представители КНДР вновь появляются на мероприятиях в Республике Корея, дает определенные надежды.
Исходя из имеющейся информации, в следующем году, когда на всем полуострове будут отмечать 70-летие освобождения от японской оккупации, есть высокая вероятность непосредственной встречи лидеров двух государств и перехода к новой программе расширения контактов, прежде всего гуманитарных, между Севером и Югом. Эта дата дает огромные возможности переступить через многолетнюю конфронтацию и предоставляет Ким Чен Ыну возможность выступить в качестве главной движущей силы объединительного процесса. Российская Федерация однозначно поддержит такое развитие событий.
Для КНДР остается очень важным дальнейшее развитие отношений с КНР и Россией. Что касается Китая, то при наличии определенных трудностей в двустороннем диалоге он остается главным политическим и экономическим партнером КНДР. И в Пекине, и в Пхеньяне ждут, что в следующем году руководители двух стран предметно обсудят весь комплекс имеющихся вопросов.
Что же касается России, то здесь можно констатировать серьезный прорыв в двусторонних отношениях, инициированный прежде всего самим Ким Чен Ыном. Фактически сейчас наши страны возвращаются к тому духу добрососедства, который всегда был между СССР и КНДР.
Речь идет прежде всего о реализации совместных крупных экономических проектов в энергетике и транспорте (прежде всего запуске транскорейской железнодорожной магистрали), значительном улучшении приграничного сотрудничества, ликвидации визовых барьеров. Это проекты на миллиарды долларов, которые будут взаимовыгодны и полностью вписываются в стратегию расширения присутствия Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В послании Ким Чен Ына, недавно переданном президенту Российской Федерации Владимиру Путину спецпредставителем лидера КНДР Чхве Рен Хэ, обращается внимание именно на высокую заинтересованность КНДР во всестороннем развитии отношений и готовность к взаимодействию. Нужно, кстати, иметь в виду и то, что в КНДР в 2015 году будет широко отмечаться роль Советской армии в освобождении страны от японской оккупации, и Пхеньян вправе рассчитывать на высокое российское представительство на соответствующих мероприятиях.
По всей видимости, до конца следующего года могут окончательно сформироваться условия для официального визита Ким Чен Ына в Москву, особенно если в ближайшие месяцы будет завершена работа по подготовке соответствующих межправительственных соглашений.
Намечался прогресс в нормализации отношений с Японией, когда прошли неформальные переговоры по решению застарелого вопроса о японцах, незаконно перемещенных в КНДР в 1970-е годы. КНДР проявила высокую степень готовности открыть свои архивы. Но недавнее принятие по инициативе ЕС и Японии резолюции Комитета ГА ООН с очередными типовыми обвинениями КНДР в нарушении прав человека может поставить крест на этом процессе или существенно затормозить его. Россия, как известно, голосовала против нее.
КНДР сохраняет важное значение для региональной и мировой безопасности. И здесь Россия может и дальше быть одним из ключевых партнеров. Это касается прежде всего вопроса о возобновлении шестисторонних переговоров по ядерной программе КНДР. В Пхеньяне подтверждают готовность к новой встрече в 2015 году, но только при отсутствии каких-либо предварительных условий со стороны США.
Ким Чен Ын, по всей видимости, стоит сегодня перед непростым выбором. С одной стороны, он очень хорошо понимает, что нужно выводить страну на новый уровень развития, проводя определенные реформы. С другой – осознает те риски, которые могут возникнуть для страны и для него самого. Но оставаться в рамках старой парадигмы он больше не может. И в случае если линия на поэтапные реформы с полным сохранением независимости и суверенитета страны будет реализована, то Ким Чен Ын найдет в Российской Федерации надежного союзника.