События в Украине 2014 года привели к кардинальному изменению политического ландшафта. Пожалуй, впервые с момента обретения Украиной независимости произошли столь масштабные изменения в расстановке сил среди украинской элиты. До 2013 года восточно-украинские и западно-украинские элиты попеременно сменяли друг друга во власти. После государственного переворота в начале текущего года к власти пришли представители западных областей Украины, которые приступили к «зачистке» политического пространства. Влияние политических элит восточных областей, которые в значительной степени определяли экономическое и политическое развитие страны, было сведено к минимуму. Во внешней политике Киев получил возможность проводить прозападную и антироссийскую политику, которая стала откровенно игнорировать интересы населения востока Украины.
Пришедшие к власти украинские националистические партии не ограничились Киевом и центральными областями страны, сделав попытку установить контроль над восточными регионами и навязать проживающему там населению идеологию украинского национализма. Подобная политика привела к гражданской войне в Луганской и Донецкой областях.
Президентские выборы мая 2014 года и парламентские выборы, прошедшие в октябре, не завершили структуризацию политического пространства. Неформальные объединения времен майдана, делающие ставку на маргинальные слои, вооруженные отряды, обслуживающие интересы отдельных политических сил и финансово-промышленных групп, а также региональные политические проекты по-прежнему оказывают сильное влияние на политическую ситуацию. Прежде всего это касается украинских регионов, которые рассматриваются в качестве перспективных территорий для контроля отдельными политическими силами. Данная ситуация отражает политическую слабость Киева, укрепление региональных элит западных регионов, пытающихся усилить свои позиции в складывающейся ситуации, отсутствие у правительства ресурсов для экономического развития. Кроме того, сказывается война на востоке Украины, которая приняла затяжной характер. Усиление внутриполитического соперничества при ухудшении ситуации в экономике будет способствовать росту заинтересованности Киева в поиске поддержки у западных стран и разыгрывании антироссийской карты.
В 2015 году серьезные изменения будут происходить в украинском парламенте, куда прошло много случайных людей, не подготовленных к ведению законотворческой деятельности. Первые заседания украинского парламента продемонстрировали заинтересованность части депутатского корпуса в использовании трибуны Верховной Рады для повышения собственного рейтинга и ответа запросам той части общества, которая до сих пор ожидает обещанных украинскими политиками преобразований.
Украина в очередной раз стоит на пороге конституционных изменений. Учитывая тот факт, что украинская политическая элита склонна искать решения через призму получения кратковременной выгоды, можно ожидать, что конституционный процесс будет проецироваться на текущие политические события. Тем более что за менее чем 20-летнюю историю украинская Конституция не раз менялась под влиянием именно конкретных политических событий. В конце 2004 года, в разгар оранжевой революции, были внесены изменения, которые превратили Украину в парламентско-президентскую республику. В период правления Виктора Януковича Украина вернулась к Конституции в редакции 1996 года. А уже в феврале 2014 года парламент проголосовал за возвращение Конституции в редакции 2004 года, тем самым изменив на Украине президентско-парламентскую модель управления на парламентско-президентскую. И вновь, как и в 2004 году, изменения осуществлялись под влиянием конъюнктурных соображений с нарушениями законодательства. Очевидно, что подгонка Конституции под текущие политические события и интересы крупного капитала закладывает предпосылки для последующих конфликтов, девальвируя роль и значение Основного закона Украины.
После парламентских выборов основные политические события переместились в регионы. Пока в Киеве основное внимание было направлено на раздел постов в парламенте и структурах исполнительной власти, в регионах представители партий и крупного бизнеса оценивали ситуацию с прицелом на возможные местные выборы, которые могут состояться в 2015 году. Этим объясняется внимание к кадровым вопросам на местах, вокруг которых развернулась острая борьба отдельных политических сил.
Ключевыми участниками в борьбе за регионы выступают президент и премьер-министр, для которых поддержка региональных элит и будущий состав законодательных органов имеют большое значение. Так, созданный на основе «Фронта перемен» политический проект «Народный фронт» хотя и набрал значительное количество голосов на октябрьских парламентских выборах, однако значительно ослабил свои позиции на местном уровне, поскольку не имеет своих фракций в местных советах. Аналогичная ситуация наблюдается у «Блока Петра Порошенко», который также не располагает структурами в регионах.
Большое внимание местным выборам уделяют в «Свободе», которая не попала в Верховную Раду и попытается сохранить свое влияние на местном уровне. Несмотря на скандалы, партия имеет неплохие перспективы, поскольку располагает партийными структурами и опирается на приверженцев своей идеологии. В этом отношении партия Олега Тягнибока имеет более выгодные позиции по сравнению с той же «Самопомощью». Данный политический проект, инициированный мэром Львова Андреем Садовым, прошел в украинский парламент, получив значительную поддержку населения. Однако отсутствие у него партийных структур значительно ослабляет его позиции на местном уровне. В целом заинтересованность большинства политических сил провести своих представителей в местные советы предопределит высокий накал соперничества.
В западных областях Украины электорат будут делить исключительно националистические силы, поскольку Партия регионов и Компартия фактически изгнаны с запада страны. Эта часть страны стала зоной безраздельного влияния националистических сил. Другие политические проекты, способные в перспективе стать оппозицией нынешним властям и предложить альтернативные пути развития, сегодня отсутствуют. В итоге на местных выборах «Оппозиционный блок» может рассчитывать на голоса лишь в юго-восточных областях Украины. Проведение подобных выборов по данному сценарию будет сохранять раздел страны по региональному принципу и политическим предпочтениям.
В отличие от востока Украины, который испытывает на себе все экономические и политические последствия военных действий и экономического кризиса, западные регионы сохранили определенную стабильность. Более того, перераспределение финансовых ресурсов в пользу западных областей и продажа земли наряду со строительством жилья и торговых комплексов создают определенную картину стабильности. Западно-украинские регионы стали местом активного посещения их западными инвесторами и политиками. Кроме того, к западу страны отмечается усиление внимание со стороны Киева и основных политических сил. Однако политическая активность происходит на фоне возрастающих социально-экономических проблем, с которыми сталкиваются жители западных областей.
Проведение местных выборов, которые могут состояться во второй половине 2015 года, рассматривается основными политическими силами в качестве завершающего этапа перезагрузки власти. Однако подобные планы могут изменить экономические и политические реалии, с которыми будет сталкиваться Украина в ближайшее время, поставив вопрос об очередной перезагрузке украинской власти.