Барак Обама готов действовать в обход Конгресса. Фото Reuters
В американской политической жизни завершившийся ноябрь был насыщен событиями. Промежуточные выборы, иммиграционная реформа, отставка министра обороны Чака Хейгела, смена стратегии в Афганистане – плотная череда важных событий.
Не считая выборов, все остальное – дело рук президента Барака Обамы. Неудача демократов на выборах подтолкнула его к действиям. Входя в последнюю четверть своего правления, президент озаботился тем, какой след он оставит в истории. Он меняет приоритеты, корректирует курс, спешит сделать то, что еще можно успеть.
Иммиграционная реформа, которую Обама провел одномоментно президентским указом, пойдя в обход Конгресса, оказалась в целом выигрышным шагом. Она избавляет от депортации примерно 4 млн практически прижившихся в стране нелегальных иммигрантов. По опросу общественному, проведенному CNN/ORC, реформу одобрила половина респондентов, 22% высказались за более решительные шаги и только 26% не поддержали. На этом фоне протесты республиканцев против «самоуправства» президента выглядят невыигрышно. В то же время они способны в опоре на завоеванное прочное большинство в обеих палатах Конгресса и губернаторов штатов противодействовать реализации реформы.
Сложнее обстоит дело в области внешней политики и политики безопасности. Здесь Обама отходит от установок, которые он пропагандировал в ходе избирательной кампании и старался в какой-то мере осуществить после избрания. Речь идет о крутом повороте курса. Наглядно это проявилось в важнейшем кадровом решении президента. Прежний Обама два года назад назначил экс-сенатора Чака Хейгела министром обороны, новый Обама заставил его уйти в отставку «по собственному желанию». В сенатском комитете по иностранным делам Хейгел вместе с Обамой осуждал предпринятое Джорджем Бушем-младшим вторжение в Ирак и высказывался в целом против интервенционистской политики. В нынешних условиях эта линия теряет поддержку.
А ведь Хейгел – весьма незаурядный, особенный глава Пентагона. До него не было министра обороны, ранее послужившего в вооруженных силах в низших чинах – он был сержантом, участвовал во Вьетнамской войне, был награжден, в том числе дважды в связи с ранениями. Ссылаясь на боевые награды Хейгела и его успешную карьеру предпринимателя, Лоренс Корб, в прошлом руководящий чиновник Пентагона, в опубликованном в американской печати комментарии утверждает, что по всем статьям Хейгел – один из наиболее компетентных глав оборонного ведомства, он лишь стал козлом отпущения за ошибки администрации.
В действительности речь идет больше, чем об ошибках. Ужасные видеосъемки казней иностранных заложников – сначала граждан США, затем и других стран, – которые запустили джихадисты во Всемирную сеть, производят шокирующий эффект. И убеждают американцев: что-то не так делалось в плане борьбы с террористами. Вывод американских войск из Ирака, осуществленный к концу 2011 года, ныне выглядит как слишком поспешный. Расчет на то, что правительство Нури аль-Малики самостоятельно создаст боеспособную армию, не оправдался. Не принесли пока эффекта и нынешние действия возглавляемой Вашингтоном коалиции.
Уволив Хейгела, президент показывает, что он работает над ошибками и пытается внести коррективы в военную политику. Это проявилось и в изданном им в секретном порядке указе о дальнейшей военной стратегии в Афганистане. Если первоначальные планы Вашингтона предусматривали прекращение участия американского воинского контингента в боевых операциях после 2014 года, то сейчас перед ним поставлена задача продолжения (хотя и в сокращенном составе) боевых действий против «Талибана» и других террористических организаций наряду с выполнением советнических функций и обучения афганских войск.
В свете того, что новый президент Афганистана Ашраф Гани подписал соглашение об условиях пребывания войск США в стране и отменил введенный его предшественником Хамидом Карзаем запрет на ночные рейды американцев в афганские деревни, правомерно считать, что участие США в войне будет продолжено, хотя и в меньших масштабах. Это если и не обеспечит победу, то по крайней мере не допустит в Афганистане до времени ухода Обамы с поста фиаско, подобное иракскому.
Остается открытым вопрос о том, какие коррективы внести в стратегию войны в Ираке и Сирии. Пока администрация США ограничилась увеличением аппарата военных советников и инструкторов в Ираке до 3 тыс. человек. В этой связи следует отметить, что глава Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) генерал Мартин Демпси систематически высказывает мнение о невозможности разгрома «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) сугубо в опоре на действия авиации, без сухопутного компонента. Да и союзники, прежде всего Турция и Саудовская Аравия, добиваются усиления действий по свержению президента Сирии Башара Асада.
В последние недели Барак Обама дважды называл угрозы, с которыми должны бороться США на мировой арене. Это эпидемия лихорадки Эбола, терроризм и «российская агрессия в Украине». Очевидно, что заметного исторического следа на этой стезе он оставить не сможет. В то же время есть направление дипломатических усилий, где Белый дом рассчитывает на прорывной результат.
Это переговоры с Тегераном о его ядерной программе, которые США ведут в составе «шестерки» международных посредников (постоянные члены Совбеза ООН и Германия), а также параллельно напрямую с иранцами путем организации двусторонних встреч в Омане.
Последний раунд переговоров «шестерки» с Ираном не завершился достижением соглашения, назначенный на 24 ноября дедлайн был сорван. Однако есть надежды на принятие взаимоприемлемого, компромиссного решения к новому сроку – через семь месяцев. В то же время над соглашением нависла угроза со стороны Конгресса. Республиканцы пытаются договориться с частью законодателей о контроле над переговорным процессом и будущим соглашением, если оно будет подписано. С учетом крайне отрицательного отношения таких внешних игроков, как Израиль и Саудовская Аравия, это грозит энергичными действиями по срыву соглашения.
В целом как в вопросах внутренней, так и внешней политики США усиливается влияние на них конфликта между республиканцами и демократами, между Белым домом и Конгрессом. Уже сейчас из лагеря республиканцев звучит угроза создать проблемы для Белого дома при рассмотрении вопросов о продлении финансирования администрации, которое заканчивается 11 декабря. На это у Конгресса старого состава есть лишь несколько дней на нынешней неделе.
Конгресс нового состава начнет работу в январе. Тогда, как предполагают политологи, противостояние между Белым домом и республиканскими законодателями обострится. Президенту станет труднее добиваться одобрения Сенатом назначения высших чиновников, комитеты Конгресса будут в полной мере использовать предоставленные им законом функции контроля над администрацией и ее ведомствами. Иначе говоря, политический климат в Вашингтоне в последние два года пребывания Обамы на посту президента будет, по прогнозам, весьма жарким.