0
6339
Газета Дипкурьер Интернет-версия

17.11.2014 00:01:00

Даешь Шестую республику!

Максим Сорокин

Об авторе: Максим Юрьевич Сорокин – эксперт по правовым вопросам автономной некоммерческой организации «Национальный институт системных исследований предпринимательства».

Тэги: франция, франсуа олланд


Президент Франсуа Олланд не отрицает, что Конституция 1958 года устарела.	Фото Reuters
Президент Франсуа Олланд не отрицает, что Конституция 1958 года устарела. Фото Reuters

Францию, кажется, окончательно признали слабым звеном Западной Европы. В последнее время все чаще в этом винят организацию высших властных структур. Как показывают осенние данные, состояние французской экономики остается безнадежным, что заставляет усомниться в возможности осуществить программу болезненных структурных реформ в рамках институтов Пятой республики. Ведь если диагноз «французского недуга» – «слишком много государства» – давно поставлен и ни правым, ни левым не удается исправить ситуацию, то, может, пора менять Пятую республику на Шестую?

Совсем недавно такая постановка вопроса была бы сочтена неуместной. Ведь режим Пятой республики был введен в 1958 году генералом Шарлем де Голлем как раз для того, чтобы, придерживаясь демократических начал, государство могло эффективно, последовательно и в сжатые сроки отвечать на вызовы, стоящие перед страной. Конституционная форма Пятой республики отличается известной оригинальностью, сочетая элементы президентского (США) и парламентского (Великобритания, ФРГ) правлений. С одной стороны, есть сильный президент, который должен выполнять функции надпартийного арбитра и хранителя скреп нации. С другой – кабинет министров, отвечающий за социально-экономическое развитие. Система была настроена таким образом, чтобы последнее слово принадлежало избирателям (а не партиям).

До недавнего времени такая сложная схема, комбинирующая монархические инстинкты французов с их привязанностью к революционным завоеваниям, казалась воплощением институционального консенсуса, в целом разделяемого и левыми, и правыми. Однако за последние 30 лет, пока французская экономика фактически дрейфовала, доверие граждан к политической элите Пятой республики стало иссякать. Авторитет главы государства находится на рекордно низком уровне, в парламентском большинстве – разброд, кабинет министров с трудом проводит инициированные им законопроекты, оппозиция не в состоянии предложить реальной альтернативы, и слева, и справа набирают силу крайние течения. Все это в итоге вылилось в обсуждение радикальной реформы институтов власти, то есть породило идею Шестой республики.

На переднем крае борьбы за Шестую республику – лидер крайне левых Жан-Люк Меланшон (занял четвертое место на президентских выборах 2012 года). По его убеждению, Пятая республика – «при последнем издыхании». Нужно созвать учредительное собрание для разработки новой Конституции, которая сделает народ хозяином страны. Его экзотический проект в чем-то напоминает якобинский конвент: президенту оставят лишь представительские функции, а центром политической системы вновь станет парламент. Участие в выборах надо сделать обязательным, право собственности ограничить «владением», а также ввести «зеленое правило», которое запретит человеку брать от природы больше, чем она может дать.

На этом фоне умеренным выглядит проект Арно Монтебура, изгнанного в августе после резкой критики политики премьера Мануэля Вальса с поста министра экономики. В 2006 году основанное им движение «За Шестую республику» презентовало проект новой Конституции, предполагающей учреждение парламентской республики с сильным премьером по образцу ФРГ или Великобритании. Реализация этого проекта маловероятна: председателя правительства, как правило, выбирают парламентарии, а за годы Пятой республики французы пристрастились к всенародным выборам верховного руководителя страны.

Вместе с тем в последнее время все больше влиятельных фигур в стане социалистов выступает за дальнейшее расширение президентских полномочий. Дело в том, что с 2002 года президент избирается на тот же срок, что и легислатура, поэтому парламентское большинство позиционирует себя в качестве президентского. В свою очередь, президент вынужден более активно, нежели раньше, заниматься текущими делами. В то же время весьма немногочисленная канцелярия президента не позволяет ему эффективно руководить бюрократическим аппаратом, поскольку формально этим должен заниматься премьер-министр.

Выход: упразднить пост главы правительства, позволив президенту напрямую руководить исполнительной ветвью (как в США). Если раньше такую позицию на левом фланге разделяло не так много тяжеловесов (Жак Ланг, Жан-Пьер Шевенман, Лионель Жоспен), то теперь в их полку, что называется, прибыло. В начале октября в пользу такой Шестой республики высказался Клод Барталон – председатель Национального собрания. Кроме того, предложение ликвидировать пост премьера озвучил ряд фрондистов из числа депутатов Соцпартии, выступающих против либерального курса Вальса, который сейчас занимает эту должность.

В лагере правых, руководивших Францией до 2012 года, хотя по традиции и заверяют в преданности основам Пятой республики, завещанной де Голлем, также уже не раз открыто заявляли, что не исключают реализации идеи президентской республики. В ее поддержку выступали экс-президент Николя Саркози и бывшие премьеры Франсуа Фийон, Жан-Пьер Раффарен, Эдуар Балладюр.

Президент Франсуа Олланд на публике заявляет о полной поддержке Пятой республики, однако в частных беседах высказывается иначе: по его мнению, Конституция 1958 года устарела и то, что все основные рычаги сконцентрированы в руках главы государства, делает его наиболее уязвимым звеном власти в обществе, где реальная власть распылена. В начале своего правления Олланд запустил несколько точечных конституционных реформ, которые, однако, были приостановлены из-за оппозиции правых. Гораздо больше удалось сделать в рамках текущего законодательства: заработал механизм всеобъемлющего регулирования «конфликта интересов» для носителей публичной власти, запрещено совмещать парламентский мандат с работой в местных органах власти, начата территориальная реформа. Недавно стало известно, что в начале будущего года президент планирует выступить с новыми инициативами.

Таким образом, во Франции, похоже, готовится общеполитический консенсус о необходимости кардинальных реформ организации власти. Скорее всего этот вопрос в отличие от 2012 и даже 2007 года станет одной из центральных тем следующей президентской кампании.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1714
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1070
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
776
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1055

Другие новости