Петр Порошенко пытается рассмотреть украинские перспективы. Фото Reuters
Вряд ли можно сегодня начинать материал о событиях в Украине словами: «Граждане проснулись в совершенно новой стране и в совершенно новой действительности». И не только потому, что досрочные парламентские выборы мало что изменят в ситуации вокруг основных вопросов современности – вопросах войны и мира. Выборы создают дополнительную головную боль президенту Порошенко и вносят свою лепту в общую нестабильность внутри страны.
Пока еще рано говорить о результатах выборов – Центральная избирательная комиссия ведет подсчет голосов, и он (традиционно) затянется приблизительно на неделю. Но уже до выборов были понятны некоторые общие тенденции в политической жизни и в настроениях граждан. Особых сюрпризов ожидать не приходилось – президентская партия «Блок Петра Порошенко» является лидером кампании, остальные партии отстают с большим отрывом. Интрига состояла в нескольких моментах: а) сколько голосов наберет политическая партия Юлии Тимошенко «Батькивщина» (по некоторым соцопросам она могла вовсе не попасть в парламент, а согласно другим – могла финишировать второй); б) сможет ли набрать более 10% партия премьер-министра Арсения Яценюка «Народный фронт»; в) кто из оппозиционных партий – «Оппозиционный блок» или «Сильная Украина» – попадет в парламент; г) пропустят ли в парламент коммунистов; д) попадут ли в парламент националистические партии («Свобода» либо «Правый сектор»).
Но теперь Петр Порошенко предстанет перед проблемой формирования парламентского большинства и новой коалиции. Вряд ли ему удастся создать однопартийное большинство – по имеющейся информации, помощник госсекретаря США Виктория Нуланд во время недавнего визита в Киев предостерегла президента Украины от подобных попыток. Оно и понятно: Соединенные Штаты желали бы видеть не только субъектом коалиционного процесса, но и премьер-министром Арсения Яценюка – наиболее проамериканского политика в современной украинской политической тусовке. Остается открытым вопрос: а хочет ли видеть Яценюка во главе исполнительной власти сам Порошенко? Судя по словам его советника Николая Томенко, вряд ли. Яценюк в последнее время откровенно фрондирует и формирует так называемую «партию войны» в украинской власти – партию, которая идет вразрез с политикой, декларируемой президентом. И при этом Яценюк старается группировать вокруг себя наиболее агрессивную часть украинского политикума, подкрепленную «людьми в камуфляжах».
Независимо от выбора партий все голосовали за стабильность и мир.
Фото Reuters |
Свою избирательную кампанию Яценюк построил по хорошо проверенному во времена Юлии Тимошенко принципу «голосуя на выборах, выбираешь премьера». В этом – главная ошибка Яценюка: даже если его политическая сила получит 10%, это дает основание его недоброжелателям говорить о соответствии рейтинга партии и уровня поддержки премьер-министра. Мол, только 10% украинцев желают видеть Яценюка в роли премьера. Куда более убедительной была бы кампания, при которой Яценюк акцентировал бы внимание на политической весомости фигуры премьер-министра – а ведь по нынешней редакции Конституции премьер-министр является фигурой номер один в украинской политической жизни!
Вопрос о коалиции с «Батькивщиной» Юлии Тимошенко отпадает сам по себе: Порошенко хорошо помнит уроки 2007–2009 годов и то, как поплатился Ющенко за неосторожный союз с Тимошенко. Юлия Владимировна не умеет находиться на вторых ролях – равно как и Петр Алексеевич. Вот уж точно может найти коса на камень! И в 2005 году уже находила!
Также теоретически можно рассматривать вопрос коалиции «Блока Петра Порошенко» с «Самопомощью» Андрея Садового, мэра Львова. Но в данной ситуации очевидна связь некоторых представителей «Самопомощи» с олигархом Игорем Коломойским, влияния и силы которого в окружении Порошенко откровенно опасаются. Хотя пока проект коалиции с «Самопомощью» кажется наиболее простым и наименее рискованным для президента. Осталось главное – «Самопомощь», находящаяся в группе риска, должна попытаться пройти в парламент.
Выборы оставляют открытым еще один важный вопрос: а что делать с востоком Украины? Ведь «партии майдана» так и не стали «своими» для жителей востока и юга. Восток и юг Украины находятся в состоянии политической прострации после поражения и бегства Януковича. «Революция достоинства» так и не стала достоянием всех граждан Украины – на юге и востоке к эстетике майдана и революционной терминологии отношение в лучшем случае сдержанно-скептическое. Официальный Киев пытается всячески не замечать эти настроения, акцентируя внимание на внешних проявлениях патриотизма (демонстрации под национальными флагами, пение гимна или ношение вышиванок). При этом политические силы, претендующие на представление интересов юго-востока в парламенте (например, «Оппозиционный блок»), немедленно объявляются «пятой колонной» России. А территории ДНР и ЛНР вообще не будут иметь представительства в украинском парламенте. То есть новый парламент уже по своей сути является миной замедленного действия под украинской стабильностью, так как по факту игнорирует настроения огромного региона. Новый парламент – это своеобразная «месть юго-востоку», своеобразный реванш за целую череду политических поражений украинского Запада – по принципу «горе побежденным!».
Но восток готовится к своим выборам. Согласно Минским договоренностям 5 сентября 2014 года, на территориях, занятых силами так называемых ДНР и ЛНР, необходимо провести выборы в местные структуры власти. То есть появятся органы, которые будут иметь полномочия и мандат на переговоры, внутреннее обустройство территорий и на политический диалог с официальным Киевом (поскольку до последнего времени в Киеве самопровозглашенных лидеров Донбасса справедливо считали самозванцами и не хотели вступать с ними в контакт). Но вот Киев настаивает на проведении выборов 7 декабря, а сепаратисты – в начале ноября (Донецк – 2 ноября, Луганск – 9 ноября). Понятно, что новоизбранная власть в районах, контролируемых сепаратистами, будет критически относиться к официальному Киеву, но последние тенденции показывают: в Донецке и Луганске появляются силы (даже на уровне полевых командиров), которые на определенных условиях согласны говорить о мире и вести переговоры.
Удастся ли в результате выработать общую позицию и привести страну к долгожданному миру вследствие согласования избирательных и поствыборных процессов – этот вопрос остается открытым. Ведь сам факт проведения выборов еще ничего не значит. Выборы – это всего лишь необходимый инструмент, не более.