Украинцы, разочарованные политикой новой власти, требуют перемен. Фото Максима Никитина/ТАСС
Идея обновления власти стала ключевой темой предвыборной кампании практически всех политических сил. Электорат в очередной раз пытаются убедить в том, что на смену коррумпированным чиновникам придут честные политики, способные улучшить жизнь простого человека. Под прикрытием этих обещаний в стране полным ходом идет передел власти и собственности, который по своему масштабу, вероятно, не имеет аналогов в современной украинской истории.
Отличительной особенностью нынешних событий на Украине стал массовый приход в политику случайных людей, которые раньше не имели никаких шансов попасть во власть. Их появление на политической сцене напрямую связано с государственным переворотом, совершенным в начале 2014 года, военными действиями на востоке страны и проведением досрочных выборов в украинский парламент. Используя ситуацию, а также заинтересованность различных политических партий, новоявленные политики пытаются попасть в стены Верховной Рады, позиционируя себя в качестве защитников населения и истинных патриотов Украины. В свою очередь, население готово поддержать новые лица, в очередной раз попадаясь на избирательные технологии и предвыборные обещания.
Народным выступлениям против представителей прежнего «преступного» режима подыгрывают политики и крупный капитал. Националистически настроенным группировкам, полукриминальным бандам дана возможность заявить о себе в качестве движущей и независимой силы украинской политики. Так называемая уличная люстрация преподносится в качестве стихийной, неуправляемой формы протеста, хотя избирательность применяемых мер воздействия указывает на спланированный характер многих публичных акций. Все это свидетельствует о том, что активисты уличных событий, бывшие командиры батальонов Нацгвардии являются пешками в политической борьбе. Основное влияние по-прежнему продолжают оказывать представители крупного капитала, которые выделяют значительные средства на поддержку действующих и продвижение новых политических проектов.
Наглядным примером служит радикальная партия Олега Ляшко. За последние три года его партия сумела пройти путь от никому не известного политического проекта до всеукраинской известности. Набранные Ляшко на президентских выборах 8% и вхождение его партии в Киевский городской совет показывают, что данный политический проект имеет свой электорат. В основном это маргинальные слои, разочарованные политикой прежних властей и готовые поддержать популистов, обещающих покончить с коррупцией, обнищанием, а также решить социально-экономические проблемы. При этом вне рассмотрения остаются вопросы, связанные с появлением у партии финансовых средств на оплату рекламы, закупку оборудования. Еще больше вопросов вызывают причины допуска Ляшко на центральные украинские каналы, которые предоставляют ему эфир и активно освещают его предвыборную кампанию. Впрочем, ситуация выглядит иначе, если принять во внимание факт активного спонсирования Ляшко крупным бизнесом.
В отличие от системы власти, которая мало чем разнится от периода правления Виктора Януковича, серьезные изменения произошли в расстановке сил. Большинство из тех, кого ранее называли «тяжеловесами» украинской политики, были вынуждены уйти в тень. В результате на первые роли в украинской политике вышли вчерашние оппозиционеры, в то время как представители юго-восточных регионов оказались вытесненными на обочину политического процесса. Несмотря на это, представители Партии регионов пытаются участвовать в выборах через «Оппозиционный блок», который практически не представлен в средствах массовой информации.
Данный политический проект ориентируется на электорат юго-восточных областей и рассчитывает преодолеть проходной барьер. Впрочем «Оппозиционный блок» имеет невысокие шансы попасть в новый состав Верховной Рады, поскольку неизвестен избирателю, который к тому же достаточно настороженно относится к политикам, которые проиграли майдан. Существует еще проект Сергея Тигипко «Сильная Украина», куда также вошли бывшие «регионалы». Перспективы его также весьма туманны, а кроме того, в последнее время Тигипко активно играет на стороне властей. В этом контексте использование «Сильной Украины» можно рассматривать как попытку заблокировать создание других политических проектов, способных консолидировать разрозненный и запуганный электорат юго-восточных областей.
В еще более сложной ситуации находится Компартия Украины, которая испытывает мощный прессинг представителей националистических партий, требующих запрета коммунистической идеологии. Фактически представители власти озвучили установку – Компартия не должна пройти в будущий состав парламента.
Призывы представителей Партии регионов и Компартии к властям обуздать деятельность националистических партий выглядят по крайней мере странно. Эти силы несут прямую ответственность за сложившуюся в стране ситуацию. Первые сознательно финансировали националистические силы, совершенно неадекватно оценивая всю опасность подобной затеи. В свою очередь, руководство украинских коммунистов, особенно в последние годы, мало что делало для того, чтобы поставить барьер на пути национализма, подыгрывая «регионалам» в достижении личных интересов. Итогом подобной политики стали глубокий политический кризис, военные действия на востоке страны и угроза дезинтеграции.
Кардинальное переформатирование украинской элиты, начавшееся на Украине в феврале-марте 2014 года, далеко от своего завершения. Президентские выборы в мае текущего года и парламентские выборы, намеченные на конец октября, могут рассматриваться в качестве промежуточного этапа перегруппировки сил, но никак не конечной цели.
В 2014 году начался третий поход за властью в Киев представителей западноукраинских регионов. Первые два состоялись в 1991 и 2004 годах и потерпели неудачу. В текущем году западноукраинская элита сумела установить контроль над Киевом и распространить свою идеологию в качестве государственной на остальные регионы Украины. В результате баланс между промышленным востоком и западом Украины, который выступал мотором движения страны в Европу, оказался нарушен.
Ключевой фигурой предвыборной кампании остается президент Петр Порошенко, который рассчитывает сформировать пропрезидентское большинство в Верховной Раде и получить подконтрольное правительство. Однако повторить успех Виктора Януковича ему будет гораздо сложнее. Политические партии, которые имеют шанс пройти в парламент, имеют различных спонсоров. Ситуация в экономике является предельно сложной. Открытым остается вопрос о характере отношений между парламентом и региональными элитами, которые в последнее время усилили свои позиции и вряд ли согласятся с уменьшением своих полномочий. С учетом того, что будущий состав Верховной Рады, по всей видимости, будет представлен сторонниками унитарного государства с сильной властью в Киеве, можно ожидать нового витка политического кризиса между регионами и центральными властями.
Прохождение в Верховную Раду случайных людей, взятых в партии фактически с улицы и исключительно из соображений предвыборной кампании, повышает вероятность принятия парламентом популистских решений. Другая группа депутатов будет представлена приверженцами националистической идеологии, которые будут искренне выступать против любого сотрудничества с Россией, списывая на нее все проблемы в экономике и внутренней политике. Очевидно, что подобный состав украинского парламента очень быстро может завести страну в политический тупик и экономический коллапс, поскольку преобладание революционной целесообразности наряду с попытками построения «правильного» украинского государства будет входить в противоречие с социально-политической и экономической ситуацией. Впрочем, для тех, кто остается за кулисами украинской политической жизни, это не имеет никакого значения.