Лидер Демпартии Мариан Лупу агитирует избирателей лично. Фото с сайта www.pdm.md
За два месяца до парламентских выборов в Молдавии сложилась чрезвычайно интересная ситуация. В отличие от всех прошлых выборов сегодня никто не может предсказать их результат и вероятную конфигурацию будущей власти. Это обстоятельство явилось следствием целой серии интригующих событий, которые произошли в первой половине текущего года и в конечном счете сформировали предвыборный расклад.
Интрига первая: европейская риторика проевропейской правящей коалиции не приносит результата. Все пять лет пребывания у власти правая коалиция (сейчас она называется Коалиция проевропейской политики – КПП) старательно демонстрировала свою лояльность Европейскому союзу и США. За верность она получала льготные кредиты и гранты, одобрение Брюсселя и Вашингтона, визиты высокопоставленных чиновников и государственных мужей. И все это невзирая на скандалы, тотальную коррупцию, клановость и наступление на основополагающие принципы демократии, которыми сопровождались все годы пребывания у власти КПП.
Кульминацией этого процесса стало подписание 28 июня 2014 года Соглашения об ассоциации Молдовы с ЕС, вместе с Украиной и Грузией. Молдавия также получила упрощенный визовый режим со странами Европейского союза. Представители КПП в полный голос заговорили о реальных перспективах вступления Молдавии в ЕС в ближайшем будущем. Впрочем, европейские политики этот оптимизм не разделяли. Они обходились обтекающими формулировками о том, что, мол, предстоит еще «много поработать». Они старательно избегали конкретных сроков, но подчеркивали при каждом удобном случае, что Евросоюз не резиновый и еще долго не планирует расширяться. И так достаточно проблем.
Тем не менее официальная пропаганда преподносила Соглашение об ассоциации не иначе, как «неоценимый и важный шаг на пути интеграции Молдовы в ЕС». Благодаря заявлениям лидеров КПП и бодрым репортажам СМИ о неизбежном будущем Молдавии в «братской семье европейских народов» в определенных слоях общества появились вполне закономерные ожидания. Однако очень скоро они сменились раздражением. Выяснилось, что полноценного вступления в ЕС ждать неопределенно долго. А для того чтобы воспользоваться безвизовым режимом и с ветерком прокатиться по Европе, нужны деньги. При этом права на работу этот режим не дает. Вдобавок Соглашение об ассоциации налагает на Молдавию неподъемные требования, которые в конечном счете способны нанести непоправимый вред экономике, в первую очередь сельскому хозяйству.
В оставшееся время до выборов правящая коалиция к своему ужасу выяснила, что проевропейская риторика и обещания набили оскомину и не приносят ожидаемого результата. Эксперты заговорили о вполне вероятном поражении правых партий на выборах. Во всяком случае, опросы общественного мнения показывают, что партии, составляющие КПП, действительно могут не получить большинство в парламенте (50+1 место из 101), необходимое для сохранения власти.
Интрига вторая: разлад в стане Партии коммунистов. Еще полгода назад, практически все эксперты и наблюдатели предсказывали победу на выборах Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ). Причем победа вырисовывалась абсолютная – в одиночку, без союзников и попутчиков. Слишком богатым на коррупционные скандалы было правление КПП. Слишком откровенно и навязчиво западники стремились вырвать Молдавию из сферы политического и экономического влияния России. Но внезапно в мае-июне внутри партии разразился конфликт из-за различных подходов к методам борьбы и вопросам предвыборной стратегии и тактики. Победила линия сторонников предельно бюджетной и «вегетарианской» предвыборной кампании.
Конфликт был явно некстати. Он стал настоящим подарком и для правящей коалиции. Масла в огонь подлили конкуренты, (подсуетились олигархи и политтехнологи). В итоге вместо вполне ожидаемой победы теперь речь идет только о вариантах коалиций. Оппоненты коммунистов увлеченно подсчитывают потери ПКРМ и сходятся во мнении, что скандал отнял у партии не менее 10% голосов избирателей.
Интрига третья: партия социалистов набирает обороты. В то время как ПКРМ занималась внутренними разборками, Партия социалистов (ПСРМ), также претендующая на голоса на левом фланге, стала набирать обороты. Главным содержанием предвыборной кампании ПСРМ стал тезис о вступлении Молдавии в Таможенный союз. Партию социалистов поддержали в Москве. Лидер ПСРМ Игорь Додон встречался с председателем Госдумы РФ Сергеем Нарышкиным, председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов побывал на съезде социалистов в Кишиневе.
В молдавском политсообществе ходят слухи о возможной встрече (накоротке, исключительно для того, чтобы зафиксировать для истории рукопожатие) Додона с президентом Владимиром Путиным. Так это или нет – выяснится очень скоро. Но следует отметить, что даже разговоры об этом повышают рейтинг социалистов, что неудивительно, учитывая высокий авторитет российского президента и симпатии к Таможенному союзу (согласно всем опросам, число сторонников вступления Молдавии в ТС составляет около 50–55% граждан страны).
В результате партия, рейтинг которой в обществе несколько лет подряд колебался в границах статистической погрешности и составлял около 1%, всего за четыре-пять месяцев вырос в несколько раз. И сегодня политологи уверенно предсказывают, что ПСРМ преодолеет барьер в 6% и пройдет в парламент в том числе за счет тех, кто отвернулся от Партии коммунистов.
Голосов могло быть и больше, однако на ПСРМ и ее лидере Игоре Додоне тяжким грузом висит участие в голосовании за кандидатуру Николая Тимофти на пост президента 16 марта 2012 года. Тогда Додон заявил, что Тимофти «прошел тест на государственность» и подарил правящей коалиции недостающие три голоса для избрания президента. Это позволило правым партиям избежать досрочных выборов и сохранить власть в своих руках. Сегодня это помнят многие и время от времени задаются вопросом: был ли тот «подарок» бескорыстным? Особенно учитывая то обстоятельство, что Тимофти оказался вовсе не сторонником сохранения молдавской государственности. Наоборот, он спокойно говорит о возможности поглощения Молдавии Румынией в будущем и является горячим сторонником блока НАТО.
Интрига четвертая: темная лошадка – Ренат Усатый, бизнесмен и бывший советник премьер-министра Владимира Филата, идет на выборы в составе партии «Патрия» (Родина). До недавних пор в Молдавии это имя мало кому было известно. Тем не менее сегодня ему прочат около 10% на выборах, и это настоящий сюрприз для всех, потому что ни полноценной программы, ни подготовленной команды единомышленников него нет. Есть харизма, напор, безраздельная уверенность в успехе и деньги, которые он тратит не считая.
Усатый начал свою кампанию раньше всех и весьма оригинально – серией концертов звезд российской и украинской эстрады. В Молдавии побывали Иосиф Кобзон, Стас Михайлов, Лепс, София Ротару и другие. Усатый не усложняет себе жизнь дискуссиями о путях выхода страны из кризиса или спорами о том, в каком направлении Молдавии двигаться. Его ставка – массовые зрелища и простые лозунги: «Сила – в правде», «Всех, кто замешан в коррупции – за решетку», остальным обещана сытая и веселая жизнь, как и организуемые им концерты.
Публике это нравится, и никакие выпады власти, публикация компромата о якобы криминальном прошлом Рената Усатого не сбивают интерес в массах к его персоне.
Итак, грядущие выборы пройдут без явного фаворита. В прежние времена на левом фланге преобладала Партия коммунистов, набирая 40–45% голосов избирателей. На правом – Либерально-демократическая партия (около 25–30%). Теперь такого политического ядра нет. Политическое поле – и правое, и левое – раздроблено. В парламент пройдут пять-шесть партий, каждая из которых наберет от 7–10% до 25–30%.
Главный вопрос, который волнует общество: как будет выглядеть будущая коалиция? И тут вырисовываются всевозможные варианты: левая коалиция (Компартия, Демпартия, социалисты); правая коалиция (Демпартия, Либерально-демократическая и Либеральная партия); так называемая большая коалиция в составе ПКРМ, ЛДПМ, ДПМ. Есть и другие варианты.
При любых раскладах больше всех козырей на руках у Дона Карлеоне молдавской политики – бизнесмена Влада Плахотнюка. Он полновластный хозяин нынешней коалиции, хотя второй год (после серии неприятных скандалов) старательно держится в тени. Он держит в своих руках нити управления государственными структурами и большинством партий, которые принимают участие в выборах и располагают шансами на то, чтобы пройти в парламент. Поэтому конфигурация будущей коалиции, более чем вероятно, будет составлена при его деятельном участии и покровительстве. При условии, конечно, что в последний момент не произойдут какие-либо новые сюрпризы.
Первые несколько недель после выборов будут временем большого торга. В выигрыше окажутся те партии, у которых будет больше мест (то есть выгодные стартовые условия для переговоров) и лидеры которых будут щедры на обещания.
Впрочем, при всем при этом до конца не исключен вариант, что переговоры о создании новой коалиции зайдут в тупик либо участники процесса не сойдутся на кандидатуре главы правительства, и парламент станет недееспособным. Тогда необходимо будет проводить досрочные выборы. В Молдавии так уже бывало, и не один раз.