Постпреду РФ при ООН Виталию Чуркину часто приходится вступать в полемику с западными дипломатами по вопросам ситуации на Ближнем Востоке. Фото Reuters
Принятая Советом Безопасности ООН 24 сентября резолюция 2170 – документ, в какой-то степени поворотный в международных делах. Впервые орган всемирной организации, несущей ответственность за обеспечение глобальной безопасности, принял решение о борьбе с джихадизмом как важнейшим источником международного терроризма. В резолюции содержится требование ко всем членам организации – это на данный момент 193 страны – принять эффективные меры по недопущению подпитки добровольцами террористических организаций, действующих на Ближнем Востоке. Речь идет о боевых действиях в Ираке и Сирии, в которых участвуют, по распространенной оценке, до 12 тыс. джихадистов, прибывших из стран Европы и США. Получив боевой опыт и дополнительную мотивировку, эти люди могут, вернувшись в свои страны, стать реальной и весьма серьезной угрозой их безопасности. Такие факты налицо.
Разумеется, недостаточно констатировать такую опасность. Решающее значение будет иметь то, как конкретно власти разных стран будут следовать требованиям ООН. Кое-где, например в Британии, начались бурные споры по поводу того, можно ли изымать паспорта у таких лиц исключительно на базе данных спецслужб, не нарушит ли это права человека, о необходимости соблюдения которых говорится в одном из пунктов резолюции.
Толчок для принятия резолюции 2170 дали действия в Ираке и Сирии экстремистской организации, первоначально филиала террористической «Аль-Каиды» в Ираке, называвшейся «Исламским государством Ирака и Леванта» (под последним подразумевает Сирию и Ливан), а ныне просто «Исламским государством» (ИГ). С 2013 года эта организация участвует в войне в Сирии на стороне антиправительственных сил, а с июня нынешнего года она захватила значительные территории в Ираке, дойдя практически до Багдада. Ныне ИГ контролирует около одной трети территории Сирии и одной трети территории Ирака.
На сирийском фронте действуют и другие джихадистские формирования, в частности тесно связанные с «Аль-Каидой» «Джабхат ан-Нусра» и «Хорасан». Но главной из всех после вторжения в Ирак стало ИГ. Громкий успех боевиков ИГ, в краткие сроки разгромивших крупную группировку иракской армии, захвативших Мосул, второй по величине город страны и центр нефтедобычи, привлек к ИГ новых бойцов. Этому способствовало и то, что ИГ стало самой богатой джихадистской организацией: к традиционным источникам финансирования (ваххабитское духовенство арабских монархий Персидского залива) добавились захваченные в Мосуле денежные запасы филиала Центрального банка Ирака и доходы от контрабанды нефти, добываемой в подконтрольных ИГ районах Сирии и Ирака.
Весь мир был шокирован запущенной боевиками в Интернет видеосъемкой казни захваченных заложников – сначала гражданина США, затем британца. Позднее единомышленники ИГ в Алжире казнили захваченного ими французского туриста. Руководство ИГ сознательно бросает вызов всему миру. Подавая себя как самую решительную и жестокую организацию, главари ИГ вербуют новых боевиков. На протяжении последних месяцев стремительно увеличивалась оценка экспертами численности сил ИГ: 8, 13, 20, 30 и 50 тыс. человек. Последнюю цифру озвучил на прошлой неделе секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев.
Все эти данные – убедительное свидетельство того, что ИГ на данный момент самая опасная международная террористическая организация. Показательно, что Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2170 единогласно. В то же время обращает на себя внимание, что эта резолюция касается лишь одного из аспектов борьбы с терроризмом. США не стали запрашивать одобрения уже начатой ими кампании авиаударов по силам ИГ со стороны Совбеза, единственного органа ООН, имеющего полномочия принимать или разрешать проведение мер военного принуждения. ООН, правда, была оповещена об этих операциях письмом постпреда США Саманты Пауэр, причем сами военные действия оправдываются ссылкой на право Ирака на самооборону. Барак Обама не стал запрашивать согласие Совета Безопасности ООН на формирование международной коалиции, действуя таким образом по рецептам своего предшественника Джорджа Буша-младшего. То же самое сделал он и во внутриполитическом плане, сославшись на полномочия Конгресса, предоставленные Бушу.
По всем признакам американская дипломатия не хотела допустить дискуссии по поводу действий США в регионе, поскольку она неизбежно коснулась бы корней возникновения, казалось бы, новой крайне опасной террористической угрозы, а они в значительной степени связаны с пороками курса западных стран на Ближнем Востке. Один из таких пороков – использование западными странами экстремистских формирований исламистской направленности для достижения своих геополитических целей.
Такой «брак по расчету» имел место в ходе войны в Афганистане в 1979–1989 годах, когда США и Саудовская Аравия финансировали и вооружали афганских моджахедов, привлекая в их ряды боевиков из арабских стран. Последние не сложили оружие с окончанием войны, а повернули его против вчерашних союзников. Так возникла террористическая «Аль-Каида».
С приходом арабской весны вновь возник соблазн использовать в тактических целях исламистские силы. Известно, к чему это привело в Ливии – к полной анархии и развалу страны и даже к нападениям боевиков-исламистов на диппредставительства западных стран. Подобного рода симбиоз, наблюдающийся в ходе трехлетней войны в Сирии, дал джихадистам шанс укрепиться за счет внешней помощи, а затем и распространить войну на Ирак.
Формируя международную коалицию для борьбы с ИГ, Вашингтон не отказывается от лозунга смены режима в Сирии. Двойственность такого подхода очевидна. Это смущает даже некоторых участников коалиции, старающихся ограничиться действиями на территории Ирака, но не Сирии. (По сообщениям из Вашингтона, американская дипломатия числит в новой «коалиции желающих» до 40 стран, но активными участниками военных операций, на данный момент исключительно воздушных налетов, являются 11 стран: США, пять европейских стран и пять арабских.)
Надо отметить, что прямых военных действий против правительственных сил Сирии США не осуществляют. Более того, Вашингтон известил Дамаск о начале налетов на объекты ИГ на сирийской территории. Однако предложение сирийских властей действовать координированно Соединенными Штатами не принято. Более того, намерение Вашингтона совместно с Саудовской Аравией создать базу для обучения умеренных сирийских оппозиционеров с целью открытия фронта борьбы с ИГ в Сирии несет прямую угрозу Дамаску. Речь идет для начала о подготовке 5 тыс. боевиков, однако глава Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Мартин Дэмпси объявил в минувшую пятницу, что для изнания ИГ с сирийской территории потребуются сухопутные силы численностью от 12 тыс. до 15 тыс. человек.
Имеющийся опыт показывает, что подобные формирования почти неизбежно перерождаются в джихадистские. А значит, Вашингтон наступает на те же грабли – в попытке добиться своих геополитических целей создает для себя потенциальную угрозу.