Реджип Тайип Эрдоган и Ахмет Давутоглу вместе с женами присутствовали на съезде ПСР в Анкаре. Фото Reuters
28 августа в Анкаре состоялась инаугурация нового президента страны – бывшего премьер-министра Реджепа Эрдогана, впервые в истории Турции избранного прямым всенародным голосованием. За день до этого лидером правящей партии, а следовательно, новым премьер-министром страны был избран соратник Эрдогана Ахмет Давутоглу, занимавший до этого должность министра иностранных дел.
Его назначение без преувеличения можно назвать второй победой Эрдогана. Согласно действующей Конституции Турции, должность президента страны является в большой степени номинальной, а реальные властные полномочия принадлежат премьер-министру. Для того чтобы лично повлиять на решение правящей партии и обеспечить назначение на должность премьер-министра своего сторонника, Эрдоган объявил, что до инаугурации он останется лидером партии и продолжит исполнять обязанности премьер-министра. Его политические оппоненты назвали это решение как минимум неэтичным. Тем не менее этот план удался, и теперь многие полагают, что Эрдоган будет и далее определять политический курс страны и руководить «карманным» премьер-министром и правительством.
Несмотря на одержанные победы, новому тандему Эрдоган–Давутоглу уже в ближайшем будущем придется решать серьезные проблемы как внутри страны, так и за ее пределами.
Выборы президента проходили в условиях нестабильной внутриполитической обстановки в стране. Прошедший год, отмеченный непрекращающимися политическими протестами с требованиями отставки правительства, пожалуй, стал одним из самых сложных в политической деятельности бывшего премьер-министра. К этому добавился разгоревшийся в конце декабря прошлого года крупный коррупционный скандал, в котором оказалось замешано ближайшее политическое окружение Эрдогана. Подобные скандалы часто стоят политикам их карьеры. И хотя Эрдоган смог не только удержаться у власти, но и выиграть президентские выборы, в складывающейся ситуации его оппоненты вряд ли прекратят нападки на новое-старое руководство страны.
Эрдоган обвиняет в дестабилизации обстановки в стране не столько оппозицию, сколько так называемую пятую колонну, состоящую из сторонников и последователей влиятельного в Турции богослова Фетуллаха Гюлена, поддерживаемого западными силами. Следует также учитывать, что, несмотря на полученные Эрдоганом 52% голосов на президентских выборах, это отнюдь не означает, что его поддерживает большая часть турецкого общества. Из 53 млн турецких граждан, имеющих право голоса, за нового президента проголосовали лишь чуть более 20 млн человек – именно они и составляют его электоральную базу.
Ранее в своих публичных выступлениях Эрдоган обещал своим сторонникам расправиться с внутренними и внешними врагами и стать создателем «новой Турции». Однако сразу после победы на выборах он предложил «оставить старые ссоры в старой Турции», что можно расценивать как желание прекратить конфронтацию, ведущую к дальнейшему расколу турецкого общества, и начать добиваться примирения и национального согласия. Вопрос в том, насколько искренни эти призывы и примут ли его оппоненты протянутую им руку дружбы.
Не менее сложные задачи стоят перед новым руководством страны и в области внешней политики. После начала арабской весны Турция фактически отказалась от проведения политики «ноль проблем с соседями», автором которой является нынешний премьер-министр Давутоглу. Это привело страну к сложным проблемам как в отношениях со странами-соседями, так и с Западом. В настоящее время в странах, расположенных по всему периметру южной границы Турции, ведутся активные боевые действия. Военный конфликт в Сирии, продолжающийся уже несколько лет, отрицательно влияет на ситуацию в приграничных районах и на турецкую экономику. В Ираке террористы радикальной организации «Исламское государство», которой ранее Анкара оказывала негласную поддержку в их борьбе против режима Башара Асада, развязали полномасштабную войну и в ближайшей перспективе будут представлять реальную угрозу безопасности Турции.
Прошедший год также определялся охлаждением отношений между Турцией и США, недовольными политикой турецкого руководства. Как недавно признался Эрдоган, за последние полгода он ни разу не разговаривал по телефону с президентом США Обамой. Белый дом критикует Эрдогана за растущий авторитаризм, наступление на свободу слова и отход от демократических принципов. Ведущие западные СМИ называют Турцию «полицейским государством», а организация Freedom House недавно понизила рейтинг независимости турецкой прессы от «частично свободной» до «несвободной».
Однако, похоже, нападки Запада не слишком волнуют Эрдогана. Сейчас его первоочередной задачей является продолжение конституционной реформы, направленной на расширение президентских полномочий. Необходимые для этого изменения в Конституции можно будет сделать после проведения парламентских выборов, назначенных на июнь 2015 года. Для этого новое руководство страны должно не только обеспечить победу правящей Партии справедливости и развития (ПСР) на выборах, но и получить парламентское большинство. Чтобы осуществить эти планы, Эрдогану необходимо будет на практике реализовать свои предвыборные обещания по созданию модели «новой Турции», в которой должны соединиться демократические принципы, традиционные исламские ценности и экономическая модернизация. Если эти планы удастся реализовать, новый президент имеет все шансы стать самым успешным лидером в новейшей истории страны.
Избрание нового президента и премьер-министра Турции неизбежно порождает вопросы относительно перспектив развития российско-турецких отношений. В ближайшем будущем они, вероятнее всего, не претерпят кардинальных изменений, так как, несмотря на перестановки в турецком руководстве, у власти, по сути дела, остались прежние лидеры. Российские эксперты оптимистично оценивают перспективы двустороннего сотрудничества, подчеркивая хорошие личные отношения, сложившиеся между Путиным и Эрдоганом. Однако вряд ли личностный фактор может являться определяющим в прогнозировании отношений между двумя государствами, каждое из которых имеет собственные национальные интересы.
Уровень сотрудничества между нашими странами определяется тесными экономическими связями, которые в последние годы оказывают определенное воздействие на политические отношения, стимулируя стороны проявлять сдержанность при возникновении разногласий по внешнеполитическим проблемам. Позитивным моментом также является то, что Турция не только не присоединилась к западным санкциям в отношении России, но и не собирается следовать рекомендациям западных партнеров по ограничению экономических связей с нашей страной. Хотя, вероятнее всего, это решение продиктовано не столько симпатией прагматичного турецкого руководства к России, сколько перспективами получения дополнительных экономических преференций и возможностью в очередной раз продемонстрировать Западу свою политическую самостоятельность.