Кто будет восстанавливать Донецк? – вопрос, на который ответа нет. Фото Reuters
Политические события 2014 года привели к углублению старых противоречий и стали катализатором новых проблем. Как показывают события последних месяцев, пришедшие к власти политические силы демонстрируют непонимание проблем, с которыми сталкивается государство. Продолжение нынешнего внутриполитического и внешнеполитического курса грозит Украине усилением политической напряженности и экономическим крахом, что в конечном счете может закончиться распадом государства.
Кризис идеологии
Государственный переворот, который в Киеве называют «революцией», продемонстрировал готовность западноукраинской элиты перейти к решительным действиям при захвате власти. И оппозиционные силы не смущал тот факт, что захват власти выльется в политический кризис, который по своей глубине и масштабу превзойдет все предыдущие. При этом главной особенностью нынешнего этапа борьбы за власть стала идеологическая нетерпимость западноукраинской элиты к представителям юго-востока. Отсутствие объединяющих моментов между элитами востока и запада стало одной из причин острого противостояния. Этим объясняется тот факт, что консенсус между сторонниками построения «истинного» украинского государства и приверженцами выстраивания дружеских отношений с Россией казался недостижимым.
Главная опасность для Украины заключается в том, что националистическая идеология взята новыми украинскими властями в качестве государственной. Подобная ситуация порождает новые конфликты в украинском обществе, значительная часть которого не разделяет взгляды западноукраинской элиты. Наконец, идеология, которой придерживаются националистические партии, делает недостижимой экономическую стабильность украинского государства, поскольку отрицает сотрудничество с Россией. Между тем выход Украины из кризиса, не говоря уж о ее развитии, возможен только в случае возобновления экономического и политического сотрудничества между Москвой и Киевом.
Подобные «мелочи» не берутся в расчет официальным Киевом. Позиция президента Порошенко формируется под влиянием националистических сил. «Свобода», «Удар», «Батькивщина», а также «Правый сектор» и Олег Ляшко «оседлали» тему украинского национализма, монополизировав информационное пространство. Порошенко находится под сильным давлением крупного бизнеса, который не позволяет президенту изменить курс в отношении восточных регионов. Кроме того, в условиях гражданской войны и усиливающейся конфронтации в коридорах власти президент и националистические партии и олигархи в большей степени озабочены получением власти.
Борьба за власть в условиях войны
Победоносной военной кампании в юго-восточных областях, которая представляется Киевом в качестве антитеррористической операции против террористов и сепаратистов, не получилось. Хотя первоначально планировалось решить «проблему» с востоком к президентским выборам, прошедшим в конце мая, затем ко Дню независимости, отмечаемому 24 августа. Президент Украины Петр Порошенко делал ставку на быстрое установление контроля над Луганской и Донецкой областями, рассчитывая, таким образом, укрепить свои позиции внутри страны. Однако к концу лета стало окончательно ясно, что план силового натиска на восток страны и установление полного контроля над непокорными территориями провалился. Более того, война с восточными регионами ослабила позиции президента, усилив недовольство населения в западных и центральных областях. Продолжение гражданской войны в Украине углубляет экономические проблемы и создает условия для обострения политического кризиса.
Несмотря на гражданскую войну, президент не отказался от идеи проведения досрочных парламентских выборов, которые должны состояться 26 октября. За счет изменения избирательного законодательства и использования административного ресурса Порошенко рассчитывал провести в Верховную Раду значительное число своих сторонников. Подконтрольный парламент рассматривался украинским президентом в качестве укрепления собственных позиций. Однако ситуация стала развиваться по иному сценарию. Вчерашние партнеры по майдану заняли жесткую позицию, добиваясь от Порошенко уступок и недвусмысленно намекая президенту на нежелание делиться властью. Возросло давление со стороны крупного капитала, а в регионах усилилось недовольство населения проведением военных действий.
Региональная дезинтеграция
Военные действия в Луганской и Донецкой областях, которые сопровождаются массовым бегством населения и гибелью мирных жителей, фактически вывели данные субъекты из политико-правового поля Украины. Эти территории оказались «выключены» из финансово-бюджетной системы, здесь не действуют украинские институты власти и политические партии. Данная ситуация фиксирует тот факт, что Украина может утратить часть своей территории, особенно в случае победы ополченцев над украинскими войсками.
Впрочем, не лучше ситуация и в остальных украинских регионах, которые сохраняют видимость единства государства. Фактически Украина уже представляет собой набор отдельных субъектов, каждый из которых пытается выжить в условиях усиливающегося экономического кризиса. Взаимодействие регионов, не отличающееся активностью в последние годы, после переворота практически прекратилось. Региональную политику Киев подменяет кадровыми назначениями, которые лоббируются отдельными политическими силами и представителями крупного капитала, а также заявлениями о проведении некой децентрализации власти. Взаимодействие Киева с региональными элитами зачастую носит конфронтационный характер, тем более что ряд региональных руководителей располагают значительным военным потенциалом. В результате украинские власти утратили реальные рычаги влияния на региональные власти. Последние в условиях ослабления позиций Киева переориентировались на интересы крупного и регионального бизнеса. В итоге передел собственности, давление на власти и установление безраздельного контроля над отдельными регионами стали реальностью, которая казалась немыслимой еще год назад.
Экономика ушла в минус
Дезинтеграционные тенденции усиливают экономические трудности, с которыми сталкивается Украина. Отрицательная динамика макроэкономических показателей, зафиксированных в первом полугодии, а также прогнозы на конец года дают основания ожидать стремительного ухудшения социально-экономической ситуации в Украине. Если исходить из официальных украинских данных, то к концу года падение ВВП может составить до 7% при росте инфляции в 20%. Однако данные оценки могут быть пересмотрены.
Негативное влияние на украинскую экономику оказывает политика Киева в газовой сфере. Политические эксперименты над промышленностью, которая сильно зависит от российского сырья, могут закончиться необратимыми процессами. В то же время, признавая сохранение зависимости от российского газа, Киев упорно не желает вести переговоры о погашении газового долга и возобновлении поставок российского газа.
На фоне роста цен на товары и услуги жилищно-коммунального хозяйства, увеличивающегося дефицита бюджета наблюдается рост социального недовольства, который может подтолкнуть региональные власти к выходу из-под подчинения Киева. В результате динамика падения производства и социальные процессы создают условия для экономического сепаратизма со стороны субъектов, который может затем трансформироваться в политические требования.
Пока областные советы украинских субъектов заняли выжидательную позицию и внимательно следят за тем, как развивается ситуация в Луганской и Донецкой областях и какую политику проводит президент страны. Однако усиление позиций Луганской и Донецкой народных республик может привести к кардинальному изменению ситуации в стране.