Шанхайский район Пудун со временем станет международным финансовым центром. Фото Reuters
«Новая нормальность» – определение, которое недавно дал ситуации в Китае нынешний его лидер Си Цзиньпин. В ответ на тревожные рапорты китайских кадров по поводу падения темпов развития – примерно до 7,5% в год – председатель КНР назвал это «новым нормальным состоянием» и посоветовал чиновникам «сохранять хладнокровие». Между тем высокие темпы развития – около 10% в год – сопутствовали стране на протяжении всего предшествовавшего 30-летия, и многие эксперты считают, что их снижение приведет к «падению велосипедиста» – обострению социальных проблем. Поездка в Китай, которую корреспондент «НГ» совершил в составе группы российских журналистов, убеждает, что велосипедист отнюдь не теряет равновесия.
Благополучие и проблемы мегаполисов
Крупнейшие города страны Пекин и Шанхай выделяются своим броским благополучием. В центральных кварталах много высотной застройки. В Пекине зеркальными небоскребами заставлена центральная магистраль Чананьцзе, примыкающие к ней улицы, а также кольцевые магистрали – их пять. В Шанхае выделяется застройкой Пудун, огромный район на восточном берегу реки Хуанпу. Там широкие улицы, оригинальной формы здания, которые местные жители называют то «кукурузиной», то «открывалкой». Там же телебашня «Жемчужина Востока», центр притяжения туристов. Их много, в основном китайцы – в стране растет популярность внутреннего туризма.
Оба города обзавелись обширной транспортной инфраструктурой – новыми аэровокзалами, развитой дорожной сетью: в Пекине пять кольцевых автодорог, Шанхай пересекают поднятые на второй уровень скоростные магистрали. Но это не решает всех транспортных проблем. Власти Пекина сдерживают рост автопарка, устанавливая квоты на продажу автомашин и устраивая аукционы по выдаче автомобильных номеров. Кроме того, в некоторые будние дни недели запрещен выезд на улицы автомашин с конкретными последними цифрами номера. В Шанхае в часы пик запрещен проезд иногородних машин по скоростным дорогам.
Ограничения автотранспорта помогают бороться с пробками – там они поменьше, чем в Москве. Но пожалуй, более важная цель – ограничить выбросы выхлопных газов. Оба города периодически страдают от чрезмерной задымленности. Такое было прошлым летом, когда в обоих городах стоял смог и была сильная жара. Наблюдалось даже некое международное соперничество по части открытости – американское посольство выставило свою сводку задымленности, которая была более тревожной, чем китайская. Если в Шанхае главная причина задымления – автотранспорт, то в Пекине есть еще один источник загрязнения – каменный уголь. Он составляет примерно 80% энергоносителей, используемых в промышленности и теплоэлектростанциях региона. В этом году правительство приняло программу борьбы с дымом, намечено перестроить или закрыть около 300 предприятий, но уголь пока нечем заменить.
В мегаполисах высокий средний доход – до 6 тыс. юаней в месяц (около 1 тыс. долл.). И растущие цены прежде всего на то, что представляет важность для появившегося уже в значительном количестве среднего класса. Речь идет в первую очередь о жилье, которое в крупных городах стоит особенно дорого – 5–10 тыс долл. за квадратный метр. В 80-е годы власти отменили принцип гособеспечения кадров жильем и перевели решение жилищной проблемы на ипотеку. Правда, она невелика – 7% в год. Кроме того, госслужащим предоставляется льготная ипотека – около 3%, есть еще программы сниженной ипотеки для молодых семей.
Представители городских властей охотно говорят о вопросах экономического развития, Шанхай – образец для других регионов. Есть и сложности. Это касается прежде всего участия города в программе урбанизации, о которой много говорили в прошлом году. Речь идет о плане перевода в города примерно 200 млн сельских жителей. Если план будет реализован, будет решена важнейшая социальная и вместе с тем экономическая проблема страны – избыточность населения китайской деревни. В настоящее время примерно одна треть китайских крестьян – около 265 млн человек – работает в городе. Это «рабочие из крестьян», или, пользуясь старым русским термином, отходники. При общей недостаточности ресурсов деревни, особенно нехватке пахотной земли, крестьяне вынуждены отправляться в город на заработки и жить там, как говорится, на птичьих правах. Многие лишь один раз в год – в Праздник весны – посещают свои семьи. Проблему «рабочих из крестьян» предполагается решить путем переселения крестьян в города.
Как это обстоит в Шанхае? Отвечая на этот вопрос, представитель городских властей отметил, что план урбанизации страны был выдвинут еще в 2012 году, однако его реализация идет по графику, напоминающему латинскую букву S, то есть поначалу весьма медленно. Позднее движение ускорится.
Готовы ли в Шанхае предоставлять прописку мигрантам? В принципе это возможно, но лишь с учетом целого ряда критериев. Разговор с рядовыми шанхайцами внес ясность.
Оказывается, право на постоянное жительство предоставляется в городе в первую очередь людям с образованием и сложными профессиями. При этом если речь идет о семье, то смотрят на данные обоих супругов. Даже брак с шанхайцем не дает возможности сразу получить прописку -требуются годы ожидания. Эти разъяснения не противоречат лозунгу урбанизации – крестьян предполагается переселять в новые средние и малые города, а не в крупные мегаполисы.
Китайская авиастроительная корпорация в Шанхае
наладила выпуск региональных авиалайнеров. Фото автора |
Новая экономика
К востоку от Шанхая на скалистом берегу одного из островов, к которому ведет многокилометровый мост через морской пролив, находится новый порт Яншань. Он обслуживает контейнерные перевозки. На берегу рядом с причалами рядами расставлены контейнеры, автомобили-тягачи непрерывно подвозят новые. Порт соревнуется с Гонконгом по скорости обработки грузов. Это один из серии контейнерных портов восточного побережья Китая. Они обслуживают крупномасштабный экспорт ширпотреба и электроники, который принес этой стране неофициальное название «мастерской мира».
Однако возможности наращивания экспорта такой продукции небезграничны, особенно в условиях глобального спада, и именно это стало важнейшей причиной снижения темпов роста китайской экономики. К тому же старая модель развития загнала Китай в экологический тупик. Вот почему ныне растущее внимание уделяется отраслям производства, выпускающим более сложную наукоемкую продукцию. В Шанхае это находящаяся в Пудуне Китайская авиастроительная корпорация. В последние годы она уже создала несколько моделей региональных авиалайнеров, активно использует промышленную кооперацию с крупными иностранными партнерами. Ныне стоит вопрос об участии компании в более крупных проектах, к которым она уже готова. Это, в частности, работы по созданию широкофюзеляжного дальнего авиалайнера в соответствии с соглашением, подписанным в ходе недавнего визита в Китай президента РФ Владимира Путина.
В том же Шанхае есть еще один объект того, что можно назвать новой экономикой Китая. Это экспериментальная свободная экономическая зона, созданная в том же Пудуне. На ее территории могут открываться филиалы иностранных и совместных банков и другие финансовые учреждения. Именно в этой зоне разрешены операции с китайской валютой и ценными бумагами. Создание свободной зоны – новый шаг к превращению Шанхая в международный финансовый центр. И одновременно эксперимент по созданию в стране частных банков и более широкому вовлечению частных накоплений китайских граждан в инвестиционную деятельность. Потенциально это может стать важнейшим направлением наращивания инвестиций в Китае, так как китайцы – одни из лидеров в мире по уровню частных накоплений.
Разумеется, создание такой зоны дело не простое. Иностранные эксперты выделяют проблему возможного бегства капиталов из Китая через такое «окно в мир», а руководители зоны как бы откликаются на эти оценки, говоря, что они «усиливают руководство», то есть контроль над тем или иным аспектом ее функционирования. Показательно, что наибольший интерес ко всем аспектам деятельности зоны проявляют журналисты из Сингапура и Тайваня, чьи капиталы уже давно и успешно крутятся в КНР.
В Пекине представителем новой экономики с полным правом можно назвать частную фирму-поисковик «Байду». Созданная китайцем с американским паспортом и дипломом, она владеет новейшими техногиями деятельности в Сети и эффективно использует обширный рынок Китая и соседних стран. Ежедневно в ней регистрируется до 50 млрд обращений. Поскольку «Байду» уже тесно во Всемирной сети, она все более активно выходит на рынок мобильной связи. На руку «Байду» как национальной компании и тот факт, что китайские власти конфликтуют с американским поисковиком Google, ограничивая его деятельность в стране.
В российско-китайских торгово-экономических связях ныне также наблюдаются заметные сдвиги. Это прежде всего подписанные в ходе недавнего визита президента РФ Владимира Путина документы о поставках российского газа. Это прорывной шаг, ставший результатом восьми лет переговоров. Контракт между «Газпромом» и Китайской нефтегазовой корпорацией рассчитан на 30 лет и стоит 450 млрд долл. Китай, который начиная с 2018 года станет получать по 38 млрд куб. м газа в год, станет вторым потребителем российского газа после Германии, которая сейчас покупает по 40 млрд куб. м. Есть перспектива еще одного контракта – по западному газопроводу в объеме 30 млрд куб. м в год.
Надо признать, что эта сделка не выходит из рамок ранее сложившейся схемы, по которой Китай покупает российское сырье, а поставляет ширпотреб. Но есть и новые возможности. Китайская сторона проявляет растущую заинтересованность в других видах сотрудничества – в инвестициях в российскую экономику и в строительство инфраструктурных и иных объектов. Однако на этом пути есть трудности, устранение которых зависит от россиян. Как заявил российским журналистам губернатор провинции Хэйлунцзян Лу Хао, китайские бизнесмены все еще сталкиваются с проблемой отсутствия четких правил ведения бизнеса в России и гарантий для инвестиций. Еще одна проблема – ограничения на ввоз своей рабочей силы. Между тем при найме на работу российского персонала китайский бизнес обнаруживает, что россияне требуют более высокую зарплату, чем китайцы такой же квалификации. В результате создаваемое предприятие станет нерентабельным. 47-летний губернатор, самый молодой среди глав провинций, активно участвует в контактах с российскими коллегами и считает торгово-экономические связи с Россией важным направлением развития своей провинции. Но в случае решения указанных проблем. При этом Хэйлунцзян рассчитывает не только на приграничную торговлю – ее мало для 38-миллионного Хэйлунцзяна, но и на связи с центральными областями России и ее крупными компаними. По крайней мере это достаточно эффективный путь к тому, чтобы Россия и Китай смогли решить поставленную задачу – довести общий объем российско-китайской торговли к 2020 году до 200 млрд долл.
Пекин–Харбин–Шанхай