Цель Александра Турчинова – обеспечить проведение выборов в стране. Фото РИА Новости
Последние месяцы вопросы федерализации и децентрализации власти стали в Украине наиболее обсуждаемыми. Причиной послужил острый политический кризис, который затем перешел в состояние вооруженного конфликта между населением юго-восточных регионов и вооруженными силами.
Несостоятельность унитарной модели
Интерес к проблеме государственного устройства возник на юго-востоке и стал отражением настроений населения, которое усмотрело угрозу своим интересам со стороны новых украинских властей. Причины этого кроются в курсе Киева на украинизацию, который предполагает сохранение унитарного характера государства и доминирование украинского языка.
Обсуждение вопроса о переходе Украины к федеративному устройству имело смысл в феврале и марте этого года. Тогда отношения между Киевом и юго-востоком хотя и испортились, но не вышли за рамки политического диалога. Однако с началом военной операции, которую в Киеве назвали антитеррористической, надежды на решение кризиса через изменение государственного устройства стали резко уменьшаться. И по мере появления данных о жертвах среди мирного населения все дискуссии на данную тему практически потеряли смысл. Однако окончательную черту под дискуссиями о федерализации подвели события в Одессе, которые продемонстрировали населению юго-востока методы «убеждения», к которым прибегает Киев.
Агрессивное поведение в отношении населения юго-восточных регионов стимулировало рост протестных выступлений, которые в достаточно короткие сроки приняли организованный и массовый характер. Однако, несмотря на это, Киев отстаивал идею децентрализации власти, не желая обсуждать возможность перехода к федеративному устройству. В итоге украинские власти по-прежнему предпочитают не замечать политических процессов и настроений населения на юго-востоке. Подобные подходы ведут к углублению конфликта между Киевом и восточными областями.
Юго-восток меняет статус
На фоне непрекращающихся попыток украинских властей силовыми методами установить контроль над юго-востоком прошли референдумы в Луганской и Донецкой областях. Полученные на них результаты имеют огромное политическое значение и дают основания самопровозглашенным властям двух украинских регионов приступить к практическому воплощению. Теперь многое будет зависеть от того, насколько успешно организаторы референдумов сумеют распорядиться их итогами и довести до конца начатое движение к созданию нового государственного образования.
Примеру Луганской и Донецкой областей могут последовать остальные юго-восточные области Украины. Тем более что значительная часть населения выступает против политики Киева и методов, которые тот применяет в отношении своих оппонентов.
Пока ситуация в остальных субъектах юго-востока Украины сдерживается областными властями, которые в основном ориентируются на представителей крупного бизнеса или Киев. В то же время в областях усиливаются протестные настроения, а также существуют радикальные организации пророссийской ориентации, которые в случае обострения политической или экономической ситуации могут возглавить акции протеста.
Запад Украины готовится к выборам
Пока Киев проводит в отношении востока Украины военные действия, в западных областях активно проходит избирательная кампания. На улицах размещено большое количество предвыборных плакатов кандидатов, в средствах массовой информации практически всех западноукраинских областей ведется агитация, размещается политическая реклама. Продолжаются переговоры между основными политическими силами, направленные на достижение тактических договоренностей региональных элит и бизнеса с основными кандидатами. Все это позволяет говорить о возможности населения выразить свое мнение.
Основная борьба разворачивается между Петром Порошенко и Юлией Тимошенко, которые в условиях политической нестабильности на юго-востоке вынуждены усилить внимание к электорату западных областей. На стороне Тимошенко организационные структуры «Батькивщины» и кадровый резерв из проверенных сторонников. Порошенко вынужден опираться на разномастную компанию региональных политиков, которым не нашлось места в «обойме» Тимошенко. Лишенный собственных партийных структур, он может рассчитывать на рекламу, личные встречи и информационную поддержку Виталия Кличко.
Феномен юго-востока
Отличительной чертой развития юго-восточных регионов в последние месяцы является отсутствие политической силы, которая выражала бы настроения населения данных регионов. Партия регионов и Компартия Украины показали свою неспособность отстаивать интересы населения юго-восточных регионов и на местном уровне фактически самоустранились от решения конфликта с Киевом.
На протяжении всех лет независимого существования юго-восток Украины развивался без идеологического наполнения. Русский язык, сохранение тесных российско-украинских отношений служили определенным маяком для самоидентификации населения по линии Россия–Запад. Этим беззастенчиво пользовались все политические силы, отождествляющие себя с интересами населения юго-восточных областей.
Особенностью нынешних политических процессов на юго-востоке является отсутствие политических сил, способных стать локомотивом общественно-политических преобразований. Процессы развиваются на фоне утраты доверия государственных органов власти и выхода на первые роли новых лидеров, опирающихся на поддержку части населения.
Выборы президента: имитация развития
Президентская кампания проходит на фоне невозможности ряда кандидатов вести полноценную избирательную кампанию. Нормой стало преследование несогласных. Насаждение националистическими партиями представлений о «правильном» украинце усиливает число несогласных с новыми властями. Подобные настроения наблюдаются и в западных областях Украины, которые уже сталкиваются с тяжелой экономической ситуацией.
Отмечается регионализация проведения избирательной кампании большинства претендентов на высший государственный пост. Как правило, география кампании определяется территорией расселения их сторонников.
Президентские выборы, которые должны состояться 25 мая, не окажут положительного влияния на политическую ситуацию в Украине. Более того, непризнание выборов частью населения создаст определенные проблемы для нового главы государства, поставив под вопрос его легитимность.
Кроме того, новый глава государства столкнется с экономическими проблемами, а также вопросами будущего территориально-государственного устройства страны. Игнорирование интересов населения восточных областей будет провоцировать политическую нестабильность.
Президентские выборы зафиксируют лишь одну из промежуточных договоренностей между политическими элитами западных областей Украины и странами Запада. При этом внутренняя и внешняя политика, которую реализовывают политики, разделяющие националистическую идеологию, не создает условий для решения ключевых проблем украинского государства, которое уверенно движется к своему распаду. Впрочем, в Киеве намерены провести выборы при любом развитии ситуации на востоке. В этом украинские власти опираются на поддержку западных стран, которые уже заявили о своей готовности признать выборы президента.
Настойчивое стремление украинских властей к проведению президентских выборов, а также продолжение военных действий в юго-восточных областях делают призрачными надежды на сохранение Украины как государства в нынешних границах.