0
8878
Газета Дипкурьер Интернет-версия

14.04.2014 00:01:00

Унитарность – гарантия единства

Сергей Толстов

Об авторе: Сергей Валерианович Толстов – директор Института политического анализа и международных исследований.

Тэги: украина, украинский кризис


украина, украинский кризис Фото Reuters

С 1991 года Украина существовала в форме унитарного государства в составе 24 областей, Автономной Республики Крым, Киева и Севастополя. Дискуссия о государственном устройстве между сторонниками административной централизации и федерализма, имевшая место в 1992–1993 годах, закончилась безрезультатно. Отказ от федеративной схемы был обусловлен стремлением официального Киева построить административную вертикаль, сложностью подготовки территориальной реформы, предполагавшей укрупнение областей до уровня земель, и нестабильностью в Крыму. На неопределенную перспективу был отложен и ряд других вопросов, таких как многокультурность и учет региональной специфики.

Внутриполитический кризис зимой 2014 года привел к обострению межрегиональных противоречий. В конце февраля 2014 года новое руководство сделало демонстративную попытку отменить региональный статус русского языка, гарантированный Европейской Хартией региональных языков и языков меньшинств. Потеря Крыма и обострение отношений с Россией лишь усилили нестабильность в восточных областях, включая Донбасс и Харьков. На этом фоне появились требования министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, который назвал одним из пунктов политического урегулирования кризиса в Украине введение федеративной формы государственного устройства.

Опубликованные исследования общественного мнения (группа «Рейтинг», март 2014 года) показывают, что в целом по Украине унитарное устройство поддерживают до 74% населения против 14%, предпочитающих федерализацию, и 1%, которые считают возможным раздел Украины на несколько частей. В южных областях сторонники унитарного устройства составляют 44% против 22% федералистов. В восточных областях указанные предпочтения составляют соответственно 45% и 26%. В западных регионах федерализацию поддерживают 3%, в центральных – 6% опрошенных.

В Донецке (опрос, проведенный Донецким институтом социальных исследований и политического анализа, март 2014 года) около половины населения выступают за сохранение унитарного устройства, в том числе 31% – за предоставление регионам широких экономических, налоговых и культурных полномочий. Сторонники федеративного устройства составляют 16%. За восстановление СССР высказались 11% опрошенных, и лишь 5% выступают за независимость Донецкой республики.

Можно привести немало причин, обусловивших резкую активизацию протестных настроений в областях юго-востока Украины, включая неприятие политики новых властей, межэлитные конфликты, факторы социального недовольства и культурной депрессии. Вместе с тем сам характер сепаратистских выступлений и митингов, включая провозглашение «народных республик» в Харькове, Донецке и Луганске, показывает низкий уровень политической подготовки этого движения, которое, по крайней мере на нынешнем этапе, выражает требования экстремистски настроенного меньшинства. С точки зрения гражданского правопорядка захват зданий силовых ведомств в городах Донбасса представляет прямую и очевидную угрозу не только стабильности центральной власти, но и безопасности граждан. Для власти исключительно важно обеспечить разоружение военизированных групп, в первую очередь в восточных областях, поскольку именно здесь ситуация наиболее взрывоопасна и непредсказуема. Разумеется, если официальный Киев не найдет способы политического урегулирования обстановки на юго-востоке, это поставит под вопрос весь процесс политического урегулирования, включая проведение досрочных президентских выборов 25 мая.

Киевская власть понимает, хотя и в разной мере, характер угроз, обусловленных потерей управления в областях востока и юга Украины. Если события пойдут по крымскому сценарию, ситуация может напоминать отделение Техаса от Мексики в 1835–1845 годах. С той лишь разницей, что все это имеет место в XXI веке, в индустриально развитой европейской стране с современными информационными ресурсами, активной гражданской культурой и острыми противоречиями в настроениях общества.

Разумеется, Киев должен понять, принять и как можно скорее учесть региональную и социокультурную специфику регионов, которую центральная бюрократия пыталась игнорировать в течение последних 20 лет. Требования и настроения регионов должны быть учтены в проекте новой Конституции, в разработке которой должны участвовать представители Юго-Востока.

Отдельной темой остается поиск компромисса между нынешней переходной властью и региональными элитами. Судя по активизации действий вооруженных группировок в Донбассе, визит премьера Арсения Яценюка в Донецк (11 апреля) не привел к достижению согласия сторон. Нынешнее правительство предлагает самый умеренный из возможных способ децентрализации власти, предполагающий упразднение областных государственных администраций как органов исполнительной вертикали и передачу их функций исполнительным комитетам местных советов. На деле передача полномочий областным советам будет означать восстановление принципа регионального самоуправления, который появился в конституционном праве Украины в середине 1990-х годов и был закреплен в дополнительном конституционном законопроекте, принятом парламентом в 2004 году с отсрочкой его введения.

Если под давлением участников сепаратистского движения областные советы Юго-Востока примут решения провести 25 мая местные референдумы по вопросам конституционно-правового устройства, их статус будет не более чем консультативным, поскольку окончательный текст новой Конституции должен утверждаться парламентом. Однако, учитывая расстановку сил в нынешнем парламентском большинстве, вряд ли стоит ожидать, что конституционный процесс будет гладким и открытым для общества. Остается высокой вероятность того, что вопросы о полномочиях регионов и статусе русского языка будут подвергнуты очередным ограничениям. Поэтому важно, чтобы в процессе подготовки Конституции участвовали полномочные представители регионов, выдвинутые областными советами.

К тому же не стоит забывать о внешнем давлении и угрозе применения силы. Острый кризис в украинско-российских отношениях, сползание к новой газовой войне, выдвижение финансовых претензий и присутствие российских войск в приграничной зоне усиливают внутриполитическую нестабильность с перспективой гражданской войны и раскола страны. Такой сценарий – наихудшая перспектива из всех возможных, угрожающая неисчислимыми бедствиями для населения, долговременным подрывом возможностей восстановления экономики и стабилизации общественно-политических процессов.      

Киев


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1190
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1464
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1332
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1303

Другие новости