Президент Николае Тимофти выступает за возвращение Приднестровья в унитарную Молдову. Фото Reuters
Тиражируемая СМИ информация о намечаемом признании Россией самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики (ПМР) встревожила жителей региона, которые, разобравшись, что их ждет в Европе, ожидают от России продвижения из Крыма на юго-запад и северо-восток, а не очередного расчленения Республики Молдова. В стране растет понимание того, что и приднестровская война, и Чечня, и война грузинская, и теперь уже киевские события – одного ряда. Это звенья одной цепи, цель которой – создание никем не контролируемых зон конфликтов, в которых, как в космических черных дырах, бесследно исчезают сумасшедшие деньги, зарабатываемые на трафике наркотиков, оружия и т.д. Все устроено теми, кому выгодно столкнуть молдаван с россиянами, россиян с украинцами. В этих условиях признание ПМР – это не только серьезная геополитическая ошибка, а откровенный внутренний саботаж российских интересов со стороны тех, кто грел и греет руки в черных дырах. Кроме того, признание Приднестровья развяжет руки НАТО, у которого появится серьезное основание для продвижения не только в сторону Днестра, особенно в связи с присоединением к РФ Крыма. Признание Россией ПМР оторвет от нее целое православное государство – Молдову. Не исключено, что после этого к ЕС, под прикрытием НАТО, отойдут и другие близлежащие регионы. А это значительно затруднит оздоровление российско-украинских отношений.
В условиях украинского беспредела и угрозы распада нынешнего украинского государства конфликтующие части Республики Молдова надо не разъединять, а, наоборот, срочно объединять или как минимум нормализовать отношения между ними. Может статься, что уже в ближайшее время жизнь заставит нас забыть старые обиды и объединиться, чтобы вместе противостоять экспорту украинского майдана на нашу территорию. Кто, как не мы – жители правобережья Молдовы, обязан будет позаботиться о безопасности заднестровских молдаван? Напомню, что не так давно бойцы УНА–УНСО стреляли не только в россиян в Чечне, но и в молдавских граждан с левого берега Днестра во время вооруженного конфликта на Днестре в 1992 году. Может, это напоминание отрезвит тех, кто считает, что на Украине все по закону, а Россия – агрессор. Ничего нельзя упрощать, так же, как нельзя притворяться, что все нормально и что... просто дождь идет. Все мы знаем, что в те далекие годы и Бандера не просто так появился, и НКВД не цветочки собирал... Но при чем тут Путин и сегодняшняя Россия? Через 70 лет?! Расстрелянные в 2014-м ребята из «Беркута» – тоже москали из ОББ (Отдел по борьбе с бандитизмом)? Мы не судьи тех времен и столкнувшихся тогда людей. Мы просто выскажем предположение, что и тогда кому-то было выгодно столкнуть соседние народы. А слепую, безадресную ненависть и месть через десятилетия, лишение жизни ни в чем не повинных людей ни при каких обстоятельствах оправдывать нельзя. Иначе это никогда не кончится.
Возвращаясь к ура-патриотической идее признания ПМР, еще раз подчеркнем: в повестке дня должен стоять не вопрос о переходе к России части территории Молдовы, а комплекс мероприятий по восстановлению территориальной целостности Республики Молдова. Только вместе с левым берегом и только вместе с Россией можно восстановить молдавское государство, задушенное Румынским королевством в 1918 году, а затем грубо и без всяких на то оснований расчлененное в 1940-м Никитой Хрущевым в пользу Украины – за 16 лет до «крымского подарка». Разумеется, речь идет о ситуации, определяемой нелегитимными действиями киевской власти. Либо о ситуации, когда легитимная власть в Украине не в состоянии остановить дезинтеграционные процессы, не в силах прекратить гражданскую войну, пресечь преступный беспредел, угрожающий безопасности и нашей страны, и наших этнических братьев. Один из рабочих вариантов – Восточная Молдавская Республика (Цара де Рэсэрит). Другой рабочий вариант – Южная Молдавская Республика (уже известная из истории как Цара де Жос). Эта идея встречает безоговорочную поддержку подавляющего большинства молдавских граждан обоих берегов. Ибо совершенно очевидно, что таким образом возможно не только избежать тотальной блокады ПМР, но, наоборот – создать реальные условия значительного укрупнения территории никем не признанной ныне ПМР. В конце концов, это же в любом случае республика молдавская. В условиях продолжающегося саморазрушения Украины данный подход не только вернет молдаванам исторические земли с выходом к морю, но даст новую жизнь идее переустройства молдавского государства на принципах широчайшей автономии территорий составных частей. Что, в свою очередь, навсегда охладит ирредентистский аппетит Румынии и экспансию ЕС. И также, очевидно, существенно облегчит непростую работу по созданию конфедерации с Россией. В силу своего патологического миролюбия у молдаван просто нет другого выхода. Для этого есть серьезная историческая платформа, забытая потомками.
Что же получит сегодня Россия в случае признания или, не дай бог, вхождения ПМР в состав РФ? Блокированный со всех сторон дотационный регион, который еще не растерял связи времен днестровской войны с «правым сектором майдана», плюс имидж России как захватчика. Напомним также, что нынешний президент Приднестровья Евгений Шевчук возглавил непризнанную республику не по воле России, а скорее вопреки ей. В случае же реинтеграции Молдовы и тем более присоединения на федеративной основе наших исторических территорий, ныне входящих в Украину, Россия получает в качестве благодарного союзника полноценную страну с выходом к морю и имидж России как миротворца-объединителя.
Поэтому в целях кардинального переосмысления сущности происходящих в регионе процессов, осознания их важности для России, оперативной раскрутки соответствующих структур российской государственной машины необходимо уже сегодня организовать и провести широко освещаемые парламентские слушания на изложенную выше тематику.
Без экстренного радикального изменения уровня активности российской политики в этом регионе, без создания специальных структур, которые конкретно будут заниматься реализацией российских интересов в данном регионе, Россия рискует не только упустить геополитическую инициативу, полученную с присоединением Крыма, но полностью потерять влияние на Южную Европу и Балканы.
На сегодняшний момент в Республике Молдова, следуя обычным канонам, непросто найти личность (личности) общенационального масштаба, которой можно было бы доверить судьбы страны и нормализацию отношений с Россией. Раскрутка новой партии занимает годы. У олигархов есть средства, но, по понятным причинам, в обнищавшей стране нет положительного имиджа. У уважаемых, авторитетных личностей есть имидж, но нет средств, а в мелких партиях – мелкие личности. Помимо всего прочего, основные политические фигуры давно работают на другие правительства. За исключением, пожалуй, президента Николае Тимофти, которого руководители правящего альянса «во имя сохранения спокойствия в стране» уговорили возглавить страну. Остальные же высшие руководители молдавского государства, большинство министров, руководителей партий, политических лидеров либо прямо завербованы иностранными службами и используются ими «по назначению», либо настолько ограниченны, что и особых денег на них тратить не надо.
В этой ситуации при грамотной организации мощно протестующая площадь – единственное место появления «народного президента», «народного премьер-министра» и т.д. А действительно – почему им (украинцам) можно, а нам – нельзя?