Жители Донецкой области отказываются покидать свой майдан и настаивают на проведении референдума. Фото Reuters
За последнюю неделю политическая ситуация в Украине еще больше накалилась. Причиной стало дальнейшее обострение отношений Киева с юго-восточными областями, население которых отказывается признавать новые украинские власти, требует изменений территориально-государственного устройства страны – перехода к федерализации. Таким способом население стремится защитить свои права, которые, в свою очередь, Киев упорно стремится игнорировать.
Реакцию населения на политику Киева в значительной степени спровоцировало бездействие региональных элит восточных областей. В основном они заняли выжидательную позицию, ориентируясь на интересы крупного бизнеса и пытаясь договариваться с Киевом.
Новый виток конфликта между Востоком и Киевом начался после объявления украинскими властями о проведении антитеррористической операции в ряде восточных областей Украины. Поспешность Киева в отношении востока страны объяснялась желанием создать видимость политической стабильности в стране в период подготовки к президентским выборам, проведение которых запланировано на конец мая. Кроме того, на теме борьбы с «сепаратизмом» дополнительные очки пытаются набрать политики из националистических партий, делая жесткие заявления в адрес востока. Тем более что вероятность проведения досрочных парламентских выборов остается достаточно высокой.
Политика давления в отношении восточных областей привела к обратному результату, спровоцировав консолидацию электората и подтолкнув население к активным действиям. В то же время Киев продемонстрировал отсутствие возможностей для силового решения вопроса. Надежды на Национальную гвардию, которая должна была стать основой нового политического режима, не оправдались. Ее создание превратилось в шумную, но малоэффективную пиар-акцию. «Правый сектор», который сыграл важную роль в захвате власти, не располагает возможностями для установления контроля над восточными областями. Тем более что его участие может спровоцировать вооруженные столкновения. Отряды милиции специального назначения деморализованы и не хотят участвовать в подавлении народных протестов.
Слабость Киева дала импульс для дальнейшего расширения протестного движения на востоке. Следствием этого стало расширение географии захвата административных зданий и отделений милиции.
В условиях укрепления позиций востока страны Киев начал терять власть. Этому способствуют изменения в расстановке сил в парламенте и внутри правительства. Еще полтора месяца назад новое парламентское большинство при голосовании уверенно набирало больше 300 голосов. В последние дни Верховная Рада с трудом получает голоса для принятия решений. Причиной этого выступает возвращение парламента к своему «обычному» состоянию, когда экономические договоренности между фракциями и депутатскими группами формировали политические конфигурации.
Усиливаются противоречия внутри правительства. Его представители делают взаимоисключающие заявления. Так, в ходе визита в восточные области глава правительства Арсений Яценюк сделал заявления о возможном расширении полномочий Востока, сохранения статуса русского языка. Однако данное заявление отражает скорее личную заинтересованность Яценюка, нежели позицию украинской власти. В целом Киев не имеет консолидированной позиции относительно дальнейшей линии поведения в отношении востока страны. Сторонники учета мнений восточных областей пока остаются в меньшинстве по сравнению с теми, кто выступает за жесткие меры в отношении протестующих. Тем более что украинские власти по-прежнему находятся под сильным влиянием националистических сил, для которых федерализация неприемлема. Подобная позиция не способствует политической стабильности.
Киев не имеет контроля над востоком страны, однако схожая ситуация происходит и в западных регионах, которые лишь номинально контролируются центральными властями. Кроме того, нынешние власти стремительно утрачивают на западе страны число своих сторонников. Причина этого кроется в нарастании числа экономических проблем, с которыми сталкивается население западных областей Украины.
Несмотря на складывающуюся ситуацию, Киев пытается локализовать выступления на востоке, руководствуясь стремлением добиться проведения президентских выборов и таким образом получить легитимность. Однако стремительное развитие ситуации может привести к тому, что выборы окажутся под угрозой срыва.
На фоне усиления протестных настроений многие кандидаты в президенты попытались набрать политические очки, стремясь выступать в качестве посредников между населением и украинскими властями. Однако если представители новой украинской власти по определению вызывают неприятие у населения восточных регионов, то подавляющее большинство представителей Партии регионов себя просто дискредитировало. В этих условиях повышаются шансы для выхода на первый план политиков второго и третьего эшелона, чьи имена практически никому не известны и никак не связаны с нынешними властями.
События на востоке ставят под сомнение проведение президентских выборов. Во-первых, очевидно, что в условиях нынешнего обострения политической ситуации ни о какой полноценной избирательной кампании говорить не приходится. Ситуация, при который отдельные кандидаты сталкиваются с физическим давлением и фактически не имеют доступа к избирателям, ставит под вопрос волеизъявление граждан. Во-вторых, федерализация страны требует проведение конституционной реформы, которая определит принципы избрания президента, зафиксирует отношения между центральными властями и регионами. В противном случае избрание полулегитимного президента лишь обострит ситуацию.
Правовой нигилизм в Украине достиг критического уровня. Пришедшие к власти националистические силы разрушили политическую систему, которая сохраняла в стране хрупкое единство, привела к резкому ослаблению институтов власти, поставив государство на грань распада.
Жесткое неприятие Киевом требований востока Украины будут лишь усиливать протестные настроения. В Киеве не хотят понять, что если в предыдущие 20 лет разговоры о расширении полномочий регионов выступали в качестве предвыборных лозунгов, то сегодня федерализация является механизмом сохранения единого украинского государства, в котором межрегиональные противоречия достигли своего предела. В противном случае ситуация может принять неконтролируемый характер.