Андерс Фог Расмуссен и Барак Обама договорились в Брюсселе уделять повышенное внимание восточному флангу НАТО. Фото Reuters
Лидеры G7 исполнили свою угрозу и приостановили членство России в «большой восьмерке». Помимо уже привычных обвинений в связи с «аннексией» Крыма, Гаагская декларация G7, принятая 24 марта, предупредила Москву, что Запад готов усилить меры – ввести скоординированные отраслевые санкции, которые будут иметь более значительное влияние на экономику России, если она продолжит эскалацию напряженности в Украине. То есть так называемая третья ступень санкций последует в случае, если Россия совершит новый «провокационный шаг».
Пока же США и ЕС объявили референдум в Крыму нелегитимным и ввели в действие вторую ступень наказания РФ. Она подразумевает запрет на въезд на Запад и замораживание всех находящихся там активов ограниченного числа российских официальных лиц. Кроме того, американским гражданам запрещено вступать в деловые контакты с фигурантами «черного» списка, а в Брюсселе отменили июньский саммит Россия–ЕС. Ограничения наложены и на сотрудничество с предприятиями российского ВПК.
США и Европа не ищут конфликта с Россией и не собираются изгонять ее из Крыма силой, заявил президент США Барак Обама в ходе европейского турне на минувшей неделе. В то же время он не преминул уколоть Москву, назвав Россию «региональной державой, которая угрожает своим ближайшим соседям, проявляя тем самым не силу, а слабость». Также Обама подчеркнул, что Россия не является угрозой номер один для безопасности США, и его куда больше беспокоит опасность ядерного взрыва на Манхэттене.
Впрочем, Госдепартамент поправил президента и предложил понимать его высказывание в том смысле, что холодная война и противостояние Востока и Запада остались в прошлом. «Сегодня мы находимся в иной ситуации. Это не холодная война. И Россия является важным игроком», – заверила представитель внешнеполитического ведомства США Мари Харф. По ее словам, Обама имел в виду только то, что Россия «не ведет за собой блок наций», как во времена холодной войны, а Москва и Вашингтон не делят мир на сферы влияния, как прежде. «У России очень развита гордость и национальное самосознание, и это нормально, даже хорошо. Мы никаким образом не хотим этого отнять», – заявила Харф.
Зато у Запада есть ряд возможностей наказать Россию, указал Бойден Грей, экс-советник Белого дома по вопросам энергетики и посол США при ЕС. Президент Рональд Рейган победил в гонке вооружений с Советским Союзом, который опирался на доходы от экспорта нефти, убедив Саудовскую Аравию в 1985 году наводнить рынок дешевой нефтью. «По такой же модели международная энергетическая политика в целом и политика ЕС в частности – в отношении как газа, так и нефти – может помочь предотвратить вторую холодную войну сегодня», – считает он.
Четыре инициативы – разблокирование экспорта американского газа; развитие «Южного коридора», по которому в Европу будет поступать газ с Каспийского моря; юридическое давление на «Газпром» за его злоупотребления в Европе; добыча сланцевого газа в странах ЕС – будут способствовать снижению зависимости от российских источников энергии и усилению рычага давления Запада на Россию, указывает Грей.
Взаимоотношения с Россией в сфере энергетики стали для Запада чуть ли не главной преградой на пути к более решительным мерам в отношении Москвы. В то время как США, Канада и Япония не боятся нефтегазового «возмездия» Кремля, европейцы вынуждены проявлять осторожность в этом вопросе. Обеспеченность стран ЕС природным газом на 70–100% зависит от поставок из России. При неблагоприятном развитии ситуации вокруг Украины «Газпром» за неуплату долгов может перекрыть транзит через украинскую территорию, в результате чего Европа недополучит до 50% российского газа. Если же дело дойдет до экономической войны, Россия может полностью остановить экспорт газа, опасаются в европейских столицах.
Энергетическая безопасность была одной из ключевых тем обсуждения на саммите ЕС в Брюсселе 20–21 марта. По итогам встречи лидеры ЕС поручили Еврокомиссии разработать план конкретных мер по диверсификации внешних источников поставки энергоносителей на европейский рынок к 2030 году. Тем временем за океаном, по данным New York Times, администрация Обамы на ежедневных совещаниях разрабатывает так называемые санкции среднего диапазона – более широкие, чем финансовые ограничения в отношении российских чиновников, но более узкие, чем бойкот целых секторов экономики – энергетики, финансов и ВПК.
В общем, вопрос, как наказать Россию, остается открытым. Великобритания не хочет, чтобы из лондонского Сити утекли сотни миллиардов долларов в случае ухода российских инвесторов. Французы не хотят отменять продажу вертолетоносцев «Мистраль» на 1,66 млрд долл., испанцы – лишиться щедрых вливаний в туризм со стороны россиян, а итальянцы и немцы – рисковать доступом к нефти и газу.
Канцлер Германии Ангела Меркель рассчитывает на политическое разрешение украинского кризиса без введения жестких экономических санкций в отношении России. «За исключением продукции из Крыма, мы не подошли к следующей ступени санкций. Надеюсь, что этого не произойдет», – заявила она в минувшую среду. Отвечая на вопрос о встрече председателя правления концерна Siemens Джо Кезера с президентом РФ Владимиром Путиным, в ходе которой Москве были обещаны инвестиции, Меркель подчеркнула, что экономические контакты поддерживаются, как и прежде. «Мы не заинтересованы в эскалации ситуации, мы работаем над деэскалацией», – цитирует канцлера агентство DPA.
Несмотря на то, что Болгария официально осудила присоединение Крыма к России, ее премьер-министр Пламен Орешарский предостерег Евросоюз от принятия санкций, пригрозив болгарским вето. Лидер социалистов Сергей Станишев пояснил, что Болгария первой пострадает от этих санкций. «У нас свои национальные интересы», – заявил он, напомнив, что Болгария почти полностью зависит от поставок нефти и газа из России и принимает каждый год сотни тысяч российских туристов. «К этому стоит прибавить нашу географическую близость с Крымом и обеспокоенность судьбой болгарского меньшинства в Украине», – подчеркнул он.
Чехия вообще не будет вводить экономические санкции против России в рамках согласованных действий Евросоюза. Такое решение большинством голосов приняла на днях нижняя палата чешского парламента. Против европейской инициативы высказались как правящая Чешская социал-демократическая партия, так и представители парламентского меньшинства. Кроме того, депутаты в Праге отказались от жестких формулировок в адрес России, которые в последние недели сплошь и рядом употребляли европейские политики.
Сопротивление Европы свидетельствует о том, что Обама вопреки ожиданиям не захотел или не сумел закрутить гайки экономических санкций против Москвы. «Пока что реакция Запада была анемичной, – считает экс-глава ЦРУ и Пентагона Роберт Гейтс. – Разрыв между риторикой и действиями Запада в ответ на агрессию – это зияющая пропасть. Похоже, что пока речь идет о том, что, если Путин не двинет войска в Восточную Украину, Запад не будет вводить новых санкций. Де-факто Крым останется российским, и за исключением горстки российских чиновников дела будут вестись как ни в чем не бывало».