0
35971
Газета Дипкурьер Интернет-версия

17.03.2014 00:01:10

Сценарии для Украины

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валерьевич Фененко – доцент Факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тэги: украина, кризис, крым, референдум


украина, кризис, крым, референдум Митинги под российскими флагами – ответ майдану. Фото Reuters

6 марта украинский кризис прошел точку невозврата. Решение Верховного Совета Крыма провести 16 марта всенародный референдум о восстановлении действия Конституции 1992 года или присоединении к России означает, что Крымский полуостров, скорее всего, не останется в составе Украины. На первый план вышла другая проблема: в каких границах и с какой политической системой Украина выйдет из кризиса. Для определения будущего этой страны ведется трудный дипломатический обмен в четырехугольнике Россия–США–Германия–ЕС. В свете выявившихся в нем оценок можно выделить несколько сценариев возможного развития ситуации. 

Жесткая централизация

Жестким сценарием для Украины выступает повторение югославских событий начала 1990-х годов. В настоящее время политическая власть в Киеве неоднородна. Усиление крайне правых сил способно привести к попыткам силовой «украинизации» востока и юга страны. А это, в свою очередь, может побудить ряд украинских регионов последовать примеру Крыма.

Опасная ситуация может возникнуть на востоке страны. Несмотря на волнения в Харькове и Донбассе, стремление отсоединиться от Украины в восточных регионах менее выражено, чем в Крыму. Налицо стремление восточноукраинских областей получить культурные и языковые права, а также гарантии невмешательства от Киева. В таком контексте реалистически выглядит вариант создания Юго-Восточной автономии в составе Харьковской, Луганской, Донецкой, Запорожской и Днепропетровской областей. К ним, возможно, примкнут Херсонская, Николаевская и Одесская области. Юридической базой для провозглашения автономии станет решение Северодонецкого съезда 28 ноября 2004 года о создании Юго-Восточной Украинской Автономной Республики.

Пример восточных областей может усилить стремление к автономии в Закарпатье. Основной народ этого региона, русины, традиционно был связан не с Россией и Польшей, а с Австро-Венгрией. На общеукраинском референдуме 1 декабря 1991 года Закарпатская область проголосовала за автономию, но это решение не было признано Киевом. Правительство Украины в отличие от правительств Венгрии, Словакии и Польши не признает русин в качестве особой народности. В ответ 7 марта 2007 года Закарпатский областной совет принял решение признать русин коренной национальностью Закарпатья. В ноябре 2013 года появились проекты создания совместной венгро-русинской автономии на основе решений референдума 1991 года.

Попытки Киева подавить выступления могут привести к вмешательству других стран. Россия будет стремиться не к оккупации Украины (как это видится многим в Вашингтоне), а созданию «зоны безопасности» для юго-восточных областей. Венгрия может ввести войска в Закарпатье под предлогом защиты венгерского и русинского населения. (Венгерская Конституция 2012 года предусматривает ответственность Будапешта за всех венгров). Примеру Венгрии может последовать Польша, у которой есть свои исторические интересы на Волыни и в Львовской области.

Территориальные претензии к Украине может выдвинуть Румыния. В 2009 году Бухарест выиграл территориальный спор с Украиной на 1500 кв. км континентального шельфа в районе острова Змеиный и выдвинул претензии на острова Майкан и Ермаков на Дунае. Не исключен сценарий, когда Румыния возьмет под контроль устье Дуная, а возможно, и Северную Буковину. Эти события могут с высокой долей вероятности привести к возникновению вооруженного конфликта на территории Украины. 

Федеративный сценарий

Мягкий сценарий может быть реализован при условии усиления в Киеве центристских сил. Крымские события доказали, что без расширения прав регионов Киеву будет трудно сохранить контроль над ними. Выходом для Украины может стать ее переформатирование в федеративное государство, состоящее предположительно из трех республик: Юго-Восточной автономии, собственно Украины и Закарпатья. Государственное устройство «Украинской Федерации» будет напоминать Союзную Федеративную Республику Югославия (СФРЮ) в период 1974–1988 годов.

Президент Польши Бронислав Коморовский выступил 11 марта перед участниками маневров НАТО. 	Фото Reuters
Президент Польши Бронислав Коморовский
выступил 11 марта перед участниками маневров
НАТО.
Фото Reuters

Великие державы могут поддержать стабилизацию Украины. Гарантии безопасности и территориальной целостности Украине, данные Россией, США и Великобританией в рамках Будапештского меморандума 1994 года, носили рекомендательный характер. Этот документ можно заменить более жестким международно-правовым документом с участием не только России и США, но также Польши, Венгрии, Словакии и Румынии. Каждая из них может в идеале выступить гарантом безопасности одной из республик гипотетической «Украинской Федерации».

Не исключен, однако, и другой вариант. Возможная потеря Киевом контроля над тремя областями (Харьковской, Донецкой и Луганской) превратит Украину в этнически более однородное и, следовательно, способное к интеграции в НАТО государство. 

В таком случае могут и далее усилиться антирусские настроения не только в западной и центральной Украине, что может сделать страну похожей на Польшу времен Леха Качиньского (2005–2010) – государство, объединенное на антироссийской основе и проводящее проамериканскую политику.

Такой вариант не столь фантастичен, как может показаться на первый взгляд. В 2008 году министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер предложил компромисс: вступление Грузии в НАТО без Абхазии и Южной Осетии. Нечто подобное немецкая или британская дипломатия может предложить для разрешения украинского конфликта. Москва после изнурительных дипломатических баталий и силовых демонстраций скорее всего охотно примет подобный компромисс.

Для России такой вариант разрешения кризиса вряд ли благоприятен. Американская военная инфраструктура может появиться по периметру новых «фактических» границ Украины: например, вдоль линии Сумы–Полтава–Одесса. Соединенные Штаты могут начать наращивать военное присутствие на Черном море прежде всего за счет соглашений с Румынией и Болгарией. Обновленная российско-украинская граница станет напоминать границу ГДР и ФРГ в период холодной войны.

Новая Ялта?

С начала 2011 года американские эксперты много писали о недопустимости «второй Ялты» в отношениях с Россией. Речь шла о параллелях с Ялтинской конференцией в феврале 1945 года, на которой лидеры СССР, США и Великобритании поделили Европу на сферы влияния. Администрацию Франклина Рузвельта (1933–1945) часто упрекали в цинизме. Между тем потребность в ее проведении была вызвана не только абстрактным стремлением сохранить партнерство между союзниками. Зимой 1945 года и в Москве, и в Лондоне, и в Вашингтоне с напряжением ждали момента встречи вооруженных сил союзников на территории побежденной Германии. Предотвратить возможное столкновение между ними была призвана в том числе Ялтинская конференция.

Минувшие три года доказали, однако, потребность определить правила игры на территории бывшего СССР. Наиболее опасным вариантом выглядит обсуждаемый в СМИ вариант ввода сил НАТО в Украину. В настоящее время сценарий войны с Россией вряд ли рассматривается в Брюсселе в практическом ключе. Но если силы НАТО под предлогом «защиты Украины» выдвинутся до некой линии, где остановятся, не вступая в соприкосновение с силами пророссийски настроенных регионов и/или российскими военными, соглашения России с США и/или НАТО определят границу зон безопасности. Итогом может стать раскол Украины на два государства по модели ГДР и ФРГ: Украины – члена НАТО и ЕС, и Украины – члена будущего Евразийского союза. 

Все упомянутые сценарии требуют от России и США начала диалога по выработке правил взаимодействия на территории бывшего СССР. В противном случае эскалация конфликтов на всем пространстве от Балтийского до Каспийского морей повысит риск столкновения Москвы и Вашингтона. В этом смысле украинский кризис может завершиться формированием новой повестки в двусторонних отношениях.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1354
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1428
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
643
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
945

Другие новости