Арсению Яценюку достается страна с пустой казной и проблемами в регионах. Фото Reuters
Февраль 2014 года стал переломным в политическом развитии Украины. Захват власти оппозицией привел к формированию нового состава правительства и назначению досрочных выборов президента Украины, которые запланированы на май текущего года.
Причины поражения Януковича
Бывший президент Виктор Янукович собственными действиями отдал власть оппозиции, включившись в навязанный ему процесс переговоров. Одновременно президент продемонстрировал неспособность принимать решения в условиях политического кризиса. Подобные коллизии уже происходили с Януковичем в 2004 и 2007 годах, когда своим бездействием он фактически отдавал власть своим оппонентам.
Договоренности Януковича и оппозиции, которые достигались при посредничестве западных политиков, имели существенный недостаток. Они не учитывали действия радикальных националистических отрядов, которые формально никому не подчинялись. Однако реализуемый ими сценарий вооруженного противостояния с милицией отвечал интересам оппозиционных лидеров, которые последовательно шли к захвату власти.
Было бы неправильно списывать все на бывшего президента. В основе конфликта на Украине несколько фундаментальных причин. Во-первых, в стране была создана клановая система управления государством, поставленная на службу немногочисленной группы лиц. Во-вторых, на протяжении всех лет независимости сменявшие друг друга элиты постоянно подгоняли форму правления под текущую политическую и экономическую ситуацию. Идеи федерализма, которые на разных этапах поддерживали как западные, так и восточные элиты, превратились в инструмент борьбы. В-третьих, регионы оказались исключены из процесса принятия решения, а борьба за Киев превратилась в ключевую задачу. В-четвертых, политические партии находятся в зачаточном состоянии и нужны крупному бизнесу для реализации своих интересов. В-пятых, политические партии, за исключением правого и левого флангов партийного спектра, не имеют никакой идеологии. Впрочем, идеологии Компартии Украины и «Свободы» базируются на идеях прошлого века. Взятые практически без изменений, они не дают ответа на многие вопросы современного развития. В-шестых, на Украине отсутствует национальная идеология, к разработке которой власти так и не приступили. В то же время отказ от коммунистической идеологии открыл дорогу националистическим идеям. Их последовательно отстаивают западные регионы Украины, стремясь навязать всей Украине «правильные» представления об украинском государстве. В итоге сменяющие друг друга президенты никогда не имели поддержки на всей территории Украины и были вынуждены лавировать между Востоком и Западом Украины, одновременно учитывая интересы России и западных стран. Не стал исключением и Янукович.
Власть радикалов
Наличие в Верховной Раде фракции националистической «Свободы», которая получила значительное количество голосов на парламентских выборах 2012 года, изначально задавала ориентиры для последующей деятельности всей оппозиции. Во время кризиса заявления оппозиции отличались бескомпромиссностью, которую оппозиция сохранила и после захвата власти. Радикальная часть теперь уже бывшей оппозиции подталкивает своих партнеров по парламентской коалиции к ужесточению своих позиций в отношении оппонентов – Партии регионов и коммунистов, а также инициирует пересмотр внешней политики.
Сильное влияние на власти оказывает майдан, который отражает позиции радикальных националистических групп, пытающихся выступать в качестве самостоятельной силы и диктовать свои условия. Пока радикалам это удается, хотя неуправляемый майдан уже мешает представителям «Батькивщины», УДАРа и «Свободы» договариваться с представителями Партии регионов, которая отражает интересы крупного бизнеса. Без этого сложно ожидать нормализации политической ситуации в регионах и стабилизации экономики, которая уже страдает от снижения налоговых поступлений и задержек с выплатами зарплат.
Радикальные подходы к решению внутренних и внешних проблем оказывают негативное влияние на политическую ситуацию. Деятельность новых властей Украины, направленная на полное подчинение Юго-Востока страны, привела к поляризации общества. Дискредитация правоохранительных органов ухудшила криминогенную ситуацию на всей территории Украины.
Договоренности улицы с элитами, как правило, непродолжительны. Момент, когда толпа диктует свои правила, проходит весьма быстро. Очень скоро своими действиями толпа, пытаясь подтолкнуть элиты к принятию утопических и сверхплановых решений, начинает мешать.
Нынешним властям будет непросто стабилизировать политическую ситуацию, лавируя между радикальными и плохо контролируемыми группами. Тем более что ситуация в регионах фактически вышла из-под контроля властей, создавая угрозу гражданских конфликтов с непредсказуемыми последствиями. Все это дополняют угрозы социальных протестов в юго-восточных областях. Население недовольно игнорированием своих прав, а также стремлением Киева силой добиться подчинения. Попытки властей силовыми методами остановить федерализацию Украины будут обречены на провал.
Федерализация вновь востребована
Политический кризис продемонстрировал неготовность региональных элит юго-восточных регионов участвовать в разрешении конфликта. На протяжении длительного времени Юго-Восток пассивно наблюдал за обострением ситуации, позволив оппозиции при поддержке отрядов радикальных националистов осуществить захват государственной власти.
Запоздалым ответом юго-восточных областей оппозиции стал всплеск интереса к федерализации страны. За все годы независимости данные идеи были востребованы каждый раз, когда националистические элиты западных областей шли в «поход» на Киев и пытались подчинить своему влиянию Восток страны.
Представители бывшей оппозиции выступают против федерализации Украины, считая, что «настоящая Украина» не может иметь иной идеологии, кроме националистической. Однако апелляция к унитарному устройству украинского государства не решает существующих проблем, а загоняет их вглубь. Унитарный статус является ключевым фактором, который несет угрозу территориальной целостности страны, провоцируя регионы на защиту своих интересов. Несмотря на это, пришедшая к власти националистическая оппозиция стремится не замечать многообразия регионов, настаивая на сохранении унитарного устройства.
На пути к выборам
Избирательная кампания по выборам президента проходит на фоне обострения политической ситуации, межрегионального противостояния и радикализации настроений населения. Киев делает заявления о необходимости стабилизации ситуации в стране, однако кадровые назначения в органах исполнительной власти, преследования представителей прежней власти, радикальные требования майдана и натиск на юго-восточные регионы не позволяют ожидать положительных изменений.
Юго-Восток поднялся, о чем говорят события в Донецке и Харькове. Но это население. А элиты юго-восточных областей не имеют консолидированной позиции в отношении Киева, у Партии регионов нет сильного лидера, способного сплотить электорат.
Многое будет зависеть от экономической ситуации, которая может внести серьезные коррективы в настроения избирателей. Экономика Украины находится в тяжелом положении. Представители новой власти оценили дефицит бюджета в 35 млрд долл. Объем золотовалютных резервов стремительно уменьшается. Помощь со стороны западных стран если и будет оказана, то в весьма незначительных объемах. На помощь России в сложившихся условиях Киев вряд ли может рассчитывать. При этом в оставшееся до выборов время властям необходимо заткнуть бюджетные дыры, поскольку длительные задержки зарплат и социальных выплат могут привести к социальным протестам, которые изменят расстановку политических сил.
Современная Украина погружена в политический хаос, который не будет преодолен в ближайшее время. Противоречия и конфликты внутри властей, требования майдана и межрегиональное противостояние будут дополняться президентской избирательной кампанией, которая и в более спокойные периоды приводила к обострению ситуации.
Переход к парламентско-президентской форме правления не решает проблем современной Украины. Как показала современная украинская история, благие начинания политиков оранжевой революции утонули в борьбе за власть, закулисных договоренностях и личных амбициях.
Изменение баланса сил между правительством и парламентом, принципы формирования большинства в Верховной Раде и правительстве не оказывают влияния на деятельность политических партий, ориентирующихся на «свой» электорат, со своими культурными ценностями. Подобное можно было наблюдать в 2006–2010 годах, когда на Украине действовала парламентско-президентская форма правления, которая негласно зафиксировала раздел страны между регионалами и оппозицией.