В городах Италии ныне часто проходят протестные выступления. Фото Reuters
В конце прошлой недели в Италии под шумок свершилась смена власти. Новый секретарь правящей левоцентристской Демократической партии (ДП) Маттео Ренци раскритиковал (кто-то говорит прямо: разгромил) правительство Энрико Летты, из той же партии, и предложил свою кандидатуру на смену. В воскресенье президент республики Джорджо Наполитано начал, как принято, так называемые консультации, то есть совещания с политически значимыми фигурами страны, и сегодня, в понедельник, по всей вероятности, он официально объявит то, о чем все уже знают, – Ренци будет новым главой правительства. Летте ничего не осталось, кроме как собрать свои картонки и покинуть даже без церемонии прощания Дворец Киджи, резиденцию правительства.
В этой поспешной процедуре («консультации» в Италии часто продолжаются неделями) есть несколько изъянов. Во-первых, наблюдается дефицит демократии. Правительство Ренци – это уже третье за несколько лет, которое назначается главой государства без предварительного проведения всеобщих выборов. Во-вторых, новая аранжировка (газеты называют ее эстафетой) еще раз позволяет оставаться на плаву осужденному на четыре года за налоговое мошенничество бывшему премьеру Сильвио Берлускони. Более того, Берлускони выступает как лидер оппозиционной партии «Вперед, Италия!», и именно в таком качестве он участвовал в «консультациях» с Наполитано, после чего продиктовал политическую линию будущему правительству Ренци. При этом Берлускони особенно настаивал на реформе судопроизводства (очевидно, имея в виду свои судебные процессы). Однако все заметили, что Берлускони задержался в кабинете Наполитано чуть менее семи минут, что не свидетельствует об особенном расположении главы государства к нему.
Главные оппозиционные партии – левопопулистское «Движение 5 звезд» под руководством Беппе Грилло, правопопулистская «Лига Севера» (Маттео Сальвини) и «Левые, экология и свобода» (Ники Вендола) – не пошли в Квиринальский дворец, резиденцию Наполитано, и отказались от участия в «консультациях», считая, что все важные решения заранее приняты и переговоры главы государства с политическими лидерами – только фарс. Отметим, что у двух из партий, отказавшихся встретиться с президентом республики, по крайней мере две, «пятизвездники» и «Лига Севера», подчеркнуто «евроскептически» ориентированы и выступают за выход Италии из системы общей валюты – евро.
Международные СМИ говорят об Италии как о «больном человеке Европы». Кто-то мог бы возразить: «больной человек»? А как же Греция, Ирландия, Исландия, Кипр, Португалия? Быть может, это только один из «больных человеков» Европы... Да, это верно, но в Италии современный кризис переживается не только как экономический, но и как моральный, политический и в конечном итоге касающийся ее идентичности.
Напомним для лучшего понимания ситуации расклад политических сил в Италии. Есть правительство, им до минувшей субботы руководил Энрико Летта, но его никто никогда не избирал. Более того, Летта, один из лидеров Демократической партии, до недавнего времени правил вместе с правоцентристским «Народом свободы» под лидерством Берлускони. Потом «Народ свободы» распался: одна часть осталась с Берлускони, вернувшим ей исконное название «Вперед, Италия!», а другая часть под водительством Анджелино Альфано осталась в союзе с Леттой, приняв иное название: «Новый правый центр», не расторгнув, однако, всех связей с Берлускони. Теперь при Ренци расклад сил не меняется.
Сложно? Да, признаюсь. Но к этой каше надо еще добавить «пятизвездных» Грилло, которые отвергают коалицию с кем бы то ни было и выступают за «непосредственную демократию», которая должна развиваться в Сети. И еще есть «Лига Севера» Маттео Сальвини, которая прежде всего борется с иммигрантами из Африки. Весь этот комплекс не ладится, постоянно в состоянии предынфаркта. Все опирается на то, что в подвалах этого политического здания есть «скелет в шкафу», а имя ему – Сильвио Берлускони. В течение последних 20 лет он получает на выборах примерно 6 млн голосов, но в августе 2013 года был осужден Кассационным судом в окончательном порядке, после трех степеней суждения, на четыре года (сокращенные по амнистии на три) за налоговое мошенничество. За это Берлускони был исключен из Сената, а в ближайшее время его ждут новые процессы, касающиеся среди прочего привлечения несовершеннолетних к проституции. Один из грядущих процессов касается также «покупки» Берлускони сенаторов большинства (3 млн евро), включая «чистосердечно признавшегося» сенатора Серджо Де Грегорио, с целью свергнуть правительство Романо Проди в 2006 году. Председатель Сената Пьетро Грассо решил возбудить гражданский иск против Берлускони. Но может ли правящая коалиция вести переговоры или обсуждать законопроекты с лидером оппозиции, который является также осужденным правонарушителем? Нет, конечно.
Но вот вдруг это табу разбил новый молодой секретарь ДП, мэр города Флоренции Маттео Ренцы. Он выиграл праймериз, первичные выборы, против двух других кандидатов, получив примерно 60 тыс. голосов. Как только он сел в свое новое кресло, то предложил Берлускони встретиться и разработать проект нового избирательного закона и обсудить план по реформе государства. Так и было: законопроект об избирательном законе получился неважный, планы по реформе государства расплывчаты, но зато Берлускони получил шанс вернуться в политику.
В знак протеста («с преступником не разговаривают») председатель ДП Джанни Куперло подал в отставку, но не помогло. Ренци уверяет, что компромиссов с Берлускони не будет. Он встретился с ним, дескать, только для согласования «правил игры», поскольку другого лидера правых сил нет. Италия еще стоит, и многие надеются, будучи хорошими католиками, что слово примирения придет от Папы Франциска...
Рим