Майдан продолжает жить своей жизнью. Фото Reuters
Отмена Верховной Рады принятых 16 января законов, отставка правительства и принятие закона об амнистии не приблизили политический конфликт к разрешению. Оппозиция продолжает оказывать давление на Виктора Януковича, добиваясь безусловного выполнения своих требований.
Противоречивый курс
С момента прихода Виктора Януковича к власти украинская внешняя и внутренняя политика была подчинена интересам президента и его ближайшего окружения. В соответствии с этим Янукович выстраивал политическую конфигурацию власти и отношения с крупным бизнесом. Подобные подходы создавали видимость устойчивости политического режима. В то же время президент сделал ряд ошибок, последствия которых можно наблюдать в последнее время. Так, взяв курс на сближение с Россией, Виктор Янукович затем делает резкий разворот в сторону сближения с ЕС. Данная политика значительно ослабила его позиции в восточных регионах и не повысила рейтинг на западе страны.
Затем нормализация отношений с Брюсселем была перечеркнута уголовным преследованием бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко. Это дало оппозиции прекрасный повод для консолидации, а ЕС и США – предлог для выдвижения Украине жестких политических требований.
Наконец, длительная подготовка к подписанию соглашения с ЕС об ассоциации, о негативных последствиях которого Виктора Януковича предупреждали задолго до ноябрьского саммита «Восточного партнерства», была остановлена решением украинского правительства. Объявление паузы в отношениях с ЕС стало пусковым механизмом для начала массовых акций протеста.
И снова майдан
Первоначально акции протеста носили локальный характер и возникали спонтанно. Инициатива в основном принадлежала молодежи, которая видела Украину в ЕС. Однако очень скоро массовые акции в Киеве и других городах Украины попыталась «оседлать» системная оппозиция, которая стремилась заработать на этом политические очки.
На активность оппозиции повлияли российско-украинские соглашения, которые были подписаны в декабре 2013 года. Они предполагали расширение торгово-экономического сотрудничества, с одной стороны, а с другой – поддержку экономики украинского государства. Сближение Киева с Россией вызвало серьезную обеспокоенность у оппозиции и западных стран, заставив их ускорить подготовку и реализацию массовых акций.
Начавшийся как стихийный протест населения, выступающего за сближение с ЕС, майдан превратился затем в организацию, которая имеет свою структуру и задачи. В конце декабря 2013 года было объявлено о создании общественной организации «Народное объединение «Майдан». Оно должно было объединить политические силы и граждан, которые поддерживали интеграцию страны в ЕС. Консолидирующим фактором движения выступала борьба против Януковича. Движение выдвинуло политические цели, которые предусматривали отказ от президентской формы правления и реформирование правоохранительных органов и судебной системы. Реализация данного сценария была возложена на Совет майдана, в который вошли лидеры оппозиционных партий и близкие к ним эксперты. Главной задачей совета была подготовка протестного движения на всей территории Украины.
В этом контексте миф о «народном восстании» не выдерживает критики, а сопоставление нынешних событий с событиями почти 10-летней давности показывает, что существуют принципиальные отличия. В ноябре–декабре 2004 года оппозиция стремилась демонстрировать мирный характер протеста, всячески избегая каких-либо конфликтов с правоохранительными органами. Между тем в январе 2014 года в акциях приняли участие хорошо организованные и подготовленные члены украинских ультранационалистических группировок, которые инициировали столкновения с милицией. К этому власти оказались неподготовленными. Во-вторых, оппозиция расширила географию своих акций, осуществив захват государственных зданий в западных областях Украины. В-третьих, оппозиция, пойдя на захват областных администраций в западных регионах, попыталась осуществить подобный сценарий на востоке страны. Реализация данного плана имела политические задачи, которые создавали оппозиции условия для дальнейшего давления на Януковича. Однако восточные регионы сумели оказать противодействие оппозиции. В остальном оппозиция во многом использовала наработки 2004 года.
Курс на обострение
ситуации
Радикализация ситуации 19 января, когда произошли масштабные столкновения митингующих и милиции, стала отражением процессов, происходящих в оппозиции и во власти. Оппозиция, еще в ноябре и декабре столкнувшись с жесткой позицией президента, который не намерен был выполнять требования «Майдана», начала подготовку к жесткому противостоянию с властями. Для этого потребовались время и финансовые ресурсы, мобилизация радикального крыла оппозиции, создание соответствующих структур в регионах. К середине января в целом подготовка, в котором не последнюю роль сыграли украинский бизнес и западные страны, была завершена.
Столкновения милиции с радикальными сторонниками оппозиции, захваты зданий перевели политическую ситуацию в совершенно иную плоскость. Оппозиция стремилась оказать давление на президента, добиваясь его отставки и назначения досрочных президентских и парламентских выборов на пропорциональной основе с открытыми списками. Кроме того, оппозиция настаивала на возврате к Конституции 2004 года, которая расширяла полномочия парламента. В этот период во власти набирает силу идея о введении режима чрезвычайного положения, который должен был остановить набирающий силу государственный переворот. Однако украинские власти в отношении «Майдана» заняли выжидательную позицию. Президент не торопился разгонять митингующих. На позицию Виктора Януковича сильное влияние оказывают ЕС и США. Они активно поддерживают оппозицию и выступают против применения силы в отношении митингующих.
Украинские власти, вовлеченные в так называемый переговорный процесс, изначально взяли на вооружение проигрышную стратегию, которая ведет к перераспределению власти в пользу оппозиции. Нерешительность украинского президента, принятие половинчатых действий значительно ослабили позиции власти. Доминирование в информационном пространстве мнения представителей оппозиции формирует негативный имидж президента и правительства.
Предварительные итоги
Результатом событий в Украине стало ухудшение социально-экономической ситуации. Кроме того, Украина в очередной раз оказалась политически расколотой. Захваты областных государственных администраций в западных областях Украины ведут к региональному сепаратизму. Созданные «Народные рады», провозгласившие себя органами власти, ставят под угрозу единство страны. Однако наиболее опасной угрозой для страны является возникновение экономического сепаратизма, который станет первым шагом к реальному распаду государства.
Оппозиции удалось захватить знания областных администраций и областных советов. Однако реальные рычаги власти пока находятся в руках правоохранительных органов. Кроме того, оппозиции не удалось осуществить захват зданий в восточных областях. Сложной остается ситуация внутри оппозиционного движения, разнородность которого усиливает внутренние конфликты. При этом соперничество ведут не только лидеры оппозиционных партий, но и неформальные группы, каждая из которых имеет свое видение развития ситуации.
Отставка правительства Николая Азарова, которая состоялась в конце января, отмена ранее принятых законов и принятие закона об амнистии не изменили позиции оппозиции, которая не собирается убирать с центральных улиц баррикады и освобождать захваченные здания. Более того, оппозиция продолжает оказывать давление на Януковича, добиваясь от него фактической капитуляции. Это наглядно продемонстрировало принятие Верховной Радой законопроекта об амнистии. Сразу после принятия закона, который показал слабость главы украинского государства, представители оппозиционных партий и движений заявили о нежелании его выполнения, акцентируя внимание на допущенных процедурных нарушениях и неполном учете их требований.
Отсутствие полноценного правительства, угроза распада парламентской коалиции не прибавили политических очков Виктору Януковичу. В ходе кризиса никак себя не проявила и Партия регионов, которая устранилась от политических событий. Янукович окончательно утратил политическую инициативу. Его поддержка закона об амнистии фактически легализовала действия участников государственного переворота. Данный курс может закончиться полной утратой власти.
В свою очередь, оппозиция не заинтересована в затягивании акций протеста. Оппозиции выгодно придать политическим событиям новый импульс, добиваясь от президента принятия необходимых решений. Все остальное оппозицию практически не интересует и будет выступать лишь инструментом давления.
Политическая ситуация вышла из правового поля. В украинской политике стали доминировать политические решения и тактические соглашения. Грубейшие нарушения законов и безнаказанность участников массовых акций могут стать факторами, которые приведут к новому витку политического конфликта, вынуждая региональные власти самостоятельно применять силу для противодействия оппозиции.