Ким Чен Ын смог за короткое время укрепить свой контроль над властными структурами КНДР. Фото Reuters
Недавние события в КНДР, связанные с арестом и казнью Чан Сон Тхэка, которого многие называли вторым лицом в государстве, вновь привлекли внимание к тому, что происходит в стране, и породили поток мнений и предположений о том, куда идет одна из самых закрытых стран мира.
Действительно, в КНДР начались весьма серьезные внутриполитические процессы, которые, несомненно, будут влиять на ее будущее и взаимоотношения с внешним миром. Во время моего недавнего пребывания в КНДР удалось, думается, лучше понять возможные тенденции развития и сегодня точнее предположить, по какому сценарию может двинуться страна уже в достаточно обозримом будущем.
Прежде всего нужно отметить, что нынешний руководитель КНДР Ким Чен Ын за период после своего прихода к власти реально укрепил свои позиции и на практике сделал многое для того, чтобы окончательно показать – отныне курс страны будет полностью определять он, при этом основываясь на принципах и подходах, сформулированных Ким Ир Сеном и Ким Чен Иром.
Не должно быть никаких иллюзий в отношении того, что кто-то еще серьезно может бросить вызов молодому руководителю страны. И то, что сейчас произошло с Чан Сон Тхэком, это не борьба элит (для КНДР, с моей точки зрения, этот термин в классическом его понимании неприемлем), а прежде всего показ того, что Ким Чен Ын окончательно вышел из-под «семейного влияния», объективно возникшего в условиях его неожиданного прихода к власти после внезапной смерти отца.
Больше источников влияния нет, и соответственно Ким Чен Ын получает уникальные возможности выстраивать свою политику, не оглядываясь на кого-либо. Не нужно забывать о том, что он получил весьма качественное образование и в отличие от большинства населения достаточно ясно понимает, как устроен мир вне КНДР и с какими проблемами ему предстоит столкнуться в будущем.
Главным становится определение практических шагов в экономике и политике страны. Ситуация в экономике КНДР, несмотря на некоторое улучшение за последние два года, остается сложной (прежде всего проблемы с энергетическим обеспечением, а также с продовольствием).
Ким Чен Ын хорошо понимает, что внутренние резервы и возможности для изменения ситуации с использованием традиционных мобилизационных методов практически исчерпаны. Нужно искать пути интенсификации и модернизации экономики, используя новые подходы, но не ломая сразу сложившуюся систему.
Сложность для КНДР состоит в том, что на данном этапе возможность привлечения внешних инвестиций в экономические проекты практически минимальна (только со стороны КНР), и изменить эту ситуацию могут лишь шаги в политической сфере, связанные с прекращением действующих международных санкций. Кроме того, есть еще одна особенность – любая серьезная экономическая реформа в КНДР должна быть обязательно связана с сокращением численности вооруженных сил и созданием возможностей для интеграции десятков (и даже сотен) тысяч людей в реальные масштабные экономические проекты.
В Пхеньяне понимают, что экономическая трансформация неизбежно ведет к серьезным идеологическим изменениям, а открытость страны – к возникновению качественно новых внутренних проблем. Именно в силу этого за прошлые десятилетия все шаги в экономической сфере делались через призму идеологии и страна продолжала жить в закрытом режиме. Ким Чен Ын «либералом» в западном понимании уж точно не будет. Тем не менее в стране уже негласно идет работа по выявлению перспективных молодых (до 45 лет) кадров, которые могли бы составить в будущем основу новой экономической команды. Это вполне возможно, учитывая, что в КНДР никогда не жалели денег на образование и науку (и новая суперсовременная электронная библиотека в Пхеньянском университете еще один тому пример), хотя, конечно, во многом придется начинать с нуля.
Есть еще один, во многом кажущийся парадоксальным, момент. Экономическая реформа может достаточно эффективно осуществляться в условиях сохранения конфронтационных отношений с Югом и с США под условным лозунгом «Сильнее врага в военном деле, сильнее врага в экономическом прогрессе!», что полностью будет соответствовать идеям чучхе (опора на собственные силы).
Ким Чен Ын должен, естественно, решить кадровую проблему – одну из самых сложных для него. Движение страны вперед невозможно без серьезного, а в ряде случаев и радикального, обновления руководства во многих сферах жизни страны. Сделать это тем не менее можно, используя прежде всего действующую политическую систему и роль Трудовой партии Кореи. И сделать достаточно безболезненно, проведя очередной съезд партии, с почетом и овациями проводив старую гвардию, прежде всего из числа военного руководства. Но важно не только сделать этот шаг, но и подобрать новое, молодое руководство, дав ему на съезде мандат на действия. Это требует времени. Тем более что от молодых функционеров будет требоваться не столько личная преданность, сколько умение и желание работать по-новому.
Уверен, что в течение достаточно скорого времени в КНДР может пройти свой «ХХ съезд», который может положить начало серьезным внутренним преобразованиям (но без критики предшествующего периода). По некоторым данным, подготовка к нему находится в начальной стадии.
Логика развития ситуации вокруг КНДР в последние годы ставит Ким Чен Ына в достаточно сложное положение. С одной стороны, налицо некоторая корректировка политики со стороны Китая, заинтересованного в снижении напряженности в регионе, но не слишком довольного ситуацией с КНДР, а с другой – необходимость, как говорится, «показывать зубы» врагу, прежде всего действуя на нервы руководству Республики Корея (к президенту которой, по понятным семейно-историческим причинам, отношение в КНДР более чем однозначное).
Жизнь по принципу «враг у ворот» помогает КНДР быть в постоянном мобилизационном режиме и решать прежде всего внутренние проблемы и консолидировать нацию. Поэтому пока вряд ли будут новые радикальные шаги в межкорейском диалоге, и жесткая риторика будет продолжена. Но экономическая зона Кэсон будет работать в нормальном режиме, принося КНДР столь нужные валютные резервы, и откроются некоторые возможности для крупных международных компаний внутри КНДР в той же энергетической сфере. Однако, как стало недавно известно, все же некоторый прогресс возможен в вопросе о разделенных семьях и о совместном обсуждении обеими Кореями признаков возрождения японского милитаризма («антияпонизм» может стать серьезной основой для диалога сторон в перспективе).
Не все просто с ядерной программой. Полностью нельзя исключать того, что весной могут быть сделаны новые шаги в возобновлении многостороннего диалога по ядерной программе КНДР. Хотя, вероятнее всего, это произойдет во второй половине 2014 года, после того как, видимо в начале апреля, пройдет новый раунд испытаний северокорейской ракетной техники, призванный показать решимость Пхеньяна отстаивать свои интересы.
КНДР в чем-то можно понять – если решать ядерную проблему, то за максимально возможную цену и на наиболее приемлемых условиях. А этого добиться можно только в том случае, если ты демонстрируешь силу, в том числе ядерный потенциал. Тем более что КНДР – это не Иран, и разного рода санкции для страны не имеют решающего значения.
С этой точки зрения нужно быть готовыми к тому, что переговоры по ядерной проблеме вновь будут весьма трудными и КНДР сразу же обновит условия со своей стороны. Тем не менее возобновление переговоров может иметь важное значение для стратегии диалога мирового сообщества с КНДР. Единственное, что можно сказать: механическое применение к КНДР тех принципов, которые использовались на недавних переговорах с Ираном, работать не будет.
Последние события в КНДР породили, на мой взгляд, слишком большую нервозность в Республике Корея, в Японии и ряде других стран, где начали муссировать тему «обострения в борьбе элит в Пхеньяне», говорить о возможном «заговоре вплоть до переворота» против Ким Чен Ына и т.д. На самом же деле его позиции только укрепились, и сейчас важно дать возможность руководителю КНДР спокойно сделать те шаги, которые могут начать определенные трансформационные процессы в стране. И понимать ту специфическую ситуацию, в которой он вынужден действовать.
КНДР, с моей точки зрения, вступила в год, который будет для страны решающим как с политической, так и с экономической точки зрения. Есть все основания говорить о том, что в ближайшей перспективе мы увидим новое лицо КНДР, более открытое миру.