Ускоренная урбанизация – одна из важнейших задач предстоящего этапа развития Китая. Фото Reuters
Принятие в Китае широкого перечня новых шагов в области экономики и политической жизни оценивается мировыми СМИ и экспертным сообществом как важный этап в проведении политики реформ и открытости, начатой в 1978 году под руководством «отца китайских реформ» Дэн Сяопина. О содержании решения по этому вопросу – Постановления третьего пленума ЦК КПК 18-го созыва – посол КНР в России ЛИ ХУЭЙ рассказал в интервью кореспонденту «НГ» Артуру БЛИНОВУ.– Господин посол, решения недавнего пленума ЦК Компартии Китая в печати вашей страны назвали третьим этапным поворотом со времени начала курса реформ. Так ли это?
– Третий пленум ЦК Компартии 18-го созыва, прошедший в Пекине 9–12 ноября, принял постановление ЦК КПК по некоторым важным вопросам всестороннего углубления реформ. Оно отразило дух реформ и инновации во всех сферах управления государством, наметило главные стратегические направления, цели и основные принципы решения задач, стоящих перед партией и государством. Оно рассматривается как программный документ партии на новом историческом этапе развития страны. Если в 1978 году третий пленум ЦК КПК 11-го созыва положил начало китайским реформам, то нынешний пленум можно считать новым поворотным пунктом в истории китайских реформ.
Эти решения имеют следующие особенности. Во-первых, выдвинутые цели конкретны, они предусматривают совершенствование и развитие социалистического строя с китайской спецификой, продвижение модернизации системы и возможностей управления государством. Во-вторых, поставленные задачи охватывают 15 основных областей: экономику, политику, культуру, социальные вопросы, вопросы экологии, реформы в области национальной обороны, армии и системы партийного строительства.
Из вышеупомянутых положений четко видно, что постановление пленума соответствует китайской действительности, идет в ногу со временем, нацелено на практические результаты. Иными словами, эти меры соответствуют требованиям народа, являются обобщением идей и предложений населения, дают ответ на сложные вопросы всестороннего углубления реформ на первоначальном этапе социализма и на вопросы, касающиеся интересов и требований населения страны.
Чтобы задачи по реформированию были полностью реализованы, ЦК КПК решил создать руководящую группу по всестороннему углублению реформ, которая будет отвечать за общее планирование реформ, координировать их ход, стимулировать процесс проведения реформ, осуществлять контроль над выполнением планов, что в полной мере демонстрирует решимость и смелость Коммунистической партии Китая в проведении реформ. Кроме того, с тем чтобы на местах более глубоко и основательно уяснили дух и основное содержание постановления, ЦК КПК создал специальные лекторские группы по пропаганде этого документа на местах, а также такие формы, как организация специальных курсов и рассылка учебных материалов.
Намеченные планы должны быть полностью реализованы к 2020 году – это ставит процесс реформ под четкий контроль. Мы уверены, что принятые решения принесут новые исторические перемены в Китае и откроют широкие перспективы для развития социализма с китайской спецификой.
– Как следует понимать выдвинутую Компартией Китая концепцию экономики смешанной формы собственности? Можно ли ожидать, что частный и иностранный капитал сможет соединяться с госпредприятиями или приобретать в них контрольные пакеты акций?
– Понятие экономики смешанной формы собственности подразумевает совместное развитие различных форм собственности. Об этом говорилось и ранее, но сейчас в этой сфере предполагаются прорывные решения. В прошлом, говоря о совместном развитии различных форм собственности, мы подчеркивали, что экономика различных форм собственности развивается самостоятельно, не вытесняя друг друга. В экономике смешанной формы собственности акцент делается, наоборот, на том, что различные формы собственности будут непосредственно переплетаться между собой, взаимно интегрироваться. Это будет способствовать увеличению возможностей государственного капитала, повышению конкурентоспособности. Это поможет обеспечить приток частного капитала в сферу инфраструктуры, производственные отрасли, коммунальное хозяйство. Лучше будут использоваться преимущества и различных форм собственности и нейтрализоваться их недостатки. Улучшится структура имущественных прав на предприятиях, на них будет создаваться современная корпоративная система, отвечающая требованиям рыночной экономики. Это также поможет оптимизации и реорганизации различных форм капитала, увеличит эффективность капитальных вложений.
В постановлении есть формулировка о «трех разрешениях и трех стимулах». Во-первых, надо разрешить, чтобы во все большей степени развитие государственной экономики и экономики других форм собственности становилось развитием смешанной экономики. Во-вторых, предлагается разрешить участие негосударственного капитала в государственных инвестиционных проектах. В-третьих, разрешить предприятиям смешанной формы введение планов передачи работникам акций, создав тем самым сообщество, основанное на интересах владельцев капитала и трудящихся.
Следует поощрять предприятия негосударственных форм собственности на участие в реформе госпредприятий. Следует поощрять развитие предприятий смешанной формы собственности, контролирующая доля в которых принадлежит негосударственному капиталу. Следует поощрять частные предприятия, отвечающие определенным условиям, на создание современной корпоративной системы.
– Раньше в Китае говорили о базовой роли рынка в распределении ресурсов, а сейчас – о решающей. Что это означает на практике?
– Переход к принципу решающей роли рынка – качественный сдвиг в экономической политике. Он приведет к значительному развитию и освобождению производительных сил, поможет стране перешагнуть через «ловушку среднего дохода». Понятие решающей роли подразумевает, что другие силы могут влиять и направлять распределение ресурсов, но решение остается исключительно за рынком, и только за ним. Но это отнюдь не означает отрицания или ослабления роли правительства. В современной экономике влияние рынка и правительства в одинаковой степени важны. Без такого подхода нельзя развивать экономику, как невозможно хлопать в ладоши одной ладонью. Но роль рынка и роль правительства имеют разное содержание. Если говорить с точки зрения распределения ресурсов, то правительство направляет и оказывает влияние на распределение ресурсов, однако не делает это напрямую. В постановлении ЦК КПК четко определены функции правительства и его роль: это макрорегулирование и макроконтроль, предоставление общественных услуг, контроль и управление рынком, социальное управление, охрана окружающей среды.
– Китайские СМИ много пишут о реформах в экономике и мало об изменениях в политике. Будут ли в действительности такие перемены?
– Политика реформ и открытости, которая в Китае проводится более 30 лет, включает и реформирование политической системы. Это важная составная часть всего комплекса реформ. Росли уровень участия и активность народа в политической сфере. Народ осуществляет государственную власть через собрания народных представителей, совершенствуются институт консультативной демократии социализма и система демократии на местном уровне. Продвигаются управление государством по закону, реформа административной системы, улучшается порядок реализации властных полномочий и контроль над функционированием власти.
Ныне поставлена задача углубления реформы политической системы. При этом делается акцент на такие аспекты, как обеспечение органического единства партийного руководства, положения народа как хозяина в стране и управления государством по закону.
Необходимо ускорить институционализацию, стандартизацию и процедурное оформление политического строя социалистической демократии, строить правовое социалистическое государство, углублять реформу правосудия, обеспечить строго соблюдение Конституции и законов, углублять реформу административной и правоохранительной системы, обеспечить независимое и справедливое исполнение судами и прокуратурой их полномочий согласно закону.
Следует улучшать систему юридической защиты прав человека, развивать более широкую и полную народную демократию. По мере углубления реформ политический строй социалистической демократии непременно проявит все более крепнущую жизнеспособность.
Контакты лидеров России и Китая носят регулярный характер.
Фото Reuters |
– В конце октября состоялась конференция по вопросам дипломатических отношений со странами, являющимися соседями Китая. На ней говорилось о важности здорового добрососедства, которое как принесет пользу развитию Китая, так и станет фактором, способствующим развитию сопредельных стран. То есть речь идет о совместном развитии.
Как гласит народная мудрость, близкий сосед лучше дальнего родственника. Китай и Россия являются друг для друга самыми крупными соседними странами. Обе страны – важнейшие стратегические партнеры. Благодаря общим усилиям обеих сторон китайско-российские отношения переживают самый лучший период за всю историю. Все более тесными становятся контакты на высшем уровне. Динамично повышаются объемы практического сотрудничества. С каждым днем активизируются гуманитарные обмены. Укрепляется сотрудничество по международным и региональным проблемам. Факты свидетельствуют, что китайско-российские отношения занимают приоритетное место во внешней политике Китая. Россия стала страной, которую председатель Си Цзиньпин посетил с первым государственным визитом сразу после избрания на высокий пост.
Обе страны имеют схожие взгляды на управление государством. Обе стороны активно выступают за повышение уровня жизни своих граждан, возрождение нации, развитие экономики. У Китая есть «китайская мечта», предложенная председателем Си Цзинпином, в свою очередь, у России свой план, обозначенный президентом Владимиром Путиным, – чтобы «к 2020 году средние показатели ВВП России достигли или приблизились к уровню развитых государств». Китай и Россия быстрыми темпами продвигаются по пути укрепления государства и улучшения благосостояния населения. Мечты, таким образом, превращаются в конкретные планы, и оба народа все больше верят в грядущее развитие своих стран.
Мы надеемся совместно с соседними странами обеспечить взаимную стыковку и формирование «экономического пояса Великого шелкового пути» и «морского Шелкового пути для XXI века». Китай должен ускорить создание зон свободной торговли с соседями, мы рассчитываем расширять торговлю и инвестиции, чтобы создать новый образец региональной экономической интеграции и дать новый импульс для дальнейшего развития китайско-российских отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства. России нужен процветающий и стабильный Китай, а Китаю нужна развивающаяся и мощная Россия. Пусть Китай и Россия вместе впишут новую страницу в истории человечества в интересах национального возрождения и мира во всем мире.
– Насколько китайская сторона удовлетворена экономическим сотрудничеством между нашими странами? Какие вы видите пути решения существующих проблем, в частности улучшения структуры российско-китайской торговли?
– Трудности восстановления глобальной экономики и недостаточный спрос на мировых рынках привели к замедлению роста экономики в КНР и РФ. По данным китайской таможенной статистики, за десять месяцев 2013 года объем китайско-российской торговли составил 73,61 миллиарда долларов, то есть остался на уровне прошлого года. Но с учетом общемировой конъюнктуры это не так уж плохо. Китай на первом месте среди торговых партнеров России, а Россия находится на девятом месте среди торговых партнеров Китая. Китайская сторона уверена, что поставленная руководителями двух стран задача по доведению взаимного товарооборота до 100 миллиардов долларов к 2015 году и до 200 миллиардов долларов к 2020 году осуществима, возможно, с опережением.
В настоящий момент в китайско-российском торгово-экономическом сотрудничестве существуют такие проблемы, как однобокая товарная структура, относительная узость каналов сотрудничества, отсутствие поддержки в виде крупномасштабных инвестиционных проектов и проектов в сфере технико-экономического сотрудничества. В связи с этим мы считаем целесообразным уделить внимание следующим направлениям.
Во-первых, следует продолжать улучшать структуру двусторонней торговли, создавать новые точки роста. Необходимо наращивать динамику в реализации подписанного сторонами меморандума о сотрудничестве в области модернизации экономики, а также перечня из сорока проектов сотрудничества. Следует расширять сотрудничество двух стран в сфере высоких технологий, авиации, судостроения, производстве электротехнической продукции и других областях.
Во-вторых, необходимо развивать сотрудничество в ключевых сферах и по ключевым проектам. Стороны должны стремиться к тому, чтобы полностью выполнял свою роль рабочий механизм сотрудничества КНР и РФ в сфере лесной промышленности. Следует, сконцентрировавшись на выработке общего плана сотрудничества двух стран в области лесной промышленности, продвигать реализацию ключевых проектов. Необходимо начать работу подкомиссии по сотрудничеству в сфере сельского хозяйства в составе китайско-российской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств; способствовать решению проблем инспекции сельскохозяйственной продукции, растениеводства, животноводства и переработки агропродукции; создавать условия для сотрудничества двух стран в области сельского хозяйства. Следует ускорить реализацию совместных проектов по разработке дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета, тяжелого вертолета, строительству железнодорожного моста в районе Тунцзян–Нижнеленинское и автодорожного моста в районе Хэйхэ–Благовещенск.
В-третьих, следует углублять приграничное и межрегиональное торгово-экономическое сотрудничество. Необходимо ускорить работу по внесению дополнений в Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и северо-востока КНР (2009–2018), ускорить реализацию ряда важных проектов сотрудничества, имеющих показательное значение. Было достигнуто взаимопонимание по вопросу о повышении статуса Харбинской торгово-экономической ярмарки, которая будет преобразована в выставку «Российско-Китайское ЭКСПО». Надеемся, что стороны воспользуются этой площадкой для того, чтобы открыть новую страницу в развитии китайско-российского приграничного и межрегионального сотрудничества.
В-четвертых, важно усилить роль различных площадок, содействующих развитию обмена и сотрудничества между предприятиями двух стран. Необходимо использовать такие механизмы стимулирования торговли, как Китайско-российская палата по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией, Китайско-российский деловой совет и Союз китайских предпринимателей в России. Следует развивать взаимные визиты делегаций предпринимателей, предоставлять более качественные информационные консультации и оказывать иные услуги с целью развития торгово-экономического сотрудничества китайских и российских предприятий.
– Ожидается ли подписание контракта с «Газпромом» по строительству газопровода до конца года? Удовлетворена ли китайская сторона участием в нефтегазовом сотрудничестве с Россией?
– Я тоже очень интересуюсь этим контрактом. Между компаниями России и Китая идут переговоры, от которых зависит подписание данного контракта. Я считаю, что сотрудничество в газовой сфере придаст новый импульс нашим торгово-экономическим связям.
В последние годы энергетическое сотрудничество между Китаем и Россией становится все более тесным. В этой сфере надо прежде всего отметить строительство нефтепроводов, подписание контрактов на поставку сырой нефти на долгосрочную перспективу, предоставление долгосрочных крупных кредитов. Продвигается и сотрудничество в газовой области.
В нынешнем году в нефтегазовой сфере отмечено заметное продвижение. Во время мартовского визита в Россию председателя КНР Си Цзиньпина было подписано Межправительственное соглашение о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью. В июне во время визита вице-премьера Чжан Гаоли, участвовавшего в Петербургском международном экономическом форуме, между энергетическими предприятиями были подписаны долгосрочные соглашения по поставке нефти. Во время саммита «группы двадцати» в сентябре в присутствии лидеров двух стран был подписан меморандум по проектному финансированию «Ямал СПГ» между CNPC и «Новатэк» и рамочное соглашение об основных условиях поставки природного газа из России в Китай между CNPC и «Газпромом». В ходе октябрьского визита председателя правительства России Дмитрия Медведева между CNPC и «Новатэк» подписаны условия соглашения купли-продажи газа и меморандум по экспортному контракту на условиях предоплаты между SINOPEC и «Роснефтью».
Китайская сторона удовлетворена уровнем участия в совместных с Россией проектах в нефтегазовой сфере. Мы рассчитываем на реализацию договоренностей об увеличении поставок сырой нефти, строительстве газопроводов, импорте российского сжиженного природного газа (LNG), строительстве совместного завода по переработке нефти. Также надеемся на углубление сотрудничества по таким направлениям энергетики, как электроэнергетическое, ядерное и угольное. Это принесет сторонам реальные выгоды.