Сторонники Бачелет шумно отпраздновали ее успех. Фото Reuters
Под занавес уходящего года в далекой Чили, расположенной у кромки Тихого океана, на юге Западного полушария, завершилась президентская гонка. Вперед со значительным преимуществом вырвалась экс-глава государства, социалистка Мишель Бачелет, поддержанная 62,15% избирателей. Ее основная соперница получила 37,83%. Разрыв внушительный.Всегда первая
Победу Бачелет предрекали многие. Она – опытный, закаленный политик. Неоднократно участвовала в электоральных процедурах. Была министром здравоохранения, затем обороны, подобное случилось впервые на континенте. В 2006 году избиралась главой государства. Это явилось своеобразной сенсацией, впервые в католической стране на вершине власти оказалась женщина, к тому же разведенная, атеистка, мать троих детей от разных мужей. По окончании четырехлетнего правления ее рейтинг зашкаливал, достигал 80%, но она не имела права баллотироваться сразу по завершении мандата. Какое-то время Бачелет работала исполнительным директором структуры «ООН – женщины». В 2013 году ее вновь выдвинули кандидатом на высший пост. И вот теперь она вновь стала президентом.
Драматургия кампании
Особенность минувшей схватки заключалась в том, что номинально в гонке участвовали девять кандидатов, но реально на кресло главы государства претендовали две женщины, ровесницы, хорошо знающие друг друга с юности, некогда жившие по соседству. Одна – это Мишель Бачелет, кандидат левоцентристской коалиции «Согласие», недавно обретшей название «Новое большинство». Ее платформа отличалась компактностью, базировалась, образно говоря, на трех китах: необходимости принятия новой Конституции, кардинальной смене модели образования, налоговой реформе.
Другая – Эвелин Маттеи, выдвиженка правоцентристского объединения «Союз ради Чили», включающего две партии. Таковой она стала в чрезвычайных обстоятельствах, после отказа участвовать в состязании бывшего министра финансов, избранного на праймериз в рамках блока. В прошлом она являлась сенатором, в нынешнем правительстве руководила ведомством труда. Ее программа отличалась расплывчатостью. Матеи утверждала, что люди требуют от политиков повернуться лицом к их повседневным нуждам и заботам. Их не интересуют высокие материи, идеологические споры и дискуссии, такие, например, какая Конституция нужна обществу.
В судьбах этих женщин, как в зеркале, преломилась новейшая история страны. Они родились в семьях генералов, оказавшихся после переворота в сентябре 1973 года по разные стороны баррикад. Отец Мишель оставался верным конституционному долгу и попал за решетку. Его репрессировали. Дочь эмигрировала в ГДР, поступила в университет, приобрела диплом врача-педиатра. Когда скрепы диктатуры ослабли, она вернулась на родину. Отец Эвелин был членом военной хунты. Жизнь дочери сложилась вполне благополучно. Она училась в престижных вузах на инженера, великолепно играет на фортепьяно. И вот спустя много лет женщины сошлись на общенациональной арене. Так настоящее причудливо переплелось с прошлым.
Итоги схватки
Лидером гонки изначально считалась Бачелет. Регулярные замеры общественного мнения давали ей подавляющее преимущество, предрекая победу в первом же туре. Однако она призывала сторонников не обольщаться, а убеждать людей в том, чтобы они пошли голосовать. В этой фразе таилось опасение, что расширение коалиции за счет коммунистов может привести к оттоку части традиционного электората. В свою очередь, Маттеи скептически относилась к опросам, предрекавшим ей 25,1%, она уверяла, что располагает большей поддержкой, чем показывают опросы. Просила не верить им, не расслабляться, а продолжать бороться.
Среди остальных претендентов выделялись независимый экономист либерального толка Франко Кариси и Маркос Энрикес-Оминами, талантливый кинематографист, сын знаменитого в прошлом деятеля леворадикальной ориентации.
Многие аналитики не исключали второго тура. Эти предположения базировалось на том, что впервые имели право участвовать в голосовании 5 млн новых избирателей. Кого они предпочтут, если, разумеется, пойдут на участки, оставалось загадкой. Молодежь – это непредсказуемая категория электората. Она в состоянии обещать и не явиться, а сидеть у компьютеров.
Эксперты, предполагавшие возможность продолжения борьбы, не ошиблись. 17 ноября Бачелет вырвалась вперед, заручившись поддержкой 46,68% граждан. Но этого оказалось недостаточно для победы. Далее шла Маттеи, получившая 25,01%. Разница значительная, превышала 20 пунктов. Одной из причин недобора голосов в пользу Бачелет стала низкая явка. К урнам пришли лишь 6,6 из 13 млн человек. Вероятно, проблема в том, что участие в выборах стало необязательным. Но это лишь гипотеза. Гипотетически судьба президентского кресла зависела и от «аутсайдеров». Энрикес-Оминами набрал 10,96%, а Кариси – 10,12%. Можно было предположить, что один призовет своих сторонников поддержать Бачелет, а другой – Маттеи. Второй тур расставил все по своим местам.
Навстречу всем ветрам
Чили – наиболее открытая миру латиноамериканская страна, заключившая соглашения о свободной торговле с десятками государств различных континентов. После падения диктутуры у Чили наладились отношения и с Россией. Здесь побывали постдиктаторские президенты Чили Патрисио Эйлвин и Рикардо Лагос, сформулировавший идею о том, что Тихий океан не разделяет, а объединяет нас. Бачелет также показала себя поборником укрепления и расширения двусторонних связей. Она дважды приезжала в нашу страну. На встрече в Кремле она говорила о возможности превращения своей страны в «опорную платформу» для разворачивания нашей экономической активности на континенте. В ноябре 2004 года в Чили во время саммита АТЭС побывал Владимир Путин, совместив поездку с официальным визитом. Как видим, контакты развиваются и интенсифицируются.