0
9314
Газета Дипкурьер Интернет-версия

23.12.2013 00:01:00

Пакт Путина–Януковича

Сергей Толстов

Об авторе: Сергей Валерианович Толстов – директор Института политического анализа и международных исследований (Киев).

Тэги: украина, ес, майдан


украина, ес, майдан Майдан собирал сотни тысяч сторонников евроинтеграции, которые проголосуют за эту идею на предстоящих президентских выборах. Фото Reuters

Озвученное 21 ноября решение украинского правительства не подписывать соглашение об ассоциации с ЕС на первых порах многие восприняли как элемент политического торга. Разъяснения премьера Николая Азарова касались в основном неприемлемой для украинской власти позиции МВФ, который среди прочего требовал от Киева девальвировать гривну и поднять тарифы на газ и отопление. Тем временем президент Виктор Янукович поехал на Вильнюсский саммит и попытался объяснить европейским политикам причины решения, которое украинские власти рассматривали как принципиальное. По словам Януковича, выходило так, что ментально Украина готова сближаться с Европой, но состояние национальной экономики и дисбалансы во внешней торговле не дают возможности реализовать условия зоны свободной торговли с ЕС.
Отметим, что Виктору Януковичу и Николаю Азарову не поверили не только идеологически заряженные на европейскую перспективу студенты и евроактивисты из киевских вузов, но и вполне трезвомыслящие европейские лидеры. В ходе Вильнюсского саммита участников программы «Восточное партнерство» (28–29 ноября) лидеры ЕС, которые в течение двух лет не говорили Киеву ни да, ни нет, выразили готовность подписать ассоциацию с Украиной немедленно и безоговорочно – здесь и сейчас. Но Виктор Янукович этого предложения не принял…
Разворот на марше
Начавшийся в Украине политический кризис продемонстрировал прямую причастность к интриге не только оппозиции, но и лидеров основных промышленно-финансовых групп, недовольных негативными тенденциями в экономике, снижением кредитных рейтингов и неудовлетворительными условиями доступа к западным рынкам.
Воспользовавшись разгоном лагеря протеста в центре Киева, лидеры украинской оппозиции объявили революцию, которую информационно поддержали все контролируемые олигархами основные телеканалы. Острую заинтересованность в происходящем проявили европейские политики и посольство США.
Стержнем конфликта стали противоречия между частью бизнеса и государственной бюрократии, которая выступает против условий зоны свободной торговли с ЕС, и теми экономическими кругами, которые рассчитывают на удовлетворение своих интересов, включая полную легализацию собственности, рост стоимости активов и допуск в транснациональную бизнес-элиту. К слову, не все лидеры украинских бизнес-групп имеют право на въезд в США.
В отличие от ситуации ноября–декабря 2004 года, когда Леонид Кучма осознанно шел на передачу власти Виктору Ющенко и власть буквально лежала «под ногами», в нынешней ситуации президент и государственный аппарат организовали серьезное сопротивление и сумели предотвратить государственный переворот.
Любопытным курьезом стало рекламно-идеологическое сопровождение нынешней фазы беспорядков, когда в Киеве возникло сразу два майдана, декларировавших готовность к сотрудничеству с Европой.
На первом, евромайдане, постоянный контингент которого состоит в основном из лиц, привезенных на «постоянное дежурство» из Западной Украины, посещаемом европейскими политиками, министрами, дипломатами и американскими сенаторами, лидеры оппозиции и общественные активисты выступали с прямыми призывами к свержению власти или в лучшем случае требовали немедленной отставки и перевыборов всех властных институтов. Для большей убедительности евромайдан с целью демонстрации недееспособности власти несколько раз пытался заблокировать правительственный квартал.
На втором, который революционеры именуют не иначе как «антимайдан» и куда Партия регионов и областные администрации привозят людей вахтенным методом, организован митинг в поддержку сотрудничества с ЕС, но в рамках политики президента и правительства. То есть как бы за ассоциацию, но не так быстро и без иностранного вмешательства.
Публичная дипломатия ХХI века
Политика Запада в отношении Украины – тема объемная и многогранная. Отметим, что за последние два года лидеры ЕС предпринимали в отношении Украины самые различные способы давления. В том числе – категоричные требования освободить Юлию Тимошенко, срыв саммита государств Центральной Европы в Ялте, полубойкот матчей футбольного чемпионата Европы-2012 и преднамеренные спекуляции по поводу намерения европейской стороны подписать соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли, переговоры по которому закончились в 2011 году. Такая тактика позволяла не зацикливаться на обсуждении технических деталей, касающихся адаптации украинской экономики к либерализации торговли, а также уклоняться от дискуссии с Россией в связи с распространением контроля ЕС на восточноевропейские страны, участвующие в программе «Восточное партнерство». Предполагалось, что в условиях резкого ухудшения платежного баланса и угрозы дефолта у официального Киева не останется иного выбора, как подписать ассоциацию и принять условия МВФ.
Среди прочего Николаю Азарову был предложен механизм реализации внешнего управления. Предлагалось создать некий орган – Совет реформ и европейской интеграции, сформированный представителями европейских структур и МВФ. По мнению европейских политиков, такая структура могла бы заняться согласованием условий кредита МВФ, обеспечением их выполнения и гарантировать поддержку со стороны украинской оппозиции.
Вторым условием урегулирования кризиса, которое было предложено европейскими политиками, было посредничество в переговорах между властью и оппозицией (на роль посредников предлагались вице-президент Еврокомиссии Кэтрин Эштон, еврокомиссар Штефан Фюле и министр иностранных дел председательствующей в ЕС Литвы Линас Линкявичус). На одном из заседаний Совета ЕС прозвучало любопытное предложение, чтобы в Киеве регулярно, по очереди, дежурил один из европейских министров. Иными словами, вплоть до московского заседания Российско-украинской межгосударственной комиссии 17 декабря политики ЕС и США всерьез рассчитывали на возврат Киева к согласованному тексту соглашения об ассоциации и переформатирование состава правительства.
Новый тактический союз?
Ситуация резко изменилась после 17 декабря в результате заключения ряда российско-украинских соглашений. Украине предоставлены масштабный кредит в объеме 15 млрд долл. и значительная скидка в цене на газ (на 35%), что позволяет не только решить текущие бюджетные проблемы, но и восстановить конкурентоспособность украинской экономики. Преодоление экономического кризиса дает Януковичу шанс для урегулирования внутриполитического конфликта.
В основу активизации двустороннего экономического сотрудничества были положены политические решения президентов двух стран. Смысл пакта Путина–Януковича заключается в развитии секторального экономического сотрудничества без обязательного присоединения Украины к Таможенному союзу и ЕЭП, хотя такая перспектива в принципе не исключена. Но, учитывая настроения в Киеве и западных областях, постановка вопроса в такой форме выглядела бы неуместной.
Для Киева важно, что подписанные соглашения обеспечивают возобновление украинского экспорта в РФ с отменой введенных в 2013 году ограничений. Предусмотрен ускоренный перевод украинской экономики на стандарты Таможенного союза, что позволит избежать дальнейших конфликтов.
Российская сторона предусмотрела экономические гарантии, обеспечивающие устойчивость достигнутого компромисса. Это касается и формы предоставления кредита, который разбит на несколько траншей до конца 2014 года, и ежеквартального подписания протокола о предоставлении скидки в цене на газ. То есть в случае смены власти или отказа от выполнения достигнутых договоренностей российская сторона может беспрепятственно вернуться к прежним условиям газового контракта 2009 года.
Важнейшим направлением двусторонних отношений является сотрудничество в сфере машиностроения. В этом плане предусматриваются совместное выполнение ряда перспективных проектов и создание совместных предприятий.
С учетом формы урегулирования украинско-российских противоречий Украина могла бы вернуться к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС лишь при условии потери скидки в 35% в цене на газ и погашения долгов правительству РФ, «Газпрому» и российским банкам. С этой точки зрения не подписанный в Вильнюсе проект соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, по сути, утратил актуальность, и попытки продолжать переговоры о его коррекции больше похожи на имитацию, призванную смягчить недовольство европейских политиков изменением позиции официального Киева.
Подписанные документы обеспечивают разворот Украины в сторону экономического сотрудничества с РФ, в первую очередь в сфере машиностроения и возобновления кооперации в военно-промышленном комплексе. Разумеется, фактическое восстановление производственных цепочек машиностроительного комплекса бывшего СССР, которое Владимир Путин предлагал Леониду Кучме еще в 2000 году, будет без энтузиазма встречено в Вашингтоне и Брюсселе.
Хотя условия нового российско-украинского сближения не затрагивают действующих внешних обязательств Киева, в ближайшее время внешняя политика страны будет сталкиваться с серьезными трудностями и проблемами, которые потребуют максимальной сдержанности и дипломатического искусства.
Не менее сложным будет и процесс постреволюционного внутриполитического урегулирования. Потребуются не только перезагрузка в отношениях власти с «клубом олигархов», что весьма непросто, но и содержательный пересмотр практики взаимодействия между властью и обществом, которое устало от двойных стандартов, безразличия и безответственности бюрократии, что будет еще сложнее, поскольку украинская власть говорить с обществом не очень умеет.  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1188
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1461
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1327
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1301

Другие новости