Премьер-министр Юрие Лянкэ (слева) парафировал соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли Молдавии с ЕС и сорвал аплодисменты Запада. Фото с сайта www.eu2013.lt
В последние несколько лет украинский президент выступал последовательным сторонником европейской интеграции, не раз заявляя о приоритетности Брюсселя во внешнеполитическом курсе Украины. Все предложения России о вхождении Киева в Таможенный союз и налаживании более тесных экономических отношений украинской стороной отвергались, а доводы о негативных последствиях для украинской промышленности в случае подписания соглашения игнорировались.
Проведение курса на подписание соглашения об ассоциации с ЕС рассматривалось Виктором Януковичем в качестве условия, которое позволяло рассчитывать на поддержку западных стран и тем самым повышало шансы победить на президентских выборах 2015 года. Этой логикой объяснялся арест бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко, которая рассматривалась в качестве основного политического конкурента. В этом контексте для украинского президента европейская интеграция представляет интерес исключительно с точки зрения предстоящих президентских выборов.
Первые признаки, свидетельствующие о колебаниях президента и его окружения относительно целесообразности подписания соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, стали проявляться в начале осени, когда переговорный процесс между Киевом и Брюсселем вышел на финишную прямую. Тогда же стала меняться тональность заявлений украинских чиновников, которые «неожиданно» стали говорить о возможных потерях украинской экономики в случае подписания соглашения и создания зоны свободной торговли с ЕС. Одновременно власти попытались использовать украинскую оппозицию, которая фактически работала на срыв подписания соглашения об ассоциации с ЕС, предлагая главе украинского государства заведомо неприемлемые для реализации варианты решения «дела Тимошенко».
Причиной корректировки подходов Януковича стала позиция ЕС и США, которые отказывались предоставить украинскому президенту гарантии его поддержки на выборах 2015 года, а также нежелание МВФ выделить новые кредиты из-за невыполнения Украиной требований фонда. Кроме того, Брюссель, который постепенно сокращал список требований к Киеву, отказывался пересмотреть свою позицию в отношении Юлии Тимошенко. От Януковича требовали выполнить одно условие – освободить бывшего премьер-министра до саммита в Вильнюсе. Однако выполнение данного требования лишало действующего главу государства перспектив на переизбрание в 2015 году.
Жесткая позиция западных стран в отношении «дела Тимошенко» и нежелание компенсировать потери украинской экономики вынудили Виктора Януковича изменить свою позицию и отложить подписание соглашения об ассоциации. В итоге за неделю до саммита «Восточного партнерства» украинское правительство заявило о приостановке подготовки к заключению соглашения об ассоциации с ЕС.
Подобные действия властей стали подарком для оппозиции. Начиная с 21 ноября, когда правительство заявило об изменении украинской позиции в отношении ЕС, оппозиция перешла в наступление. Проведение массовых акций, громкие политические заявления оппозиции и представителей ЕС и США, столкновение митингующих с правоохранительными органами стали фоном, на котором проходил визит украинского президента в Вильнюс.
После отказа Януковича подписать соглашение об ассоциации с ЕС политическая ситуация в Украине изменилась. Оппозиция активизировала свою деятельность, получив возможность вновь использовать в предвыборной борьбе евроинтеграционную риторику, ранее перехваченную у нее президентом. Новый импульс к расширению своей деятельности в Украине получили неправительственные организации.
Митинги в поддержку курса на евроинтеграцию, призывы к забастовкам, требования об отставке правительства стали инструментами оппозиции в борьбе против Януковича, который значительно ослабил свои позиции внутри страны. Серьезные просчеты в выстраивании отношений с ЕС привели к тому, что в течение недели инициатива в определении политической ситуации и правил игры перешла к оппозиции, которая сумела решить ряд ключевых задач. Был консолидирован электорат западных областей, увеличено финансирование, получена политическая поддержка со стороны ЕС и США. В то же время демонстрируемое лидерами оппозиции единство в борьбе против Виктора Януковича носит тактический и во многом вынужденный характер. Каждый из оппозиционеров давно уже примеряет на себя роль основного кандидата, рассчитывая получить поддержку западных стран и выиграть президентские выборы.
Противоречивые заявления представителей украинской власти, сделанные после Вильнюса, продемонстрировали, что политические последствия отказа подписать соглашение об ассоциации президентом и его администрацией просчитаны не были. В результате действия украинской власти спровоцировали ухудшение отношений с ЕС и США и привели к обострению ситуации.
Практически сразу после саммита Виктор Янукович заявил о готовности возобновить диалог с ЕС относительно подписания соглашения об ассоциации, одновременно пытаясь заручиться поддержкой ЕС и США в получении средств МВФ. Проявлять интерес к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС Януковича заставляют приближающиеся президентские выборы и угроза оказаться в международной изоляции. Поддержка со стороны Брюсселя и Вашингтона рассматривается в качестве ключевого фактора, который может снизить политическую активность оппозиции.
В условиях нарастания в экономике Украины кризисных тенденций и осуществления значительных выплат по внешним долгам получение внешней помощи остается ключевой задачей Януковича. Без этого он практически не имеет шансов победить на выборах. Между тем надежды Киева на получение финансовой помощи от ЕС или МВФ для модернизации промышленности являются неоправданными. Стратегия Брюсселя в отношении Украины заключается в получении доступа к украинскому рынку товаров и закрытии украинских предприятий, которые могут составить конкуренцию европейским производителям.
Прозападная внешняя политика Украины, реализуемая в последние годы Януковичем, ставит вопросы о будущем российско-украинских отношений. Киев настойчиво добивается от России преференций во внешней торговле, но при этом не желает учитывать интересы России. Подобный геополитический шпагат создает трудности Киеву в отношениях с Москвой и одновременно лишает его политического маневра с ЕС, который не намерен финансировать амбиции украинских политиков, игнорирующих интересы собственной экономики.
Несмотря на сложности в двусторонних отношениях, Россия активно кредитует украинские власти. Средства, предоставляемые Киеву, фактически идут на поддержание социально-экономической стабильности в Украине и связаны с российскими экономическими и геополитическими интересами. Однако приближение президентских выборов ставит вопрос об эффективности подобного курса. Тем более что отказ Януковича подписать в Вильнюсе соглашение об ассоциации с ЕС не приблизил Украину к членству в Таможенном союзе и не изменил направленность ее внешней политики.
Действующий украинский президент ищет партнеров, готовых оказать ему помощь в победе на президентских выборах. Отказавшись от соглашения об ассоциации, Киев фактически утратил возможность получения денег МВФ, который по-прежнему настаивает на значительном повышении коммунальных тарифов, замораживании зарплат и пенсий, сокращении бюджетных расходов. Кроме этого, украинский президент находится в цейтноте. Резкое изменение внешнеполитического курса несет для него серьезные внутриполитические риски, а продолжение курса на ассоциацию с ЕС независимо от того, будет подписано соглашение или нет, ведет к экономической катастрофе. Соответственно украинский президент в ближайшее время должен определиться со стратегией подготовки к выборам.
Представляется, что дальнейшие отношения с Украиной должны выстраиваться Россией с учетом сохранения ориентации Киева на углубление сотрудничества с ЕС. Заявления о необходимости восстановления торгово-экономических отношений с Россией определяются текущей ситуацией. Поддержка Россией Виктора Януковича, в том числе и финансовая, не приведет к фундаментальным изменениям украинского внешнеполитического курса. Тем более что в условиях резкого обострения ситуации, которая сохранится до выборов президента, сложно прогнозировать, кто станет следующим главой украинского государства.