Этот город на реке Янцзы был построен для жителей деревень, ушедших под воду после сооружения гидроузла Санься. Фото автора
Три десятилетия Китай развивался бурными темпами. Сейчас ставится задача: перевести экономику на новую колею, положить конец выкачиванию средств из деревни, предотвратить экологическую катастрофу. Специальный корреспондент «НГ» делится впечатлениями от поездки по стране.«Приехали в Пекин, учтите: здесь много начальников, много красивых девушек, много машин и мостов», – сказала китаянка, назвавшаяся русским именем Зоя. Сама она вполне привлекательной внешности, хотя отнюдь не юная девушка: сын старшеклассник. Но знает, о чем говорит. Когда идешь от площади Тяньаньмэнь вниз по Чананьцзе (проспекту Длительного Спокойствия), то убеждаешься, что вдоль него каждые метров 300–400 стоят полицейские наряды. Значит, начальников, которых следует охранять, предостаточно. Тем более что дело было накануне открытия пленума ЦК партии, который обещал стать историческим событием.
Стройные, по-европейски одетые женщины, цокая каблучками, спешили по своим делам. А уж авто видимо-невидимо. Пекин когда-то был городом велосипедистов. Теперь в центре их почти нет. Если бы не бесчисленные эстакады, туннели, мосты, то пробки не уступали бы московским.
Впрочем, возможно, с трафиком нам повезло. Так же, как с погодой. На северо-востоке Китая, в Харбине, с его населением 11 млн, люди ходили с масками на лицах, а машины еле двигались из-за смога, опустившегося на город, который основали на заре прошлого века россияне.
А в Пекине воздух в конце октября был чист. Американское посольство, не стесняясь вызвать раздражение у властей, ежедневно публикует данные о загрязнении атмосферы. В те дни они не внушали беспокойства.
Но руководство КПК знает, что стране пришлось заплатить непомерную цену за безудержный рост экономики. Даже в столице содержание вредных частиц в воздухе временами превышает допустимые нормы и становится опасным, особенно для детей. Есть города, где водопроводная вода не пригодна для питья. То из одного, то из другого района приходят сообщения о демонстрациях и даже нападениях на местные органы власти людей, возмущенных строительством химических заводов.
Пленум, наметивший программу реформ в социальной и экономической области, не мог пройти мимо этой проблемы. Заявлено, что предприятия, которые отравляют природу, будут сурово наказываться. А сведения о состоянии окружающей среды перестанут быть закрытыми. Но как сочетать обещания улучшить экологию с планами быстрого роста экономики, от которых правительство вовсе отказываться не собирается? Вот лишь один пример: едва ли не главный вклад в загрязнение воздуха вносят электростанции и заводы, работающие на угле. Тем не менее в следующие два десятилетия намечается увеличить применение угля на 70%.
Но с Компартией Китая не забалуешь. По крайней мере в столице разработаны драконовские меры против автомобилистов. Если высокий уровень загрязнения воздуха длится три дня, то 80% правительственных машин остается на стоянках. Частным авто разрешается выезжать только через день, в зависимости от регистрационного номера. Запрещено выезжать грузовикам и машинам со стройматериалами.
И это не все. Отцы города решили уменьшить в течение ближайших 4 лет выдачу номеров покупателям машин на 40% и довести их до 150 тыс. в год к 2017 году. В то же время доля номеров, выданных владельцам электромобилей и гибридных авто, возрастет и составит через четыре года 40%.
Между тем тяга сесть за руль нового авто у китайцев неистощима. По сообщению Wall Street Journal, в минувшем июле 1,5 млн человек просили выдать новые номера. Достались они только18 400 счастливчикам.
Несбыточная мечта: получить столичную прописку
Вряд ли найдется русский турист, побывавший в Пекине, который не слышал бы о рынке Ябаолу. В лихие 90-е здесь отоваривались наши челноки. Да и сегодня надписи на магазинах на русском зазывают купить шубы, джинсы, лекарства да вообще все, что душе угодно. К услугам гостя пассажирские и грузовые велорикши, среди них есть и женщины. Это совсем другие люди, не те, что встречаешь на проспекте Чананьцзе. Как мне говорили, такая работа не для коренного пекинца, за нее берутся в основном приезжие. Отцы города позаботились о своих гражданах. У них и субсидированное медицинское обслуживание, и бесплатное обучение в школах до уровня колледжа. А пенсия такая, что ее хватает на овощи-фрукты. Но если вы не коренной пекинец, а приезжий, то вы как бы гражданин второго сорта. Например, за обучение в школе придется платить. Бывает, когда у мигрантов рождается ребенок, они подыскивают молодую женщину с пропиской, которая соглашается за деньги зарегистрировать его как своего.
Одна из «понаехавших» рассказывает: «Иду по улице, навстречу женщина с собакой. Пес тявкнул на меня, я сказала хозяйке что-то резкое. Она в ответ: «У меня на собаку есть разрешение, а ты здесь вообще не должна находиться». Я ответила, что, мол, здесь люди и собаки одинаково привилегированные».
В Пекине живет более 20 млн человек. Более 7 млн не имеют столичной прописки. Ясно, что любви к чужакам пекинцы не питают. Профессор Вэнь Говэй из столичного университета Цинхуа предложил рецепт для преодоления отчужденности. Мигранты должны проходить испытание на знание законов и культурного поведения. Иначе наплыв переселенцев из деревни приведет к тому, что ситуация станет неконтролируемой.
Инициатива профессора не нашла поддержки. В социальной сети офицер полиции задал ученому едкий вопрос: «А вы задумывались, сколько рабочих-мигрантов потребовалось, чтобы возвести Запретный город (резиденцию императоров)?»
Пленум ЦК попытался найти ответ на загадку, напоминающую квадратуру круга. Из его документов можно сделать вывод, что переселение крестьян в небольшие города будет разрешено, но контроль, то есть строгая система прописки в мегаполисах типа Пекина и Шанхая, сохранится.
Темные окна вдоль спящей реки
Но ведь в принципе одобрен план, по которому Поднебесная, чье основное население в течение тысячелетий составляли крестьяне, должна стать страной, где будет преобладать городское население. Замысел состоит в том, чтобы в течение двух десятилетий повысить долю горожан с нынешних 52 до 70%. Сейчас число мигрантов в городах равняется примерно 200 млн. А к 2020 году еще примерно 110 млн крестьян переселится в города.
Грандиозный образец социальной инженерии. Мы помним, как в 30-е годы она реализовывалась в Советском Союзе, как миллионы раскулаченных, спасаясь от тюрем и ссылки, искали убежища в Москве и других городах. В КНР урбанизация должна быть добровольной, без какого-либо принуждения. Хотя как сказать.
Мы проплыли на теплоходе по реке Янцзы от нового мегаполиса Чунцин до «Трех ущелий» – гигантского гидроузла, где на пути воды сооружены дамба и электростанция. Вместе с толпами китайских туристов осмотрели сооружения, надписи на которых рассказывают, какие блага цивилизации принес гидроузел. Это и избавление края от наводнений, и возможность крупным судам благодаря системе шлюзов перевозить грузы из центральных районов в Шанхай, и подача электричества в медвежьи углы, которые раньше жили впотьмах.
Но один из наших спутников сказал, что он, как и многие местные жители, был против перекрытия реки. Ведь ему, как и миллионам жителей местных селений, пришлось бросить дом, который ушел под воду. Одновременно оказались потерянными и некоторые памятники древнекитайской цивилизации. Но согласия людей на переезд не спрашивали.
Правительство возвело для переселенцев новые городки и поселки. С теплохода они отлично смотрятся. Вдоль берега стоят либо аккуратные белые двух-трехэтажные дома, либо стандартные башни-многоэтажки. Но странное дело: наступили сумерки, а окна остались темными. Значит, либо пустуют, не по карману вчерашним крестьянам, либо новоселы живут небогато и экономят на свете.
На Всемирной выставке в Шанхае демонстрировался макет нового города Хуамин, который был построен специально для окрестных крестьян. Им пришлось сдать наделы, политые потом в течение поколений, чтобы получить квартиры в городе. Но оказалось, многие переселенцы так и не приспособились к городской жизни, остаются без работы. Словом, трудно ожидать, что перекройка векового уклада страны пройдет без сучка без задоринки.
Пекин–Чунцин–Москва