На базе в Севастополе ждут новых российских кораблей. Фото Владимира Захарина
4 октября 2013 года в украинском еженедельнике «Зеркало недели» была опубликована статья некоего Алексея Стрелецкого под названием «Перевооружение исподтишка». Ее автор делает посыл, дескать, «нежелание Москвы идти на политические и экономические уступки Киеву, стремление принудить Украину принять решение о вступлении в Таможенный союз привели к нынешней стагнации переговорного процесса по ЧФ РФ». Однако первая часть этого утверждения говорит о том, что именно Киев, а не Москва не хочет договариваться. Киев ждет только политических и экономических уступок от Москвы, а раз такие уступки со стороны Москвы отсутствуют, то вот вам и стагнация переговорного процесса по ЧФ РФ.Не совсем понятно, какое отношение имеет, как утверждает автор статьи, «стремление принудить Украину принять решение о вступлении в Таможенный союз» со стагнацией переговорного процесса. Автору, очевидно, следовало бы более внимательно следить за ходом переговорного процесса по ЧФ, если у него имеется интерес к этому. Хорошо известно, что переговорный процесс находится в состоянии застоя уже почти два года. Далее автор утверждает, что «переговоры стали для российской стороны неинтересными». Все с точностью наоборот. Переговорный процесс заторможен из-за нежелания украинской стороны вести конструктивный диалог практически по всему спектру вопросов базирования ЧФ РФ на территории Украины. И вот несколько примеров.
В апреле текущего года стороны договорились провести очередное заседание рабочей группы по инвентаризации в июле 2013 года. Москва в июне с.г. сообщила украинской стороне о своей готовности к проведению встречи в июле в любое удобное для Киева время. Встреча не состоялась, а украинская сторона даже не сочла необходимым проинформировать, что послужило этому причиной.
Второй пример. В апреле 2013 года стороны согласовали на уровне экспертов проект межправительственного соглашения о регистрации военнослужащих, гражданских лиц и членов их семей в миграционных органах Украины. Делегация Украины пообещала в течение месяца известить российских коллег о приемлемости согласованного проекта с тем, чтобы можно было приступить к внутригосударственным процедурам подготовки соглашения к подписанию. До сегодняшнего дня этого не произошло.
К сожалению, украинская сторона не демонстрирует готовности к таким переговорам уже длительное время. И главная причина вполне понятна. Ведь российская сторона требует соблюдения международного права и национального законодательства Украины, а не вымогательства у флота средств за счет неправомерного налогообложения. Переговоры были первоначально прерваны в конце ноября 2011 года и только после того, как российская сторона заявила, что приостановит уплату налогов, были возобновлены.
17 июня 2013 года директор департамента таможенного дела Министерства доходов и сборов Украины А.Н. Дороховский в интервью РИА Новости заявил, что «идет сейчас этап переговоров, который дошел до того состояния, что, по всей видимости, в ближайшее время этот вопрос будет разрешен». Возникает закономерный вопрос: с кем господин Дороховский ведет переговоры, если все контакты в одностороннем порядке прекращены украинской стороной еще в конце января 2013 года?
Автор статьи справедливо замечает, что имеется много «неурегулированных проблем, связанных с пребыванием российского Черноморского флота». Вопросов, требующих скорейшего решения, накопилось предостаточно, и российская сторона после подписания межгосударственного договора о продлении срока базирования российского флота на 25 лет с 28 мая 2017 года предложила украинской стороне сформировать государственные делегации и приступить к активному переговорному процессу по выработке новых соглашений по проблематике флота. В России такая делегация сформирована и работает. Москвой подготовлен и передан украинской стороне для рассмотрения целый ряд проектов двусторонних соглашений. К сожалению, реакции на некоторые из них российская сторона ожидает уже более двух лет. Отсутствуют и предложения украинской стороны по урегулированию назревших вопросов.
Согласны с автором статьи и в том, что «особую остроту для Москвы приобрел вопрос модернизации военной техники и вооружений части ЧФ России, базирующейся в Украине». Не секрет, что флот действительно старый и требует обновления. Российское руководство придает вопросу обновления российского ЧФ большое значение. По сообщениям военных, на судоверфях закладываются боевые надводные корабли и подводные лодки, в том числе и для Черноморского флота России.
Остановимся и на разборе приведенных в статье фактов. В части завоза в Севастополь на большом десантном корабле «Азов» БТР-82А автор статьи вновь пишет о «нарушении законов и процедур», но каких именно, как обычно, не приводит. При упоминании о якобы «незаконном вводе в Украину нового судна Черноморского флота» – рейдового буксира РБ-389 – замалчивается тот факт, что данный буксир был включен в состав ЧФ РФ, дислоцирующегося на территории Украины, о чем украинская сторона была проинформирована 30 декабря 2012 года. Возражений более полугода не высказывала.
Упоминает автор статьи и гидрографические суда ЧФ ГС-103 и ГС-402, но умалчивает, что указанные гидрографические суда содержатся в Приложении 4 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота. Соответственно они имеют все основания базироваться в Севастополе. До ремонта и ГС-103, и ГС-402 находились в Новороссийске. Российская сторона в соответствии с установившимся порядком запросила разрешение у Киева на заход этих судов в Севастополь для ремонта. Оно было получено, и суда прибыли в Украину. Поскольку в ходе проведения ремонта были выявлены некоторые дополнительные неисправности и стало понятным, что в установленные сроки завершить ремонт не удастся, российская сторона заблаговременно, до окончания разрешенных украинской стороной сроков пребывания, направила в Киев просьбу о продлении сроков нахождения этих судов в Севастополе для завершения ремонтных работ. К сожалению, ответа не последовало.
Еще более абсурдной выглядит ситуация со спасательным буксиром СБ-4 и водолазным судном ВМ-86. Эти суда также содержатся в Приложении 4 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота. Несмотря на это, 9 июля 2013 года было запрошено разрешение на их заход в Севастополь 11 августа 2013 года для проведения ремонтных работ. Здесь следует отметить, что рассмотрение подобных обращений в соответствии с постановлением кабинета министров Украины должно производиться в течение 30 дней, то есть российская сторона должна была быть уведомлена о принятом решении не позднее 9 августа. Это требование было проигнорировано. 28 августа с.г. вновь направлялся запрос, и ответ не был дан.
С тем, чтобы не сорвать выполнение государственного контракта по ремонту упомянутых судов, командование Черноморского флота России в соответствии с установившимся порядком информирования компетентных органов Украины о заходе военных кораблей (судов обеспечения) Черноморского флота через оперативного дежурного по флоту уведомило оперативного дежурного военно-морских сил вооруженных сил Украины о планируемом заходе в Севастополь СБ-4 и ВМ-86.
К сожалению, в Украине еще не перевелись авторы, не владеющие фактами и не утруждающие себя изучением документов, но без оглядки готовые вводить общественность в заблуждение. Кому это на пользу?