Французская вооруженная интервенция в Мали в январе этого года стала ответом на активизацию повстанцев и радикальных исламистов и их наступление на столицу Бамако. Фото Reuters
Парадокс арабской весны: она не только всколыхнула население стран региона, но и одновременно возбудила противников его модернизации. Соответственно неоднозначными оказались плоды этого общественного процесса. Мы видим не только выборы, парламентский процесс, уличные выступления, но и усиление влияния ваххабитов Саудовской Аравии и Катара. Оживились такие организации, как «Аль-Каида в исламском Магрибе» (АКИМ), «Ансар ад-Дин», «Движение в защиту ислама и джихада в Западной Африке» и т.п. Ячейки «Аль-Каиды» отмечены в 26 странах. Но главное – исчез светский противовес им в лице лидеров Египта – Мубарака, Ливии – Каддафи и Туниса – Бен Али. Большое количество самого современного оружия, хранившегося в в арсеналах ливийского лидера, оказалось свободным.
В России нынешние события на севере Африки, в Сахаро-Сахельском районе во многом объясняют расползанием РПГ, средств ПВО, танков и прочего. Ими были вооружены призванные в Ливию жители Сахары туареги, отличные воины, которые уже неоднократно пытались добиться независимости от Республики Мали. Хотя истинные намерения джихадистов расходятся с целями туарегов, глобальная «Аль-Каида» охотно поддержала это национально-освободительное движение. Специалисты задумались о необходимости второго прочтения итогов арабской весны.
Ситуация оказалась благоприятной для тех и для других благодаря фактическому распаду Республики Мали после очередного военного переворота. Как выразился спецпредставитель президента РФ по сотрудничеству со странами Африки Михаил Маргелов, ситуация в Мали вышла на грань «сомализации». Этой весной в свет вышел интересный спецномер журнала «Россия в глобальной политике», посвященный взаимоотношениям РФ и Франции. В написанной для журнала статье Маргелов заявляет, что наша страна «выступает за территориальную целостность Мали» и готова «оказывать помощь властям страны на двусторонней основе».
Хотя Россия возвращается в Африку с «низкого старта», в Москве считают, подчеркивает Маргелов, что наша страна должна активно участвовать в борьбе с терроризмом в районе Магриба, Сахеля и Африканского Рога. Что, по мнению автора, помимо прочего, оживит «повестку дня отношений с НАТО». Тем более что после скорой победы над джихадистами в Мали Маргелов предвидит длительную партизанскую войну...
Что касается Мали, отмечает автор, главную роль в урегулировании конфликта должны сыграть не столько резолюции ООН, которые РФ активно поддержала, сколько сами малийцы при поддержке соседних государств. Россия и Франция способны тут использовать имеющийся у них потенциал двустороннего и многостороннего сотрудничества.
У них общий приоритет: сохранить целостность государства. Тем более что ситуация за последние годы заметно ухудшилась. Западная Африка и Сахарский регион стали центром торговли оружием и наркотиками, поступающими из Латинской Америки. Именно отсюда идет треть всего кокаина, направляющегося в Европу. Прилет одного грузового «Боинга», который свободно садится в Сахаре, означает поступление 30–40 тонн кокаина. Защиту операции обеспечивают внедорожники «Тойоты» – своего рода тачанки с крупнокалиберными 14,7-мм пулеметами, способными сбивать даже самолеты.
Уже в январе 2013 года, накануне развертывания французской военной операции по поддержке малийской армии в борьбе против боевиков так называемого Северного альянса, состоялся телефонный разговор министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с министром иностранных дел Франции Лораном Фабиусом, в ходе которого стороны обсудили складывающуюся в Мали ситуацию и Москва выразила поддержку Парижу. А несколько дней спустя на заседании Совета Безопасности ООН 14 января 2013 года РФ приветствовала действия Франции по оказанию поддержки Мали и решительно осудила действия малийских экстремистов.
Российские миротворцы также действуют в ряде
стран Африки. На снимке: российская автотехника в Сьерра-Леоне (операция под эгидой ООН продлилась с 2000 по 2005 год). Фото с сайта Минобороны РФ |
Голосование в Совбезе было подтверждено затем рядом реальных шагов Москвы по военной помощи Мали. Речь идет о поставках малийской армии вертолетов Ми-35 и Ми-17, боевых и транспортных самолетов, бронетранспортеров БТР 80, радиолокаторов ПВО. По мнению специалистов, Франция, чьи военные сражаются на стороне Мали, не будет препятствовать перевооружению армии при содействии РФ. Ранее «Рособоронэкспорт» заключил с МО Мали контракт на поставку 3000 модернизированных автоматов Калашникова на сумму в 1 млн. долл. Готовятся контракты на поставку боевых и транспортных вертолетов.
Если не считать колониальную войну в Алжире и борьбу с апартеидом ЮАР, между Москвой и Парижем было немного столкновений по африканским проблемам. Как вспоминает мой хороший знакомый, глава Центра российско-африканских отношений Института Африки РАН Евгений Корендясов, когда он ехал послом в Мали (он пробыл там с 1997 по 2002 год), в российском МИДе его специально предупреждали: не ссорься с французским послом. В поездках по континенту он часто и с удовольствием останавливался во французских религиозных миссиях. Да, французские колонизаторы чаще были шовинистами, но республика продолжала защищать принципы свободы, равенства и братства. В отличие от жестокости бельгийцев и расстрелов из пушек индийских сипаев английскими джентльменами.
Не случайно, вспоминает бывший посол, президент Франции Франсуа Олланд говорил недавно в Дакаре, адресуясь к Африке, об «общем прошлом, прекрасном, жестоком и мятежном». Корендясов подчеркивает, что СССР и Россия не всегда сотрудничали с французами в Африке, но при решении многих, в том числе сложных, проблем российское посольство на этом континенте зачастую привлекало французов как консультантов, а французские фирмы в качестве подрядчиков. И за редким исключением, жестких столкновений с Парижем у Москвы тут не было.
У франко-малийских отношений непростое прошлое. Независимость новой Республики Мали была провозглашена в 1960 году. Но лидер нового государства Модибо Кейта имел неосторожность потребовать эвакуации французской военной базы и объявить о выборе страной социалистического пути. Это никак не могло понравиться Парижу, зато Москва охотно поддержала нового союзника. Впрочем, СССР был быстро вынужден не только задуматься, но и заняться помощью ему. Дело дошло до нехватки солярки для освещения дворца президента Кейты. Пришлось доставлять ее на наших самолетах из Дакара. До тех пор пока Москва не договорилась о срочном снабжении топливом с самим Рокфеллером, сняв эту неожиданную незадачу.
Впрочем, и малийцам не всегда было легко с Москвой. Особенно в 70-х годах, после поворота Бамако к китайцам. Хотя лидеры республики сумели избежать экстремизма «культурной революции» по-пекински. Впрочем, в 1975 году Москва сама предупредила малийцев о том, что не сможет продолжать такую же широкую помощь, как раньше, в силу собственных экономических трудностей. И рекомендовала им развивать взаимовыгодное сотрудничество с… Парижем.
В целом советская помощь Мали за 30 лет, с 60-х по 90-е, составила 600–700 млн. долл., хотя далеко не всегда речь шла о прямом финансировании. Как посчитать расходы на высшее образование, полученное в Советском Союзе 3,4 тыс. малийцев с 1960 по 2005 год?! Корендясов вспоминает, что одно время половина правительства республики могла говорить по-русски. Курсы русского языка закончили более 5 тыс. жителей страны. Нельзя забыть и о подготовке военных, пользовавшихся советским оружием – от автоматов ППШ, танков Т-34, Т-54 и плавающих ПТ-76, бронетранспортеров, артиллерийских орудий и минометов, наконец, самолетов Ми-21 и средств ПВО… А оружие требовало стрельбищ, самолеты – аэродромов, техника – ремонтных мастерских и учебных центров…
Долг республики Москве составлял, вспоминает бывший посол, 572 млн. руб., 80% которого были списаны, а 20 оставшихся – реструктурированы на 20–30 лет. Не будем забывать при этом, что малийское Минобороны приглашало и оплачивало работу советских военных инструкторов. Фактически именно СССР и Россия создали армию и офицерский корпус республики. И то и другое вполне можно восстановить.