Не исключено, что российские военные будут приглашены к участию в главном параде Франции 14 июля. Фото Reuters
Сегодня Российский совет по международным делам (РСМД) и франко-российский аналитический центр «Обсерво» публикуют документ «Россия–Франция. 20 предложений для перспективного партнерства», приуроченный к визиту в Москву премьер-министра Жан-Марка Эро и намеченному на предстоящий четверг ежегодному заседанию межправкомиссии. Идея этого проекта заключается в том, чтобы сделать продукт, который был бы востребован теми, кто реально определяет двусторонние отношения на политическом уровне. Предложения будут доведены до сведения всех заинтересованных министерств обоих правительств, президентов и представителей бизнеса.
Ввиду смены французского руководства и пересмотра социалистами некоторых принципов внутренней и внешней политики эксперты проводят мозговой штурм перспективности контактов между Россией и Францией. Одним из множества таких мероприятий стал летний семинар «Россия и Франция: новая повестка отношений» с участием специалистов из Института Европы и ИМЭМО РАН, МГИМО, ВШЭ. Политологи констатируют, что франко-российские отношения развиваются неплохо и серьезных проблем в двусторонних связях нет, однако потенциал реализован далеко не полностью, требуются новые инициативы, с которыми в итоге и решило выступить само экспертное сообщество.
По мнению авторов документа, чтобы дать взаимодействию России и Франции новый старт, необходим не пиар, а конкретные проекты в области политики, экономики, военно-стратегического взаимодействия, гуманитарного сотрудничества. Так, существует три направления, где уже налажено двустороннее взаимодействие, однако его можно и нужно значительно расширить. Это космос, атомная энергетика и ВПК. При этом предлагается признать наиболее перспективными разработки реактора четвертого поколения и ракет-носителей будущего, а также совместное производство вооружений с локализацией предприятий в России для продажи продукции в страны Азии и Южной Америки.
В центре «20 предложений» – франко-российские отношения с прицелом на контакты Москвы и Евросоюза. «Российско-французское взаимодействие должно помочь выстраиванию новых отношений между Россией и ЕС, – считает генеральный директор РСМД Андрей Кортунов. – К сожалению, пока мы идем к очередному кризису. Мне кажется, Россия и Франция могли бы придать ускорение движению в направлении Большой Европы. Думаю, Париж способен стать одним из катализаторов взаимодействия Евросоюза и Таможенного союза, который сейчас формируется. Это послужило бы серьезным индикатором важности наших отношений как некоей оси европейской политики в целом».
В связи с этим Франция могла бы предложить России – сначала в двустороннем формате, а затем и в формате Евросоюза или даже НАТО – целый ряд проектов. Например, Афганистан, который вызывает большую озабоченность в России и ЕС. В плане борьбы с наркотрафиком и экономического развития Центральной Азии Москва и Париж могли бы действовать сообща. Другое предложение заключается в том, чтобы Россия и Франция планировали и проводили совместные операции по поддержанию мира в разных регионах. Эксперты предлагают начать, например, с Центрально-Африканской Республики. Тем более что такой опыт уже есть: Россия несколько лет назад принимала участие в европейской операции в Чаде.
Не только французы могут помочь нам договориться с Европой. Есть ведь и такой деликатный аспект международных отношений, как подключение к сокращению ядерных вооружений третьих стран, в пользу чего еще в феврале 2012 года высказался президент Владимир Путин, говоривший о преобразовании российско-американских переговоров в многосторонние. Дело в том, что с Лондоном Вашингтону легче договориться, а вот с Парижем сложнее. Речь идет не о сокращении французского потенциала сдерживания, а скорее о расширении информационного обмена, мерах доверия, включении Парижа в российско-американские консультации в статусе наблюдателя – все это сделать вполне реально. Зачем исключать вариант, при котором Россия поможет США договориться с Францией?
В перспективе авторы нацелены на создание на основе своего краткого документа масштабной «дорожной карты» на срок в три–пять или более лет. Но для этого сначала необходимо протестировать «20 предложений» на двух уровнях – с одной стороны, в рамках общественно-экспертного обсуждения с привлечением специалистов в области права, экономики, социологии, безопасности, с другой – направив отдельно проработанные рекомендации в профильные государственные и частные структуры. Тогда можно будет говорить о том, что экспертные инициативы не вызвали отторжения ни на Смоленской-Сенной площади, ни на Кэ-д’Орсе, что Москва и Париж готовы руководствоваться ими.
«Мы делали такие двусторонние проекты по российско-японским и российско-индийским отношениям, – рассказал Кортунов. – Сейчас идет довольно интенсивная работа по подготовке такого документа совместно с Турцией. Но Франция – более сложное направление, поскольку франко-российские отношения шире, они охватывают самые разные области, наша диаспора больше, история контактов длиннее. Именно поэтому подготовка франко-российского документа была сопряжена с определенными трудностями: требовалось сделать его небанальным, чтобы, прочтя его, читатель не сказал: он и так все это давно знает – и в то же время сохранить реалистичность предложений».
Эксперты «Обсерво» и РСМД исходят из основных проблем двустороннего взаимодействия. Пока Франция как торговый партнер России уступает не только Германии, но и Нидерландам, Италии, Польше. Во многом это связано с проблемой восприятия во Франции российской политической системы и общества, о чем свидетельствуют опросы общественного мнения. Конфликт в Сирии продемонстрировал серьезное различие подходов к региональной безопасности. Президент Франции Франсуа Олланд был одним из самых воинственных союзников американцев и в чем-то даже более агрессивно поддерживал идею военной акции в Сирии, чем его американский коллега Барак Обама.
На этом фоне важно совместно искать решения общих проблем. Недавно были беспорядки в Бирюлеве, однако хорошо известно и о проблемных пригородах Парижа, таких как Сен-Дени. Одно из предложений как раз касается управления миграционными потоками, связанного с профилактикой исламского и правого экстремизма. Интересно и предложение обмениваться опытом проведения больших спортивных мероприятий (напомним, Россия – хозяйка чемпионата мира по футболу 2018 года и Олимпийских игр 2014-го, во Франции же пройдет «Евро-2016»). Авторы предлагают организовать встречи мэров городов и глав регионов по вопросам инфраструктуры, транспорта, безопасности.
Директор «Обсерво» Арно Дюбьен, как и один из архитекторов объединенной Европы Жан Монне, выступает за политику мелких шагов. Характерный пример – предложение, которое требует минимальных финансовых вложений, но может возыметь колоссальный позитивный долгосрочный эффект на наши отношения. «Речь идет о развитии обменов студентами, университетском и научном сотрудничестве с упором на техническое и инженерное направление, – говорит Дюбьен. – Сейчас представляется очень важным, чтобы в России готовили инженеров с французским языком, которые могли бы участвовать в проектах, организуемых совместно с нашими предприятиями».
По мнению Дюбьена, еще один ключевой момент – расширение социальной базы. Круг людей, которые вовлечены во франко-российские отношения, пока очень узок. Важно наращивать его за счет студентов, бизнесменов, представителей регионов. Чтобы сделать это, нужно решить главную проблему – имиджа России во Франции. К сожалению, во Франции Россию представляют себе не такой, какая она есть, и это создает трудности на всех направлениях, начиная с экономического. Получается, что российские инвестиции во Францию приветствуются на высшем уровне, а на рабочем уровне возникают помехи из-за плохой репутации, которая систематически создается во французских СМИ.
Возможно, имидж поможет улучшить такое важное предложение РСМД и «Обсерво», как первое в истории приглашение России в качестве почетного гостя на следующий военный парад 14 июля (День взятия Бастилии) в Париже, что подчеркнет боевое братство между странами. Это, как сказано в документе, «позволило бы символически перевернуть страницу холодной войны 25 лет спустя после падения Берлинской стены». Год выбран не случайно: в 2014-м отмечается 100-летие начала Первой мировой войны (российское наступление тогда помогло англо-французским войскам одержать победу в битве на Марне), а Франция празднует 70-летие Освобождения.
Инструментарий для реализации «20 предложений» уже существует. Есть комиссии, регулярное общение, взаимный интерес, крайне успешные экономические проекты в самолетостроении, космосе, ВПК, энергетике, банковском секторе, автомобиле-строении. При этом главное, что отличает франко-российское сотрудничество, – его разнообразие. «Но задача – не почивать на лаврах, а выйти на новый уровень технологического сотрудничества в самых перспективных отраслях, там, где у обеих сторон есть большой задел, но где появляются конкуренты, например, Китай. Москве и Парижу необходимо сближение, чтобы вместе быть сильнее», – заключил Дюбьен.