0
6764
Газета Дипкурьер Интернет-версия

14.10.2013 00:01:00

Восточный азимут Москвы

Тэги: экономика, атэс, саммит, бали, путин


экономика, атэс, саммит, бали, путин Российский президент нашел общий язык с лидерами азиатских государств. Фото Reuters

На индонезийском острове Бали на минувшей неделе прошел двухдневный саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Российский президент Владимир Путин успел за это время провести ряд важных двусторонних встреч, побывал на пленарных заседаниях, пообщался с членами Делового консультативного совета (ДКС), принял участие в групповом фотографировании и даже отпраздновал свой день рождения. По итогам официальных мероприятий, речь на которых шла главным образом о путях восстановления пострадавшей от глобального кризиса региональной экономики, 21 участник саммита поставил подпись под декларацией.
В ней говорится, что «оборот мировой торговли замедляется, глобальный рост остается неустойчивым и, вероятно, окажется более скромным и менее сбалансированным, чем ожидалось». Поэтому собравшиеся на Бали лидеры стран и территорий, на которые приходится 57% глобального ВВП, 44% мировой торговли и 40% населения Земли, пообещали не вводить новых торговых барьеров до конца 2016 года. Они высказались за то, чтобы расширять региональную интеграцию и снизить размер пошлин на экологические товары, вошедшие в одобренный АТЭС перечень, до 5%. Кроме того, впервые поставлен ориентир по повышению эффективности торговли между странами АТЭС «за счет сокращения временных, финансовых и других затрат на прохождение таможенных процедур». К 2015 году их предполагается урезать на 10%.
Основная повестка саммита, однако, сосредоточилась на региональных интересах и конкуренции крупнейших экономик АТЭС. Но Путин, как выяснилось, конкуренции не боится. «Конкуренция – двигатель прогресса во всех сферах, – сказал он на пресс-конференции по итогам встречи. – Не вижу в этом никакой трагедии».
После переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином он заверил, что с ключевым азиатским партнером у России «больше точек соприкосновения, связанных с сотрудничеством, чем конкуренции». Российско-китайский товарооборот растет (в 2013 году минимум на 5% – до 57 млрд. долл.), что впечатляет на фоне падающей торговли России с США (минус 10% за этот год – до 28 млрд. долл.).
На фоне этих заверений госсекретарь США Джон Керри, заменивший на саммите Барака Обаму, агитировал глав государств региона за альтернативный АТЭС торгово-экономический проект – Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП), на страны которого придется примерно треть мирового ВВП. Он особо отметил, что ТТП остается ключевым элементом политики администрации США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). «Мы понимаем, насколько это важно, – сказал Керри. – В центре Транс-Тихоокеанского партнерства – рост наших экономик и создание рабочих мест для наших граждан путем инициирования волны инвестиций и развития предпринимательства во всем регионе. Это происходит во времена, когда мы все заинтересованы в устойчивом экономическом росте».
США настаивают на завершении переговоров по созданию зоны свободной торговли между участниками ТТП до конца этого года. Изначально предполагалось, что встречу глав 12 государств, входящих в ТТП, проведут прямо на полях форума АТЭС. Однако этому воспрепятствовала принимающая сторона: Индонезия наряду с Китаем не приглашена Вашингтоном в создающийся альянс.
Госсекретарю США ответил председатель КНР Си Цзиньпин, заметивший, что «потенциала для роста в Азии хватит всем». При этом он, однако, сказал, что Китай поддержит лишь «то объединение, которое принесет выгоды всем участникам процесса». В Пекине ТТП рассматривают исключительно как новую сферу продвижения интересов США, не учитывающую чаяния развивающихся стран. В том числе поэтому в скором завершении переговоров по ТТП сомневаются и сами участники объединения. По информации New York Times, премьер-министр Малайзии Наджиб Разак подорвал надежды на вступление в ближайшем будущем ТТП в силу, сославшись на то, что его страна вряд ли уложится в заявленные Америкой сроки.
Между тем, как отмечается в докладе Центра демократии и международных отношений Международного университета Вирджинии, после успешного прошлогоднего председательства в АТЭС Россия резко сократила сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а большинство бизнес-инициатив не получило развития. Указанный доклад основан на конфиденциальных интервью с чиновниками, бизнесменами и учеными разных стран, которые были вовлечены в организацию саммита АТЭС в 2012 году. Большинство из них связывают отход  российской политики на азиатско-тихоокеанском направлении с развалом команды первого вице-премьера Игоря Шувалова, который весьма эффективно вел Россию к саммиту во Владивостоке. Теперь его перебросили на кураторство чемпионата мира по футболу, который Россия будет принимать в 2018 году. Отвечавшая за содержательное наполнение саммита Эльвира Набиуллина стала главой Центробанка и тоже отдалилась от АТР.
   
На полях саммита АТЭС состоялась уже 11-я встреча Сергея Лаврова с Джоном Керри с тех пор, как в феврале он вступил в должность госсекретаря США. 	Фото Reuters
На полях саммита АТЭС состоялась уже 11-я встреча Сергея Лаврова с Джоном Керри с тех пор, как в феврале он вступил в должность госсекретаря США.     Фото Reuters
«Можно констатировать, что российский госаппарат отнесся к председательству в АТЭС, как к проведению Олимпиады или чемпионата мира по футболу: организаторы получают ордена и награды и уходят на другую работу, забывая про совершенный подвиг», – говорится в исследовании.
Аналогичная ситуация сложилась в бизнес-сообществе АТЭС. Официальные представители России не приняли участия ни в одной из трех встреч ДКС, организованных перед саммитом на Бали. «В прошлом году Россия активно участвовала в содействии развитию малого и среднего бизнеса в АТЭС, а в этом году я даже не могу вспомнить, кто из российских членов ДКС присутствовал на дискуссиях», – недоумевает глава рабочей группы ДКС, перуанец Хуан Руффо.
В свою очередь, председатель ДКС-2013 Вишну Вардана напомнил, что Россия – евро-азиатская держава. «Азиатский регион – наиболее динамично растущий в мире. Российскому бизнесу пора определиться со своими приоритетами», – считает он.
Довольно щекотливую ситуацию пришлось исправлять главе МИД РФ Сергею Лаврову. В статье «К миру, стабильности и устойчивому экономическому развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе», опубликованной накануне саммита в ряде азиатских стран, он подтвердил, что «сильный, стабильный, безопасный и процветающий АТР является для нас абсолютным императивом». По словам Лаврова, усиление работы на восточном азимуте, развитие двусторонних связей с государствами региона, участие в деятельности межгосударственных объединений числятся среди приоритетных направлений внешнеполитического курса России. Ведь повышение участия в делах АТР – важная предпосылка для обеспечения поступательного развития России, социально-экономического подъема Сибири и Дальнего Востока.
Этот тезис на Бали всячески развивал президент Путин, заявивший, что Россия не только не намерена сворачивать свою работу в АТР, но и находит для себя там все новые выгоды. «Россия расширяет пропускную способность Транссиба и БАМа, а также Северного морского пути. Это поможет сэкономить десятки миллиардов долларов при доставке грузов в Россию из Азии и наоборот», – сказал он.
Партнеры, как сообщил Путин на пресс-конференции, отреагировали на инициативы России положительно. Китай внимательно следит за расширением Северного морского пути, а президент Южной Кореи Пак Кын Хе говорила об интересе к Транссибу. Энергетическое сотрудничество наращивается не только с Китаем, но и с Японией. По данным президента, 10% японских потребностей в сжиженном газе покрывается за счет поставок из России, а после пуска в эксплуатацию еще одного завода по сжижению газа в районе Владивостока доля России увеличится.
Интерес к условиям для бизнеса в России подтвердила встреча Путина с представителями деловых кругов АТЭС. Два из шести вопросов президенту касались действий правительства по улучшению инвестиционного климата, еще два – возможности расширения сотрудничества в сфере энергетики. «Мы сами к себе относимся достаточно строго и полагаем, что нам еще очень многое нужно сделать для улучшения качества работы наших институтов», – обнадежил президент партнеров России по АТЭС.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
877
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
829
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
562
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
454

Другие новости