Дмитрий Медведев и Николай Азаров понимают друг друга, но договориться не могут. Фото Reuters
На фоне полемики президентов и премьеров о том, чем Москва ответит на разворот Киева в сторону ЕС, мне вспомнилась одна давняя история. В 1228–1229 годы некто Фридрих II, германский император и, по свидетельствам современников, человек весьма неординарный и одаренный, организовал 6-й Крестовый поход. Но по прибытии в Палестину он предпочел не начинать военных действий, а мирно договорился с египетским султаном аль-Камилем о передаче ему под опеку христианских поселений Вифлеема, Назарета и Иерусалима. Разумеется, Фридрих II, прослывший покровителем науки, образования и образцом веротерпимости, вошел в историю не только благодаря этой бескровной победе.Из менее отдаленных ситуаций ближайшей аллегорией может служить ответ императора Александра I на нервозность и угрозы Наполеона в Тильзите: «Я понимаю, что вы великий человек, но зачем же стулья ломать».
Разумеется, решение Киева о подписании соглашения об ассоциации с ЕС – факт неординарный и косвенно свидетельствующий о продолжении изменения европейского баланса в пользу Запада. С другой стороны, ассоциация Украины с ЕС – это, конечно, не заявка на вступление и далеко не перспектива членства. К тому же никаких союзнических условий и обязательств соглашение об ассоциации не предусматривает.
Дрейф Киева в сторону Брюсселя уже негативно отразился на и без того небезоблачных украинско-российских отношениях. Буквальное прочтение заявлений российских руководителей позволяет расценивать их как предупреждение о вероятном свертывании экономических связей во всех областях. Однако попробуем все же разобраться в том, насколько подписание соглашения Украины с ЕС может отразиться на экономических связях и возможностях основных заинтересованных сторон.
Украина
Начав переговоры об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, украинские правительства преследовали цели привлечения инвестиций, расширения рынка и стимулирования модернизации управления. Одним из главных стратегических приоритетов был расчет на создание либерального торгового режима с ЕС и странами СНГ, позволявшего развивать экспорт в обоих направлениях.
Разумеется, в Киеве понимали угрозу усиления конкуренции на внутреннем рынке, но согласились на ряд условий, предполагающих постепенную либерализацию торговых ограничений и адаптацию к нормативной и законодательной базе ЕС.
По всем признакам в сбалансированном либеральном режиме экономических связей Киев видит шанс на создание более конкурентоспособной экономики и сохранение транзитного потенциала, который был поставлен под угрозу вследствие газовых конфликтов 2006 и 2009 годов.
Пока явно преждевременно расценивать подготовленное соглашение как шаг к вступлению в ЕС. В самом соглашении на этот счет прямо говорится, что соглашение не определяет заранее и оставляет открытым будущее развитие отношений Украина–ЕС.
Переход к новому режиму в отношениях с ЕС не предусматривает вхождения Украины в таможенную зону ЕС или даже, как в случае с Турцией, заключения договора о Таможенном союзе. То есть таможенный контроль сохранится и на западных, и на восточных границах Украины.
Европейский союз
С точки зрения ЕС подписание соглашений об ассоциации является главным звеном и инструментом в развитии программы «Восточное партнерство». При подготовке соглашений с Украиной, Грузией и Молдовой используется стандартный проект соглашения, в который могут вноситься поправки, отражающие в основном отраслевые особенности и интересы. С точки зрения экономического баланса ассоциация позволяет европейскому бизнесу усилить позиции на рынках стран, участвующих в «Восточном партнерстве». Но к серьезному изменению структуры торговли создание зоны свободной торговли вряд ли приведет. Скорее всего снижение и отмена пошлин позволят несколько снизить цены товаров традиционного экспорта и импорта, что потенциально может заинтересовать инвесторов. Если на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе (28–29 ноября) соглашение об ассоциации будет подписано, оно будет вынесено на ратификацию в Верховной Раде Украины, Европарламенте и парламентах стран – участниц ЕС. Процесс ратификации обещает быть достаточно долгим. Однако поскольку Европейская комиссия и ряд крупных украинских бизнес-объединений заинтересованы в экономической стороне соглашения, вместе с основным договором может быть подписано соглашение о временном применении условий о зоне свободной торговли. При прохождении всех процедур оно может вступить в силу летом 2014 года. Но поскольку его положения предусматривают длительные переходные периоды – от 3–4 до 10–12 лет, экономическое влияние новых форм отношений между Украиной и ЕС вряд ли сможет серьезно проявиться до президентских выборов весной 2015 года.
Россия и страны Таможенного союза
Для России и стран Таможенного союза, по крайней мере в ближайшие годы, перспектива установления ассоциации между Украиной и ЕС представляет важность в первую очередь с политической точки зрения. Хотя в проекте соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной (статья 39) прямо говорится, что соглашение «не препятствует сохранению или установлению таможенных союзов, зон свободной торговли или договоренностей о приграничной торговле» с третьими странами, в этом документе есть ремарка, что такие обязательства не должны вступать в конфликт с нормативами, действующими между ЕС и страной – участницей соглашения.
В Брюсселе эти положения безапелляционно трактуют как невозможность для Украины участвовать в Таможенном союзе, а в Москве точно так же расценивают перспективу подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС. То есть вопрос ставится «или – или», против чего Киев пытается возражать, хотя и без особого успеха.
До сих пор украинской власти удавалось уклоняться от участия в дискуссии по поводу пространственной конкуренции между европейским и евразийским интеграционными проектами. Нежелание официального Киева выступать в роли яблока раздора между Брюсселем и Москвой можно считать вполне осознанным и рациональным. Нынешний внешнеполитический статус Украины строится на основе трех факторов – укреплении общеевропейской безопасности в роли связующего звена между Востоком и Западом, внеблоковом статусе и разновекторных зонах свободной торговли. Если убрать хотя бы одну из этих трех опор, под сомнение будет поставлена вся конструкция. Поэтому Киев будет стараться не обострять противоречия в отношениях с Москвой и предлагать такие формы отношений, которые могли бы устроить все стороны. То есть украинское правительство намерено участвовать в зоне свободной торговли в рамках СНГ и в соглашениях, призванных гармонизировать отношения стран СНГ и Таможенного союза, готово присоединиться к отдельным соглашениям в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза, если, разумеется, на это согласятся все три страны – участницы объединения, а также подписать отдельный договор о взаимоотношениях с Евразийским экономическим союзом, если таковой будет создан.
В Киеве считают, что высказанные представителями российской власти предостережения о том, что Украина завалит рынок Таможенного союза дешевым собственным товаром и нелегальным реэкспортом, носят надуманный и сугубо полемический характер. Во-первых, органы украинской таможни явно не будут пропускать товары, не имеющие своего адресата внутри страны. Есть некая надежда, что на украинской таможне будет больше порядка и контроля. Во-вторых, как показывает практика, в случае блокирования экспортных контрактов украинские предприятия скорее склонны свертывать производство, чем наращивать его, тем более при отсутствии гарантированных заказов. В-третьих, репетиция усиленных таможенных мер со стороны РФ уже привела к тому, что российские торговые компании начали отказываться от украинской продукции, в том числе с целью обезопасить себя от возможных рисков в случае повышения пошлин на украинские товары или возможной таможенной блокады украинского экспорта.
И, наконец, последний аргумент, который заключается в неопределенности исхода Вильнюсского саммита. Он сводится к тому, что перспектива подписания соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной зависит от решения вопроса Юлии Тимошенко, которую официальный Киев явно не хочет выпускать в Европу без ее твердого отказа от участия в украинской политике. Но, с точки зрения большинства европейских правительств, Киев должен принять европейские требования в отношении Тимошенко и отказаться от попыток ограничения ее политического статуса.
В таком запутанном клубке проблем Киев ищет любые возможности спасти экономику от санкций и ограничений, которые могут поставить под сомнение позитивную экономическую динамику на ближайшую перспективу. Разумеется, при обоюдной заинтересованности Украина и страны Таможенного союза могли бы найти формы сотрудничества в сфере машиностроения, заключить дееспособные секторальные соглашения, обеспечить защиту интеллектуальной собственности и т.п. В такой ситуации для Киева крайне важно понимание со стороны Белоруссии и Казахстана, поскольку без согласия лидеров этих стран Кремль вряд ли сможет ввести против украинской экономики односторонние санкции и ограничения.
И последнее замечание, которое касается обратимости или необратимости интеграционного выбора. Отметим, что проект соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной имеет целый ряд нерешенных процедурных моментов и среди прочего предусматривает возможность приостановки ряда положений и условий соглашения. В переводе с договорно-правового языка на бытовой это означает, что игра только начинается, а прогнозировать ее исход явно преждевременно.