В Бенгази непрерывно идут демонстрации в поддержку автономии Киренаики. Фото Reuters
Для Ливии посткаддафиевского периода наступает момент истины. С 25 июля там продолжается забастовка сотрудников охранного агентства Petroleum Facilities Guard, собранного из бывших повстанцев. Они блокировали порты и месторождения Киренаики (весь восток Ливии), где добывается большая часть нефти, составляющей львиную долю доходов страны. В результате производство снизилось в 10 раз по сравнению с потенциально возможным, и богатой углеводородами Ливии приходится импортировать энергоресурсы, чтобы поддерживать электростанции, а людям – выстаивать огромные очереди на заправочных терминалах. С начала забастовки Триполи теряет миллиарды долларов на сорванных продажах нефти (130 млн. долл. ежедневно). Сейчас страна экспортирует около 160 тыс. баррелей в день (сравните с 1,3 млн. баррелей в день в июне). Уже в октябре Ливия не сможет обойтись без финансовых резервов.Блокада месторождений лишь расширяет свою географию, и это не предвещает ливийским властям ничего хорошего. Однако экономическая катастрофа, которой чревата сложившаяся ситуация, – лишь одна сторона дела. Другая же заключается в том, что страна вновь стоит на пороге гражданской войны. Глава политического бюро Киренаики Ибрагим аль-Джатран заявил о желании продавать захваченную нефть на черном рынке. Это заставило не на шутку взволноваться премьер-министра Али Зайдана, который пригрозил «разбомбить с воздуха или с моря» любой танкер, который попытается загрузить повстанческую нефть. Он также несколько раз декларировал намерение отправить войска отбивать порты. Джатран предупредил его, что расценит это как объявление войны – войны против «Братьев-мусульман», которые, по его мнению, захватили власть в Ливии и монополизировали нефтяные доходы.
Предпосылки для такой войны есть, ведь восточные ливийцы давно требуют автономии Киренаики. Того же добиваются жители юго-западного региона Феццан, перерезая нефтяные и газовые трубы, ведущие на север, в третью историческую область страны – Триполитанию. Жители Киренаики и Феццана формируют альянс на основе того, что хотели бы оставлять больше доходов от нефтяной добычи у себя в регионах. Что касается заявлений представителей этих областей о засилье «Братьев-мусульман», то они небезосновательны. Дело в том, что катаклизмы происходят и в парламенте Ливии – Всеобщем национальном конгрессе. В июле главная оппозиционная партия, правоцентристский Альянс национальных сил (АНС), покинула его вслед за несколькими другими партиями под предлогом слишком медленной работы над проектом Конституции. Это окончательно укрепило влияние Партии справедливости и развития (ПСР) «Братьев-мусульман».
Окончательно – поскольку, несмотря на победу АНС на парламентских выборах, бразды правления, по сути, сразу забрала ПСР, привлекшая на свою сторону многочисленных независимых депутатов. Исламисты тут же принялись писать законы под себя. Например, в мае они продавили через правительство скандальный Закон «О политической изоляции», устраняющий от госслужбы всех, кто занимал высокие посты во времена Муаммара Каддафи. Под этот закон автоматически подпали многие представители Альянса национальных сил, что еще более ослабило его позиции. «Братья-мусульмане» почувствовали себя хозяевами страны. Они называют всех либералов пережитком каддафиевского режима, они призывают Зайдана уйти в отставку, не простив ему того, что он встретился с египетским генералом ас-Сисси – руководителем военных, свергнувших их единомышленника, «брата-мусульманина» Мохаммеда Мурси.
Однако для Киренаики «Братья-мусульмане» и Альянс национальных сил мазаны одним миром. Как эти две силы поделят между собой власть – вопрос второй, главное, что для этой исторической области новые хозяева Триполитании – новая диктатура – ничем не лучше, чем старая диктатура Каддафи, свергнувшего в 1969 году режим короля Идриса I. Отличие заключается в том, что Каддафи сумел объединить страну, а нынешний Триполи едва ли контролирует столицу и порт Мисурату к западу от нее. Что и говорить о контроле над территорией, если даже Сейфульислама Каддафи, над которым 19 сентября заочно начался суд, оказалось невозможным отбить у племени зинтан.
Неудивительно, что при таких обстоятельствах племянник Идриса I шейх Ахмед Сенусси в июне, в день 64-й годовщины освобождения от колониально зависимости, провозгласил Киренаику автономией. Сунесси обещает вернуть Конституцию 1951 года, создать парламент и силы безопасности. «Киренаика отказывается подчиняться любым решениям или законам, принятым под угрозой оружия», – сказал он. На днях примеру Киренаики последовал Феццан. Он объявил себя автономной федеральной провинцией, избрал президента.
Конечно, проблема противостояния Триполитании и богатой углеводородами Киренаики волнует мировое сообщество в связи с затруднением нефтяных поставок. Нефтяные компании одна за другой теряют энтузиазм, внушенный им было падением Каддафи. Американская ExxonMobil заявила о сокращении персонала и сворачивании операций, нидерландско-британская Royal Dutch Shell прекратила бурение и покинула месторождения еще в прошлом году, американская Marathon рассматривает возможность продажи своей доли в ключевом ливийском консорциуме. Важнее всего теперь сохранить присутствие в стране британской BP. В этой связи Зейдан в сентябре встречался с британским коллегой Дэвидом Кэмероном. Ливийский лидер заявил о создании 10 тренировочных лагерей и сделал акцент на необходимости как следует вооружить и подготовить армию страны, чтобы она могла дать отпор сецессионистам. И вот 22 сентября Зейдан заявил, что более 3 тыс. ливийцев скоро отправятся на обучение в Турцию, Италию, Великобританию и США. Премьер-министр Ливии также решил дать 200 полевым командирам армейские и полицейские чины, чтобы интегрировать их в ВС страны.