Санкт-Петербург тщательно подготовился к встрече в верхах. Фото РИА Новости
5–6 сентября в Константиновском дворце, что под Санкт-Петербургом, состоится встреча глав государств и правительств крупнейших экономик мира. На G20 приходится 90% глобального ВВП, 80% мировой торговли, 2/3 населения планеты.Основа «группы двадцати», созданной пять лет назад на гребне мирового финансового кризиса, – это экономика. Поэтому политические вопросы на предстоящем саммите должны отойти на второй план, считает российский шерпа в G20, начальник экспертного управления президента РФ Ксения Юдаева. Скорее всего обсуждение конкретных политических проблем, и прежде всего кризиса в Сирии, будет проходить на двусторонних встречах. «В повестке дня сирийской темы нет и не было никаких сигналов, никто не спрашивал об этом. Думаю, что эта тема будет обсуждаться на двусторонних встречах», – сказала она журналистам за неделю до открытия саммита.
Заступая на капитанский мостик G20 еще в декабре 2012 года, Россия устами президента Владимира Путина объявила, что главную задачу своего председательства видит в том, чтобы сконцентрировать усилия «двадцатки» на разработке мер, стимулирующих экономический рост и создание рабочих мест. Для этого, по словам Путина, необходимы «стимулирование инвестиций, доверие и транспарентность на рынках, эффективное регулирование».
Именно с учетом этих приоритетов в Санкт-Петербурге будут обсуждать главные темы повестки G20. Среди них – состояние мировой экономики, содействие занятости, реформирование мировой валютной системы и системы финансового регулирования и надзора, стабильность глобальных энергетических рынков, укрепление многосторонней торговли, противодействие протекционизму и коррупции. Новыми сюжетами для обсуждения по предложению России станут два: финансирование инвестиций как основа экономического роста и создания рабочих мест, а также модернизация национальных систем государственных заимствований и управления суверенным долгом.
«Мы серьезно и ответственно отнеслись к каждому вопросу обозначенной повестки и подошли к саммиту с солидным багажом договоренностей», – говорится в обращении Путина по случаю саммита. Среди наиболее важных он выделил согласованные шаги по борьбе с уклонением от уплаты налогов. Разработанный «двадцаткой» при поддержке ОЭСР совместный план действий в этой сфере Путин назвал самым масштабным шагом в совершенствовании и координации налоговой политики за последние сто лет.
И все же ключевой вопрос председательства России – как восстановить доверие инвесторов, считает министр финансов РФ Антон Силуанов. Его беспокойство объяснить нетрудно. Глобальная экономика все еще находится в зоне риска. Экономический рост в локомотивах мирового хозяйства, включая Китай, продолжает замедляться. А южные окраины Евросоюза вообще не выходят из рецессии. Неудивительно, что крупные инвесторы не спешат потерять деньги в топке очередного кризиса. При этом страдает большинство развивающихся стран, валюта которых значительно обесценилась в последнее время.
Причина резкого удешевления национальной валюты Бразилии, Индии, ЮАР, Индонезии, Турции и ряда других стран по отношению к доллару кроется в ожидании выхода Федеральной резервной системы (ФРС) США из программы монетарного стимулирования, известной как количественное смягчение. В ее рамках ежемесячно в финансовую систему США поступает 85 млрд. долл., что способствует поддержанию в стране низкой учетной ставки. Это, в свою очередь, обеспечило в последние годы мощный приток дешевых кредитов на рынки развивающихся стран.
Теперь ФРС меняет политику, что привело к оттоку капитала из развивающихся государств. Так, с мая, когда было объявлено о предстоящем сокращении программы количественного смягчения, развивающиеся страны в результате бегства капитала потеряли более 81 млрд. долл. Нынешние потрясения мирового финансового рынка требуют более активных действий G20 по координации валютной политики. Об этом накануне саммита заявил министр финансов ЮАР Правин Гордан: «Нет никаких сомнений в том, что участвующие в «двадцатке» страны должны попытаться выработать политику для новых экономических условий и сократить уровень неопределенности».
Бразилия первой из государств БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) обнародовала на минувшей неделе программу прямой поддержки курса своей национальной валюты – на борьбу с обесценением реала планируется потратить 60 млрд. долл. Однако эта мера создает новое препятствие для учреждения Банка развития БРИКС. Напомним, что лидеры стран БРИКС в марте в южноафриканском Дурбане признали перспективной идею создания такого банка и договорились продолжить обсуждение на полях саммита G20 в Санкт-Петербурге. Если раньше считались нерешенными вопросы, касавшиеся размера объявленного и внесенного капитала банка и способов управления этим институтом, то теперь страны БРИКС могут столкнуться с проблемой элементарной нехватки денег.
Между тем БРИКС обладает весьма увесистым пакетом предложений по реорганизации международной экономической архитектуры, чтобы сделать ее более справедливой и устойчивой. «В поле зрения БРИКС – широкие интересы всех государств с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран, – сказал «НГ» директор Института Латинской Америки РАН Владимир Давыдов. – Доказательством тому служит программа реформирования МВФ и Всемирного банка, предлагаемая странами БРИКС. Она предполагает укрепление позиций всей этой группы государств в ключевых структурах управления международными финансами».
Ожидается, что реформа квот и управления МВФ станет одной из главных тем для обсуждения в Санкт-Петербурге. Новая система распределения квот и голосов в МВФ была утверждена еще на саммите G20 в Сеуле в 2010 году, но до сих пор не вступила в силу, так как не прошла ратификацию в ряде стран, включая США. Согласно пакету реформ, доли квот для развивающихся стран должны быть увеличены, в том числе для БРИКС, c 10 до 14%. При этом Китай должен занять третье место после США, у которых будет 17%, и Японии с ее 6%, а Россия – девятое (2,7%). Загвоздка в том, что США, Японии, Германии, Франции и Великобритании пришлось бы поступиться своим представительством, а европейским странам и вовсе потерять два места из восьми в совете директоров МВФ.
Не менее жаркой обещает стать дискуссия об обмене информацией между налоговыми органами и борьбе с офшорами. «Во многих странах, особенно в Европе, довольно много было скандалов, связанных с уходом от налогов, – подчеркнула Юдаева. – Это касается и ведущих бизнесменов, и политиков, и компаний. «Двадцатка» обсудит этот вопрос на отдельном заседании и примет по нему определенные решения».
Подлежит обсуждению и доклад исполнения обязательств G20 в области развития, который ляжет в основу нового плана под названием «Санкт-Петербургская стратегия развития». По словам Юдаевой, эти обязательства, направленные на улучшение ситуации в странах с низким уровнем доходов, были приняты в 2010 году, и в 2013-м большая их часть должна быть выполнена. Однако по состоянию на сегодняшний день из 67 обязательств выполнено только 33, еще 33 находятся в работе и одно обязательство было приостановлено. Как выяснилось, из поля зрения «двадцатки» выпала энергетическая и транспортная инфраструктура в развивающихся странах.
На вопрос «НГ», каких конкретных результатов следует ожидать от санкт-петербургской встречи в верхах, Юдаева ответила: «Лидеры примут Декларацию и планы действий по основным трекам «двадцатки». Это около 10–12 приложений, список документов занимает целую страницу».
Кроме того, на саммите должен быть одобрен проект деятельности «двадцатки» в 2014 году, когда председательствовать в ней будет Австралия. Россия же в следующем году будет возглавлять G8. И это уникальная возможность внести в мировую повестку свои приоритеты, коррективы и рекомендации. Однако главная задача российского председательства – добиться выполнения хотя бы части решений, которые будут приняты в Санкт-Петербурге. Ведь «большая двадцатка» – всего лишь клуб, а не международная организация, которая утверждает обязательные для исполнения решения путем голосования.