0
8834
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.09.2013 00:01:00

Египет: революция идет по кругу

Ирина Мохова

Об авторе: Мохова Ирина Михайловна – кандидат политических наук, независимый эксперт.

Тэги: египет, политика, экономика, исламисты


египет, политика, экономика, исламисты На улицах египетских городов порядок ныне наводит армия. Фото Reuters

Сколько времени нужно свергнутому в результате революции режиму, чтобы вернуть себе власть? В Египте на это потребовалось два с половиной года. Теперь уже не стоит сокрушаться по поводу украденной исламистами революции, о том, что силы, стоявшие у ее истоков, не смогли получить власть, которой были достойны. Проиграли и те, и другие – и верившие в демократию, и сумевшие выиграть в демократическом состязании.
Проигравший становится победителем
Победителем оказалась «система Мубарака», пережившая бурю, но восставшая из пепла революционного огня. Отстранение военными первого демократически избранного президента Мухаммеда Мурси от власти завершило демократический эксперимент, положило конец революции 25 января и вернуло ситуацию с несколькими оговорками на три года назад. В египетской блогосфере большой популярностью пользуется следующий twitter: «Мубарак на свободе, Мурси в тюрьме, Барадеи – в Вене. Возвращение в 2010 год».
Однако это условное возвращение на три года назад на самом деле для Египта стало точкой невозврата. События последних двух месяцев, прошедших с момента отстранения президента Мурси, не внушают оптимизма. Более 1000 погибших в столкновениях между силами правопорядка, сторонниками и противниками Мурси, заключение под стражу первых лиц «Братьев-мусульман» и начало судебного процесса над ними, репрессии в отношении более тысячи членов «Братьев» одновременно с освобождением из тюрьмы Хосни Мубарака.
Египет находится на грани экономического коллапса и стоит перед угрозой острого продовольственного кризиса (запасов пшеницы осталось всего на один месяц). О туризме, учитывая общую политическую нестабильность и проблемы на Синае, можно забыть. Помощь со стороны МВФ, обусловленная политическими требованиями, придет не скоро. Да и вряд ли обещанные почти 5 млрд. долл. смогут изменить негативную тенденцию. Единственные надежды на нормализацию экономической ситуации связаны со странами Персидского залива, поддержавшими военный переворот. Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт пообещали новым египетским властям 12 млрд. долл.
Однако в нынешней ситуации потушить разгорающийся пожар миллиардами из Персидского залива вряд ли удастся. Антагонизм между исламистами и противостоящими им армией, «системой Мубарака», либералами, левыми, коптами на фоне силовых разгонов манифестаций, гибели людей, репрессий в отношении «Братьев» будет только усиливаться.
«Братья» утверждают, что после переворота их ситуация стала даже хуже, чем была при Мубараке. Египетские СМИ почти единогласно называют «братьев» террористами. Помимо арестов руководителей и рядовых членов «Братьев-мусульман» в стране началась охота на ведьм – сведение счетов с «Братьями» и теми, кто выглядит как исламист (борода у мужчин, никаб – у женщин). Стихийно организованные в городских кварталах отряды «дружинников», вооруженных ножами, камнями, дубинками, проводят акции устрашения: нападают, избивают «Братьев» и похожих на них. Многие говорят, что в нынешней ситуации для личной безопасности лучше сбрить бороду, даже если ты не имеешь никакого отношения к исламистским организациям.
Никогда еще в Египте политическое противостояние не достигало такого накала. Ни о каком национальном примирении речи быть не может. Система Мубарака совместно с армией будет добиваться полного подавления «Братьев», равно как и «Братья» будут бороться до последнего ради уничтожения «системы». Но дело не только в политическом противостоянии системы и «Братьев». Эта борьба за выживание отражает и более глубокий раскол в египетском обществе, носящий мировоззренческий, ценностный характер.
Почему же в таком случае салафиты – консервативно мыслящие сторонники буквального прочтения Корана, повсеместного применения шариата и т.д., поддержали военный переворот, а не идеологически близких «Братьев»? Этот тактический альянс с силами, стоящими за военным переворотом, объясняется не только конкуренцией салафитов с «Братьями» на политическом поле, но также и тем, что нынешние власти в Египте поддерживает Саудовская Аравия – главный идеолог и спонсор салафитов. Поэтому неудивительно, что один из лидеров египетских салафитов, Ясер Борхами, призвал египтян поддержать военный переворот, объясняя действия генерала аль-Сисcи стратегией по недопущению развязывания Западом войны против Египта и ислама. Помимо этого Борхани заявил, что военные, отстранив от власти Мурси, предотвратили в стране гражданскую войну. Правда, события последних месяцев говорят об обратном.  
Старый добрый Мубарак
Ходят слухи, что давление со стороны Саудовской Аравии стало решающим фактором и в освобождении Мубарака из тюрьмы, и в его переводе в военный госпиталь. Любопытно, но сразу после его освобождения на Facebook была зарегистрирована группа «Мубарак-2014». Цель интернет-активистов заявить Мубарака в качестве кандидата на следующих выборах президента. Утопия? Конечно.
   
Ведь 85-летний президент, страдающий тяжелыми заболеваниями, по физическим показателям не может более занимать высоких постов. Однако эта инициатива проявляет живучесть «системы Мубарака», получившей серьезную поддержку Эр-Рияда.
С другой стороны, в последний год в Египте получил распространение феномен под названием «ностальгия по золотому времени Мубарака», времени «процветания и стабильности». Объясняются эти настроения постреволюционным хаосом и неспособностью Мурси справиться с острыми социально-экономическими проблемами, доставшимися ему в «наследство» от Мубарака. Разочарование тем, что революция не смогла ответить на чаяния тех людей, которые выступили против «системы Мубарака», обернулось ностальгией по его временам.
На этом ностальгическом фоне новым властям скорее всего удастся внести поправки в Конституцию, которые позволят членам бывшей правящей Национально-демократической партии, распущенной после революции, участвовать в политике. Таким образом, «система Мубарака» восстановит свои позиции. Окончательно закрепиться у власти системе позволит еще одна готовящаяся поправка – запрет на отстранение главы государства в результате народных протестов (!). Круг замкнулся. Новую революцию просто запретят.
Почему египтяне, сумевшие отстранить Мубарака от власти, позволяют вернуться прежнему режиму, почему революция потерпела поражение, почему демократический эксперимент не удался? «На фоне хаоса, устроенного «Братьями», их неспособности управлять страной и стремления исламизировать Египет, мы решили дать прежнему режиму второй шанс», – заявила моя собеседница Амани – египетская активистка, пришедшая на демонстрацию в поддержку военного переворота против Мурси в конце августа в Париже. «Но это не значит, что все будет, как раньше. Мы будем пристально следить за действиями новых властей и в случае необходимости снова выйдем на улицу», – продолжила Амани. Только Амани не учитывает, что «улица» как способ давления на власть в новой египетской системе будет выведена за рамки закона.
Кто следующий?
Контрреволюция при мощной поддержке Саудовской Аравии побеждает в Египте. Саудовская Аравия одерживает победу над египетскими «Братьями» и Катаром – их главным спонсором.
Тунисская оппозиция также рассчитывает реализовать египетский сценарий отстранения от власти исламистов «Нахды», за которыми тоже стоит Катар. Вероятно, Эр-Рияд продолжит свое наступление и в Тунисе. В этой связи вряд ли случайным оказалось недавнее появление в социальной сети Instagram на страничке восьмилетнего (!) сына Бен Али Мухаммеда его совместных фотографий с отцом. После бегства Бен Али в Саудовскую Аравию 14 января 2011 года о его жизни в эмиграции почти ничего не было известно, ходили слухи о его тяжелой болезни, но никаких интервью или фотографий не появлялось. И вдруг (после успешного переворота в Египте) фотографии Бен Али в хорошем расположении духа появляются в Интернете. Не исключено, что этот пиар-ход свидетельствует о том, что силы, заинтересованные в возвращении в той или иной форме «системы Бен Али», прощупывают почву.
Постреволюционные события в Египте и Тунисе – борьба за власть между исламистами и прежним режимом – помимо внутренних причин имеют еще и внешние. В этих событиях прослеживается соперничество между Дохой и Эр-Риядом за влияние в регионе после арабской весны. Исламисты борются в этих странах за выживание со старой системой, опираясь на разные внешние силы, социально-экономическая ситуация продолжает ухудшаться, угрозы безопасности и политические риски неуклонно нарастают. В этих условиях остались ли еще рожденные тунисской и египетской революциями надежды на демократизацию и социальный прогресс?   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Денис Писарев

0
738
Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
5002
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2681
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
6264

Другие новости