Владивосток – ворота России в Азиатско-Тихоокеанcкий регион. Фото Reuters
Россия уделяет возрастающее внимание к Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР). Нынешняя ситуация в целом благоприятствует нашим интересам: в АТР нет блоков или стран, которые демонстрировали бы в отношении России враждебность и агрессивность; мы напрямую не втянуты в локальные конфликты; присутствует предрасположенность к экономическому и политическому сотрудничеству с нами. Вместе с тем в регионе имеются проблемы, которые затрагивают наши интересы и требуют соответствующей реакции. Перечислим эти проблемы.Изменение баланса сил между тихоокеанскими державами, борьба за лидерство
Поднимающийся китайский исполин бросает вызов доминированию США, что вызывает со стороны последних все новые контрмеры. В новой оборонной стратегии Вашингтона, утвержденной в январе 2012 года, со всей очевидностью просматриваются перенос центра тяжести американской военной политики в АТР и ее антикитайская направленность в связи с «ростом военной мощи Китая». Разворачивающееся геополитическое соперничество подстегивает военные приготовления средних и малых стран. При этом большинство из них предпочитает сохранение в АТР лидерства США. Их пугает перспектива милитаризации Китая.
Очередное возвращение Соединенных Штатов в АТР выражается в активизации системы старых альянсов периода холодной войны с Японией, Южной Кореей, Австралией, Новой Зеландией, а также Великобританией и Канадой, наращивании военных связей с Филиппинами, Таиландом и Сингапуром, взаимодействии в оборонной сфере с Индией, Индонезией, Малайзией и даже с бывшим противником Вьетнамом. То есть американцы вовлекают в сдерживание Китая почти все государства АТР. Китайские СМИ обвиняют США в политике сдерживания и даже окружения КНР, в стремлении провоцировать разногласия между Поднебесной и ее соседями.
Региональные конфликтные узлы
Спор с Японией по Южным Курилам. Это единственный спор в АТР, в котором Россия является непосредственным участником. Вопрос, впрочем, не стоит ребром, не грозит конфронтацией между Москвой и Токио.
Корейский вопрос. Обстановка на Корейском полуострове остается взрывоопасной. Единственный путь удержания ее под контролем – преодоление Северной Кореей глубокого социально-экономического кризиса, ее выход из международной изоляции, налаживание отношений мирного сосуществования Севера с Югом, США и Японией.
Тайваньская проблема. Между Пекином и Тайбэем бурно развиваются связи в экономической и гуманитарной сферах. Тем не менее политическая конкуренция и гонка вооружений между сторонами сохраняются, усугубляясь вмешательством США. Любые поползновения Тайбэя узаконить свой сепаратный статус могут накалить ситуацию в Тайваньском проливе до предела.
Споры из-за островов в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. В Восточно-Китайском море (ВКМ) КНР (и Тайвань) спорят с Японией по поводу принадлежности островов Сенкаку (Дяоюйдао), Южная Корея с Японией – из-за островов Такэсима (Токто). Жесткие действия Пекина во время вспышки в 2012 году полемики по Сенкаку усилили опасения многих соседей в отношении Китая, они продолжают дрейфовать в сторону США.
В Южно-Китайском море (ЮКМ) Китай, Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Бруней, а также Тайвань оспаривают принадлежность островов и атоллов архипелага Спратли (Наньша). Другой объект тяжбы – Парасельские острова (Сиша), основные антагонисты здесь КНР и Вьетнам.
Территориальные споры в обоих морях, подхлестываемые соображениями безопасности и престижа, а также стремлением овладеть богатой природными ресурсами акваторией вокруг островов, носят чрезвычайно острый характер и способны перерасти в крупный вооруженный конфликт. Тем более что США всячески подбадривают оппонентов Пекина.
Распространение ядерного оружия, гонка обычных вооружений
Ракетно-ядерные амбиции КНДР. Пхеньян осуществляет программу создания ракетно-ядерного потенциала, проводит соответствующие испытания. Он заявляет, что не откажется от ядерного статуса, периодически угрожает применить ракетно-ядерное оружие против американских агрессоров и их сателлитов.
Гонка обычных вооружений. Маховик гонки в АТР все больше раскручивается, охватывая большинство региональных государств.
Социально-экономические и другие проблемы глобального порядка.
Углубляющееся отставание восточных районов России в социально-экономическом развитии. Это отставание в конце концов может вырасти в угрозу национальной безопасности: соседи перестанут считаться с Россией и превратят Дальний Восток и Сибирь в объект давления, демографической и экономической агрессии.
Другие проблемы глобального порядка. Развитие в Азиатско-Тихоокеанском регионе сопровождается целым букетом негативных последствий: истощением ресурсов, деградацией окружающей среды, неконтролируемым ростом населения, перебоями в продовольственном снабжении, безработицей. Регион сталкивается с явлениями терроризма, наркоторговли и т.д. И ни одно государство АТР, включая бурно развивающийся Китай, не застраховано от внутренних потрясений.
Что делать дальше?
Какой же должна быть стратегия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе? Очевидно, что нагнетание напряженности, гонка вооружений в этом регионе не отвечают нашим интересам. Одно из высказываемых мнений – вести дело к союзу с Китаем. Но такая политика не будет способствовать миру и стабильности в регионе, напротив, лишь усугубит напряженность и гонку вооружений. Более того, она нанесет ущерб нуждам страны на других направлениях мировой политики. Нельзя допускать, чтобы российские действия на Востоке наносили ущерб нашим отношениям с Западом, которые в равной степени важны для обеспечения безопасности и модернизации России. Иначе говоря, предпочтителен сбалансированный внешнеполитический курс.
Следует добиваться сбалансированности нашей политики и внутри Азиатско-Тихоокеанского региона. Имеются возможности для налаживания тесных отношений со всеми государствами этой части земного шара. Не стоит класть все «яйца в корзину» одного партнера и «раскачивать лодку», подрывая сложившийся в АТР статус-кво. Форсированное изменение баланса сил может толкнуть регион в пучину холодной войны.
Одновременно необходимо категорически отвергать участившиеся «заходы» со стороны японцев, американцев, некоторых асеановцев на предмет участия Москвы в скрытых и даже открытых маневрах по «сдерживанию» Китая.
Разумнее делать акцент в АТР на созидательной работе. Особое значение следовало бы придавать формированию сети многосторонних диалогов и форумов безопасности, выработке механизмов превентивной дипломатии и урегулирования конфликтов. В свете растущей взаимозависимости государств, а также ограниченности наших финансовых ресурсов именно такая линия обеспечения национальной безопасности России предпочтительна (в противовес подключению к новому витку гонки вооружений). Надо также учитывать предрасположенность большинства участников международных отношений в АТР к постепенным, неспешным действиям, к неформальным договоренностям.
Что касается конфликтных «узлов» в регионе, то нас, конечно, прежде всего заботят претензии Токио на Южные Курилы. Задача заключается в том, чтобы продвигать российско-японские отношения независимо от этого спора. Такое возможно с учетом заинтересованности японцев в добрососедстве с Россией (из-за экономических затруднений, нарастающих трений между Токио и Пекином).
На Корейском полуострове целесообразно развивать сотрудничество с обоими государствами, продвигая, в частности, совместные экономические проекты. Набирающая обороты разрядка в отношениях Пекина с Тайбэем открывает дополнительные возможности для экономического взаимодействия России с Тайванем. При этом мы должны твердо придерживаться обязательств не иметь политических и военных контактов с Тайбэем.
Территориальные споры в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях не способствуют обеспечению наших интересов в области безопасности и экономического сотрудничества. Не ввязываясь в эти споры на чьей-либо стороне, российская дипломатия могла бы поощрять оппонентов к мирному преодолению разногласий, используя, в частности, международные «площадки». Одновременно стоит проявлять осторожность в вопросе участия российских компаний в нефтяных и газовых проектах, и чтобы не раздражать Пекин, и чтобы, того хуже, не попасть под «перекрестный огонь» противостоящих друг другу сторон, не стать невольным участником чужих конфликтов.
Актуальная тема – курс КНДР на создание ракетно-ядерного потенциала. Обладание Пхеньяном таким потенциалом приведет к дальнейшему обострению напряженности в Северо-Восточной Азии, новому мощнейшему витку гонки вооружений с участием Японии, Южной Кореи и США, к повышению риска ядерного конфликта у дальневосточных границ РФ. Необходимо добиваться отказа Северной Кореи от ракетно-ядерных приготовлений в обмен на гарантии ее безопасности. Оптимальной площадкой для урегулирования данного комплекса вопросов остается «шестерка» (КНДР, РК, Россия, Китай, США, Япония).
Вклад Москвы в обуздание гонки обычных вооружений в регионе мог бы выразиться в еще более настойчивом «проталкивании» мер доверия. Важно также добиваться создания адекватного режима торговли оружием в АТР. С особой тщательностью стоило бы подходить к передаче военной техники азиатским соседям, включая КНР, принимая во внимание не только собственную безопасность, но и реакцию окружающих стран. В долгосрочном плане сомнительна правильность ориентации на военные поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион, как на важную статью экспорта.
Следовало бы еще активнее включать в повестку дня двусторонних переговоров с государствами АТР проблемы глобального порядка, продолжать настаивать на создании региональной системы экономической безопасности.
Особый же акцент в нашей политике целесообразно сделать на обеспечении международной поддержки модернизации Сибири и Дальнего Востока. Очевидно, что мы не в состоянии поднять этот край самостоятельно, надо опираться на соседей, прежде всего на Китай, Японию, Южную Корею, добиваться привлечения зарубежных капиталов, рабочей силы, специалистов, технологий.