Вертолетоносец «Идзумо» очень похож на авианосец. Фото Reuters
68 лет назад завершилась на Тихом океане Вторая мировая война. Ныне в этом регионе вновь обострилась конфронтация из-за островов Дяоюйдао (Сенкаку), еще два-три года назад казавшаяся несерьезной. Неожиданным стал кризис из-за островов Токто в отношениях двух ближайших союзников США в Восточной Азии – Японии и Южной Кореи. Добавим в тихоокеанскую панораму еще события в Южно-Китайском море, затронувшие сразу несколько стран Юго-Восточной Азии, и станет очевидно, что события последних месяцев начинают складываться в тревожную тенденцию, которая может привести к самым неожиданным последствиям. Особенно взрывоопасна ситуация вокруг островов Дяоюйдао (Сенкаку), куда подтягивается все больше китайских и японских боевых кораблей. Ничего хорошего не сулит региону победа на июльских выборах в Японии нынешнего премьер-министра Синдзо Абэ, добивающегося пересмотра пацифистской Конституции, наращивания мощи вооруженных сил и даже приобретения собственного ядерного оружия.Каким курсом пойдет вертолетоносец «Идзумо»?
Многозначительным символом стала церемония спуска на воду вертолетоносца «Идзумо» (DDH-183) 6 августа этого года, в годовщину атомной бомбардировки американцами Хиросимы. Дело не только в том, что после ввода в строй весной 2015 года это будет самый большой военный корабль, построенный со времени окончания Тихоокеанской войны – водоизмещение 27 тыс. т, скорость 30 узлов, может взять на борт 14 вертолетов, 400 десантников, 3 боевые машины десанта. В Китае обратили внимание на то, что «Идзумо» удивительно напоминает по своей конструкции обычный авианосец. Газета «Вашингтон пост» также отметила: «Формально отнесенный к классу эсминцев, «Идзумо» рассматривается некоторыми экспертами как корабль, способный принимать палубные истребители и иные самолеты с фиксированным крылом». Даже без установки катапульт этот корабль сможет доставлять к цели самолеты с вертикальным взлетом «V-22 Оспрей» и «F-35 II Lightning».
Символичен выбор названия для головного корабля нового класса. Дело в том, что именно так назывался крейсер Императорского флота, который за свою полувековую историю успел повоевать чуть ли не со всеми странами Тихоокеанского бассейна.
Дополнение уже имеющимся у ВМФ Японии вертолетоносцев класса «Хюга» качественно новым вертолетоносцем/авианосцем закономерно беспокоит китайцев. Нехорошие чувства испытывают в обеих Кореях, ведь их общая родина была аннексирована Японией в 1910 году и была жертвой жестоких притеснений вплоть до капитуляции Японии в 1945 году. Воспоминания об ужасах японской оккупации возрождаются в Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Вьетнаме...
Америка поднимает тихоокеанскую волну
Действительно, «военная активность Японии» стимулирует рост военных приготовлений Китая и других стран Тихоокеанского бассейна. Однако главная, системная роль в росте напряженности в Тихом океане принадлежит все же не Японии, а Америке. Администрация президента Барака Обамы разработала две стратегические программы, претворение которых в жизнь способно привести этот регион в предвоенное состояние или даже выйти за эти рамки.
В ноябре 2011 года госсекретарь США Хиллари Клинтон изложила стратегию «Поворота к Азии», сутью которой является сокращение американского глобального военного присутствия ради концентрации его в Тихоокеанском бассейне, а также для сдерживания основного экономического и военного конкурента – Китая. Вскоре последовало заявление министра обороны США о том, что в Тихоокеанском бассейне будет сосредоточено 60% американских боевых кораблей. За словами последовали дела. На американские военные базы в Японии и Южной Корее, связанные с США военными договорами, стали поступать новые самолеты и иное оружие, участились совместные маневры вблизи китайских берегов. В Сингапуре размещаются четыре корабля прибрежной зоны ВМС США, призванные блокировать Малаккский пролив, через который проходит около 80% экспортных и импортных потоков Китая.
Составной частью «Поворота к Азии», похоже, является подстрекательство соседей Китая по Тихоокеанскому бассейну. Журнал «Эйша таймс» имел основания писать: «Все стороны разделяют долю ответственности за напряженность за пределами территориальных вод Китая, но львиная доля все же лежит на передислокации американских сил в регион. Вряд ли является простым совпадением, что конфликты Китая с Вьетнамом, Филиппинами и Японией интенсифицировались почти немедленно после призыва Клинтон «повернуться к Азии». «Стратегическим содержанием американской политики «поворота к Азии» является подавление и окружение Китая, – писал в статье под красноречивым заголовком «Америка в состоянии перекрыть жизненно важные морские пути Китая» аналитик Института военно-морских исследований КНР Ли Цзе. – Первоочередной задачей этой политики является окружение с моря».
Стремясь не допустить «окружения с моря», Пекин форсирует ответные действия. В этом году вошел в строй авианосец «Ляонин», переделанный из недостроенного советского «Варяга». Экспертами предсказывается строительство авианосцев собственной конструкции на верфях Шанхая, в ближайшие 15–20 лет ВМФ КНР получит не менее трех авианосцев. Для борьбы с американскими авианосными группами и японскими «вертолетоносцами» китайские стратегические ядерные силы уже испытывают новую ракету с разделяющимися головными частями.
Вторая стратегическая новация Вашингтона нацелена на экономическую изоляцию Китая. С начала своего второго президентского срока Барак Обама стал проявлять повышенный интерес к расширению под эгидой Вашингтона Транстихоокеанского торгового партнерства (ТТП). Созданное еще в 2006 году, оно первоначально не привлекло внимание главной тихоокеанской державы. Однако успехи Пекина в создании зоны свободной торговли со странами АСЕАН и даже нереализованная пока идея аналогичной зоны с Японией и Южной Кореей подвигла вашингтонских стратегов на идею расширения ТТП за счет поглощения всех других торговых блоков региона при условии недопущения Китая. Форсированное сколачивание блока продолжается и буквально на днях в его состав вошла Япония.
2 сентября исполняется очередная годовщина завершения Тихоокеанской войны, важного театра Второй мировой. ХХ век, часто называемый «европейским», породил две мировые войны, начатые атлантическими державами. Хочется верить, что ХХI век, который все чаще называют «тихоокеанским», не станет периодом столкновений и войн.