0
8552
Газета Дипкурьер Интернет-версия

03.06.2013 00:01:00

Россия и ЕС без общей повестки дня

Ольга Потемкина

Об авторе: Ольга Юрьевна Потемкина – заведующая отделом европейской интеграции Института Европы РАН.

Тэги: евросоюз, саммит


евросоюз, саммит Владимир Путин не раз указывал Херману ван Ромпею и Жозе Мануэлу Баррозу на целесообразность скорейшего решения визового вопроса. Фото Reuters

До сих пор принято считать, что у России и ЕС нет стратегической перспективы, долгосрочной цели сотрудничества. Однако в новой «Концепции внешней политики РФ» эта цель сформулирована вполне определенно: «Продвижение к созданию единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана». 

Саммит Россия–ЕС состоится 3–4 июня 2013 года в Екатеринбурге через 10 лет после заявленного в Санкт-Петербурге намерения сторон создать четыре общих пространства сотрудничества. Логично предположить, что отношения партнеров сейчас могут быть продвинуты на более высокий уровень «единого пространства», требующего дальнейшего углубления интеграции. Однако встреча в Екатеринбурге, похоже, продолжит череду унылых саммитов последних лет, на которых не принимается прорывных решений, а ведутся дискуссии по проблемам, которые не объединяют, а скорее разделяют Россию и Европейский союз. 

При этом остается непреложным тот факт, что Россия – третий торговый партнер ЕС по объему товарооборота после США и Китая. 7% европейского экспорта поступает в Россию, тогда как показатель импорта из России в ЕС составляет 12%. Товарооборот по итогам 2012 года составил 410,3 млрд. долл., на 4,1% больше, чем в предыдущем году. Россия неоднократно демонстрировала свою заинтересованность в стабилизации положения в еврозоне, выражала готовность играть активную роль в общеевропейском сотрудничестве в области энергетики и безопасности. Отраслевые диалоги в рамках «Партнерства для модернизации» нацелены на гармонизацию законодательства России и ЕС в экономической сфере. 

В то же время при неизменно растущих объемах сотрудничества его нормативная база безнадежно устарела; имеющиеся позитивный опыт и потенциал взаимодействия партнеров уходят на второй план на фоне разногласий и противоречий, завышенных ожиданий, несбывшихся иллюзий и усталости от отсутствия видимых результатов сотрудничества. 

Интеграция на постсоветском пространстве – создание Таможенного союза, ЕврАзЭС и Евразийского союза – становится безусловным приоритетом российской внешней политики. В этом случае мог бы быть востребован опыт ЕС со всеми его сильными и слабыми сторонами. Поддерживая региональные интеграционные процессы теоретически, Евросоюз тем не менее без энтузиазма относится к идее ведения переговоров по новому базовому соглашению (НБС) с Евразийской экономической комиссией, в чью компетенцию перешел ряд вопросов, требующих дальнейшего обсуждения. Комиссию ЕС останавливает необходимость получения нового мандата, а также и сама перспектива взаимодействия с остальными членами Таможенного союза – Белоруссией и Казахстаном. 

Кроме того, ожидалось, что переговоры по торгово-инвестиционному блоку НБС возобновятся после вступления России в ВТО. Однако появились новые препятствия – различные подходы к положениям о «ВТО-плюс», предполагающим дальнейшую либерализацию торговли. Получается, что ЕС стремится включить в НБС ряд положений, которые не удалось согласовать при вступлении России в ВТО, что добавило бы России новых обязательств сверх тех, что она взяла на себя в рамках ВТО. Еврокомиссия предъявляет претензии и к протекционистским мерам, которые, по ее мнению, применяет Россия. Она, например, считает дискриминационной мерой утилизационный сбор на импортные автомобили; запрет на импорт животных; применение к ряду продуктов импортных пошлин, превышающих максимальные уровни, согласованные с ВТО; требует упростить процедуру продажи древесины на экспорт в рамках ВТО. 

По-прежнему камнем преткновения служит и энергетическая глава НБС. Сотрудничество в сфере энергетики осложняется, кроме того, потерями для российского экспорта от введения «Третьего энергетического пакета ЕС». Предпочтение, которое ЕС отдает спотовой торговле в ущерб долгосрочным контрактам, оставляет российский газовый экспорт без гарантий спроса, предметом повышенного риска оказываются и вложения в транспортную инфраструктуру поставок. В условиях противостояния Комиссии ЕС, некоторых государств-членов и «Газпрома» идея единого энергетического пространства России и ЕС не может восприниматься всерьез.
        
В то же время тесная связь России и Евросоюза как поставщика и потребителя энергетики вынуждает их найти решение проблемы как в правовой, так и в политической плоскости.
При всей важности экономического сотрудничества главной интригой Екатеринбургского саммита будет дальнейшая либерализация получения шенгенских виз и продвижение к безвизовому режиму. Декабрьский саммит Россия–ЕС закончился надеждами российской стороны на завершение выполнения «совместных шагов по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС» к июню 2013 года, что дало бы основания начать непосредственно переговоры о соответствующем соглашении и отмене виз накануне Олимпиады в Сочи в январе 2014 года. При этом партнеры из ЕС никогда не поддерживали подобных ожиданий и не спешили ускорить реализацию совместных шагов. В результате завершение процесса перенесено еще на полгода, а об отмене виз для участников международных спортивных мероприятий Россия объявила в одностороннем порядке. 

Для оценки выполнения перечня Россия и ЕС обмениваются специальными миссиями, которые до сих пор не выявили существенных проблем. Однако представители ЕС большое значение придают четвертому блоку совместных шагов, заявляя, что состояние дел с обеспечением прав человека и продвижением к демократии является важным критерием решения ЕС об отмене шенгенских виз для граждан России. 

Между тем подобные заявления не согласуются с содержанием четвертого блока, где положения о приверженности принципам демократии и защите прав человека сформулированы очень конкретно: «[Стороны] обсуждают и сотрудничают по осуществлению антидискриминационной политики, защите лиц, принадлежащих к меньшинствам, и в борьбе с преступлениями на почве ненависти; по применимым конвенциям Совета Европы… в областях, затронутых в совместных шагах». 
 
Таким образом, перечень совместных шагов не предполагает обусловленности либерализации визового режима ситуацией с правами человека. Тем не менее российской стороне не удается отделить вопросы нарушения прав человека от собственно процесса подготовки к переговорам по визам – принцип обусловленности как внешнеполитический инструмент ЕС в последнее время усиливается. Стремление же России противостоять монополии Евросоюза в сфере защиты прав человека не воспринимается конструктивно европейской стороной, в результате вырастает конфронтационная составляющая взаимодействия. Следует также иметь в виду, что будущее соглашение об отмене виз будет утверждать Европейский парламент. Учитывая высокую степень критической настроенности Европарламента к внутриполитической ситуации в России, вряд ли стоит ожидать скорого положительного решения данного вопроса. 

К июньскому саммиту становится очевидным: максимум, на что сейчас готов пойти Евросоюз в визовом вопросе, – это либерализация визового режима и увеличение до пяти лет срока действия многократных виз для определенных категорий граждан. Судьба готовящегося в этом направлении соглашения гораздо более определенна. Хотя его не планируют подписать в ходе саммита, процесс согласования текста близок к завершению и не просматривается серьезных препятствий к принятию соглашения. 

По всем остальным вопросам наблюдается гораздо меньше продвижения к компромиссам. В то же время в экспертной среде все настойчивее звучат призывы к обновлению взаимной повестки дня, наполнению ее позитивным содержанием за счет углубления сотрудничества в сфере информационных и коммуникационных технологий, транспортно-логистической системы, космической и атомной отрасли, а также новых материалов, включая композиты; в здравоохранении, финансовой и макроэкономической политике, промышленном и регулятивном диалогах, приграничном и гуманитарном сотрудничестве. Наконец, не менее востребовано сейчас совместное противодействие угрозам безопасности. Несмотря на существенные расхождения позиций по Сирии, совершенно очевидно, что давно пора совместно найти способ остановить кровопролитие и гуманитарную катастрофу. Остаются без ответа креативные российские инициативы подписания договоров об энергетическом сотрудничестве и европейской безопасности. 

Саммиты России и ЕС следует считать эффективными не только по показателям подписанных соглашений, но и по демонстрации намерений сбалансировать повестку дня: не оставляя за бортом противоречий и взаимных претензий, посвятить больше времени конструктивным предложениям сотрудничества, поиску адекватных ответов на вызовы времени. Только таким путем можно преодолеть существующую стагнацию отношений, сделать шаг к совместному обсуждению стратегических перспектив.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1544
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
965
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
688
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
950

Другие новости