0
8565
Газета Дипкурьер Интернет-версия

03.06.2013 00:01:00

Россия и ЕС без общей повестки дня

Ольга Потемкина

Об авторе: Ольга Юрьевна Потемкина – заведующая отделом европейской интеграции Института Европы РАН.

Тэги: евросоюз, саммит


евросоюз, саммит Владимир Путин не раз указывал Херману ван Ромпею и Жозе Мануэлу Баррозу на целесообразность скорейшего решения визового вопроса. Фото Reuters

До сих пор принято считать, что у России и ЕС нет стратегической перспективы, долгосрочной цели сотрудничества. Однако в новой «Концепции внешней политики РФ» эта цель сформулирована вполне определенно: «Продвижение к созданию единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана». 

Саммит Россия–ЕС состоится 3–4 июня 2013 года в Екатеринбурге через 10 лет после заявленного в Санкт-Петербурге намерения сторон создать четыре общих пространства сотрудничества. Логично предположить, что отношения партнеров сейчас могут быть продвинуты на более высокий уровень «единого пространства», требующего дальнейшего углубления интеграции. Однако встреча в Екатеринбурге, похоже, продолжит череду унылых саммитов последних лет, на которых не принимается прорывных решений, а ведутся дискуссии по проблемам, которые не объединяют, а скорее разделяют Россию и Европейский союз. 

При этом остается непреложным тот факт, что Россия – третий торговый партнер ЕС по объему товарооборота после США и Китая. 7% европейского экспорта поступает в Россию, тогда как показатель импорта из России в ЕС составляет 12%. Товарооборот по итогам 2012 года составил 410,3 млрд. долл., на 4,1% больше, чем в предыдущем году. Россия неоднократно демонстрировала свою заинтересованность в стабилизации положения в еврозоне, выражала готовность играть активную роль в общеевропейском сотрудничестве в области энергетики и безопасности. Отраслевые диалоги в рамках «Партнерства для модернизации» нацелены на гармонизацию законодательства России и ЕС в экономической сфере. 

В то же время при неизменно растущих объемах сотрудничества его нормативная база безнадежно устарела; имеющиеся позитивный опыт и потенциал взаимодействия партнеров уходят на второй план на фоне разногласий и противоречий, завышенных ожиданий, несбывшихся иллюзий и усталости от отсутствия видимых результатов сотрудничества. 

Интеграция на постсоветском пространстве – создание Таможенного союза, ЕврАзЭС и Евразийского союза – становится безусловным приоритетом российской внешней политики. В этом случае мог бы быть востребован опыт ЕС со всеми его сильными и слабыми сторонами. Поддерживая региональные интеграционные процессы теоретически, Евросоюз тем не менее без энтузиазма относится к идее ведения переговоров по новому базовому соглашению (НБС) с Евразийской экономической комиссией, в чью компетенцию перешел ряд вопросов, требующих дальнейшего обсуждения. Комиссию ЕС останавливает необходимость получения нового мандата, а также и сама перспектива взаимодействия с остальными членами Таможенного союза – Белоруссией и Казахстаном. 

Кроме того, ожидалось, что переговоры по торгово-инвестиционному блоку НБС возобновятся после вступления России в ВТО. Однако появились новые препятствия – различные подходы к положениям о «ВТО-плюс», предполагающим дальнейшую либерализацию торговли. Получается, что ЕС стремится включить в НБС ряд положений, которые не удалось согласовать при вступлении России в ВТО, что добавило бы России новых обязательств сверх тех, что она взяла на себя в рамках ВТО. Еврокомиссия предъявляет претензии и к протекционистским мерам, которые, по ее мнению, применяет Россия. Она, например, считает дискриминационной мерой утилизационный сбор на импортные автомобили; запрет на импорт животных; применение к ряду продуктов импортных пошлин, превышающих максимальные уровни, согласованные с ВТО; требует упростить процедуру продажи древесины на экспорт в рамках ВТО. 

По-прежнему камнем преткновения служит и энергетическая глава НБС. Сотрудничество в сфере энергетики осложняется, кроме того, потерями для российского экспорта от введения «Третьего энергетического пакета ЕС». Предпочтение, которое ЕС отдает спотовой торговле в ущерб долгосрочным контрактам, оставляет российский газовый экспорт без гарантий спроса, предметом повышенного риска оказываются и вложения в транспортную инфраструктуру поставок. В условиях противостояния Комиссии ЕС, некоторых государств-членов и «Газпрома» идея единого энергетического пространства России и ЕС не может восприниматься всерьез.
        
В то же время тесная связь России и Евросоюза как поставщика и потребителя энергетики вынуждает их найти решение проблемы как в правовой, так и в политической плоскости.
При всей важности экономического сотрудничества главной интригой Екатеринбургского саммита будет дальнейшая либерализация получения шенгенских виз и продвижение к безвизовому режиму. Декабрьский саммит Россия–ЕС закончился надеждами российской стороны на завершение выполнения «совместных шагов по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС» к июню 2013 года, что дало бы основания начать непосредственно переговоры о соответствующем соглашении и отмене виз накануне Олимпиады в Сочи в январе 2014 года. При этом партнеры из ЕС никогда не поддерживали подобных ожиданий и не спешили ускорить реализацию совместных шагов. В результате завершение процесса перенесено еще на полгода, а об отмене виз для участников международных спортивных мероприятий Россия объявила в одностороннем порядке. 

Для оценки выполнения перечня Россия и ЕС обмениваются специальными миссиями, которые до сих пор не выявили существенных проблем. Однако представители ЕС большое значение придают четвертому блоку совместных шагов, заявляя, что состояние дел с обеспечением прав человека и продвижением к демократии является важным критерием решения ЕС об отмене шенгенских виз для граждан России. 

Между тем подобные заявления не согласуются с содержанием четвертого блока, где положения о приверженности принципам демократии и защите прав человека сформулированы очень конкретно: «[Стороны] обсуждают и сотрудничают по осуществлению антидискриминационной политики, защите лиц, принадлежащих к меньшинствам, и в борьбе с преступлениями на почве ненависти; по применимым конвенциям Совета Европы… в областях, затронутых в совместных шагах». 
 
Таким образом, перечень совместных шагов не предполагает обусловленности либерализации визового режима ситуацией с правами человека. Тем не менее российской стороне не удается отделить вопросы нарушения прав человека от собственно процесса подготовки к переговорам по визам – принцип обусловленности как внешнеполитический инструмент ЕС в последнее время усиливается. Стремление же России противостоять монополии Евросоюза в сфере защиты прав человека не воспринимается конструктивно европейской стороной, в результате вырастает конфронтационная составляющая взаимодействия. Следует также иметь в виду, что будущее соглашение об отмене виз будет утверждать Европейский парламент. Учитывая высокую степень критической настроенности Европарламента к внутриполитической ситуации в России, вряд ли стоит ожидать скорого положительного решения данного вопроса. 

К июньскому саммиту становится очевидным: максимум, на что сейчас готов пойти Евросоюз в визовом вопросе, – это либерализация визового режима и увеличение до пяти лет срока действия многократных виз для определенных категорий граждан. Судьба готовящегося в этом направлении соглашения гораздо более определенна. Хотя его не планируют подписать в ходе саммита, процесс согласования текста близок к завершению и не просматривается серьезных препятствий к принятию соглашения. 

По всем остальным вопросам наблюдается гораздо меньше продвижения к компромиссам. В то же время в экспертной среде все настойчивее звучат призывы к обновлению взаимной повестки дня, наполнению ее позитивным содержанием за счет углубления сотрудничества в сфере информационных и коммуникационных технологий, транспортно-логистической системы, космической и атомной отрасли, а также новых материалов, включая композиты; в здравоохранении, финансовой и макроэкономической политике, промышленном и регулятивном диалогах, приграничном и гуманитарном сотрудничестве. Наконец, не менее востребовано сейчас совместное противодействие угрозам безопасности. Несмотря на существенные расхождения позиций по Сирии, совершенно очевидно, что давно пора совместно найти способ остановить кровопролитие и гуманитарную катастрофу. Остаются без ответа креативные российские инициативы подписания договоров об энергетическом сотрудничестве и европейской безопасности. 

Саммиты России и ЕС следует считать эффективными не только по показателям подписанных соглашений, но и по демонстрации намерений сбалансировать повестку дня: не оставляя за бортом противоречий и взаимных претензий, посвятить больше времени конструктивным предложениям сотрудничества, поиску адекватных ответов на вызовы времени. Только таким путем можно преодолеть существующую стагнацию отношений, сделать шаг к совместному обсуждению стратегических перспектив.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
1579
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
1355
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
1272
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
1675

Другие новости