Премьер Николай Азаров продолжает лавировать между двумя союзами. Фото с официального сайта правительства Украины
Украина остается верна себе и своей внешней политике: делая шаг в сторону одного стратегического партнера, она тут же делает шаг в противоположную сторону. Балансирование, игра на противоречиях – отличительная черта украинской дипломатии. Правда, позволяющая длительное время достаточно успешно проводить свой курс, не подпадая ни под чье решающее влияние.Последний месяц стал месяцем серьезных внешнеполитических прорывов Украины на всех направлениях. В Европе уже практически не осталось скептиков относительно возможности подписания в ноябре нынешнего года во время Вильнюсского саммита «Восточного партнерства» Соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Заявления еврокомиссара Штефана Фюле и целого ряда европейских политиков свидетельствуют в пользу того, что в Европе более чем заинтересованы в подписании этого документа. Президенту Виктору Януковичу удалось добиться от президента РФ уступок относительно Таможенного союза – формула «3+1», озвученная Януковичем три года назад и резко отторгнутая российским руководством, после саммита в Астане стала реальностью: Украина получила статус наблюдателя в ТС. Плюс удалось серьезно продвинуться в отношениях с США: после последней встречи министра иностранных дел Украины Леонида Кожары с госсекретарем США Джоном Керри, отказа от обогащенного урана и запуска в Павлограде завода по утилизации ракет Украина снова возвращается в число «любимых чад» Соединенных Штатов.
Сегодня Виктор Янукович переживает наилучшие моменты за историю своего президентства. Его рейтинг составляет выше 22%, чем не мог похвастаться ни один его предшественник (на четвертом году президентства Леонида Кучмы его рейтинг составлял около 10%, у Виктора Ющенко – около 7%). Он сумел стать «над схваткой» в политическом процессе в Украине, и никто не может назвать его марионеткой в руках олигархов – он скорее сам тасует олигархическую колоду, решая, кто и какими влияниями может обладать в стране. Оппозиция в Украине – слабая и анемичная, не способная составить не то что конкуренцию, но и выдвинуть некую осмысленную программу действий, подменяя отсутствие стратегии и единства уличными шествиями и карнавальными действиями.
Экономика хоть и находится на ручном управлении и не демонстрирует стабильный рост, но не падает и худо-бедно развивается. Теперь еще президент Украины получает внешнеполитические козыри, которые, несомненно, усилят его позиции внутри страны.
В Брюсселе в конце прошлого года поняли, что политика последних лет, направленная на привязывание европейских перспектив Украины к делу Юлии Тимошенко, не даст положительных результатов. Янукович неоднократно демонстрировал, что с ним можно договориться полюбовно и найти удобные компромиссные варианты, но он ни за что не потерпит даже намека на давление – кто бы это давление ни оказывал. Такая вот психологическая черта. Длительное время кампания в поддержку Тимошенко подкреплялась серьезными ресурсами самой экс-премьерши, щедро вливаемыми в лоббистские структуры и в карманы некоторых евродепутатов. Главным оператором этого процесса являлся бывший вице-премьер правительства Тимошенко Григорий Немыря – именно он формировал в европейском истеблишменте позицию относительно недопущения любых контактов с Януковичем до тех пор, пока Тимошенко находится в тюрьме.
Сегодня позиции Немыри в Европе и США сильно пошатнулись. Европейский бизнес – крупный европейский бизнес – старается обратить внимание не на узницу № 1, а на то, что в центре Европы находится привлекательный рынок, страна с потенциальными 46 млн. потребителей, и поэтому лоббирует скорейшее подписание соглашения об ассоциации.
Суть соглашения состоит в том, что его политическая часть (включительно с признанием за Украиной статуса европейского государства, что в перспективе открывает перед ней возможность претендовать на членство в ЕС) вступает в силу только после ратификации документа парламентами 28 государств, а экономическая (касающаяся создания зоны свободной торговли между ЕС и Украиной) – фактически сразу же после подписания. Более чем 900-страничный договор предвидит огромное количество обязательств, которые должна взять на себя Украина, и не все они являются несомненным благом для украинской экономики: начиная переговорный процесс, украинские дипломаты в «оранжевые» времена ради сомнительной перспективы членства в ЕС «слили» важные позиции в экономике, что, несомненно, еще не раз аукнется Украине.
Но сам факт подписания подобного соглашения станет – без сомнения – положительным моментом для Украины. Опыт общения с европейскими политиками показывает, что в Брюсселе уже просто ждут дату 28 ноября, когда можно будет скрепить подписями многострадальный документ. Европейская комиссия фактически дала зеленый свет процессу подписания договора.
После визита в Брюссель секретаря Совбеза Андрея Клюева из официальных требований Брюсселя к Киеву исчезли пункты относительно Юлии Тимошенко и выборочного правосудия, а также относительно необходимости принятия Избирательного кодекса. Европейский суд по правам человека не стал на сторону Юлии Тимошенко, ограничившись критикой исключительно ареста в ходе судебного процесса, но не вердикта по существу. Янукович демонстративно назначил главу Миссии Украины при ЕС Константина Елисеева уполномоченным по интеграционным вопросам, поставив точку в споре о направлении интеграции: если главный уполномоченный физически находится в Брюсселе, то какие могут быть мнения? То есть Украина и ЕС продемонстрировали чудеса конструктивной работы – это так диссонировало с прошлогодней политикой Евросоюза (и особенно Германии), направленной на бойкот Украины!
Естественно, в таких условиях Россия не могла не поменять тональность в переговорах с Украиной. Украина спокойно могла «уплыть» в западном направлении, если бы Москва цеплялась за принципы. По сути, что не устраивает Украину в Таможенном союзе? Исключительно наличие координирующих и управляющих структур, способных диктовать систему поведения тому или иному члену объединения. Что привлекает Украину в Таможенном союзе? Ряд экономических факторов, включая возможность существенной коррекции цен на энергоносители. Учитывая, что Россия для Украины является экономическим партнером № 1, а Украина – партнером № 3 для России, политические амбиции должны были отступить на второй план.
Украина предложила формулу «3+1», на основе которой готова работать в рамках Таможенного союза? Предложила! Украина заявляла, что готова подписать 29 из 51 договоров, формирующих базу ТС? Заявляла! Кто выиграет от неучастия Украины в ТС – в любой из предлагаемых форм? Очевидно, что никто. Учитывая эти моменты, стороны согласовали для Украины статус наблюдателя при Таможенном союзе (кстати, Украина не имеет полноправного статуса ни в одном из интеграционных объединений, инициированных Россией за последние 20 лет).
Секретные и неожиданные переговоры Виктора Януковича и Владимира Путина в Сочи 26 мая этого года, непосредственно в преддверии саммита в Астане, дали поле для дискуссий относительно того, не вызваны ли уступки со стороны российского президента готовностью его украинского коллеги «сдать» газотранспортную систему (уже оцененную экспертами в 26 млрд. долл.). Однако это – тема для более глубинных исследований, поскольку в энергетической сфере и Украины, и России, и ЕС кроется немало подводных рифов и невыясненных вопросов.
Пока можно говорить только о том, что Украина снова вернулась к успешному возобновлению балансов во внешней политике. Станет ли она более пророссийской после саммита в Астане? Отнюдь нет! Станет ли она более европейской после саммита в Вильнюсе? Не уверен. Она будет верна себе, ставя во главу угла именно экономические вопросы, а также отбрасывая всю лирику и патетику. Именно поэтому украинская внешняя политика останется – при любых раскладах – украинской, что бы по этому поводу ни говорили Сергей Глазьев в Москве или Штефан Фюле в Брюсселе.