Си Цзиньпин и Ли Кэцян оставили свои автографы в блокноте участницы сессии китайского парламента. Фото Reuters
В Пекине прошла ежегодная сессия парламента страны – Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 12-го созыва. Избрано новое государственное руководство и сформировано правительство нового состава. Намечены серьезные реформы хозяйственного управления.Пятое поколение лидеров
Председателем КНР и Центральной военной комиссии избран Си Цзиньпин, премьером Госсовета (главой правительства) – Ли Кэцян. Это было предопределено решениями XVIII съезда Компартии Китая (КПК) в ноябре прошлого года.
Так завершился приход к власти пятого поколения китайских лидеров, проведенный по правилу, введенному архитектором китайских реформ Дэн Сяопином. Плановая смена поколений руководителей позволяет избежать повторения вспышек борьбы за власть, характерных для первого периода существования КНР.
Новые лидеры Си Цзиньпин и Ли Кэцян до этого были заместителями своих предшественников на этих постах и в силу этого несут ответственность за политический курс последнего десятилетия и принимавшиеся тогда решения. Это само по себе является гарантией от резкого изменения политики Пекина.
Пятое поколение китайских лидеров будет править ближайшие 10 лет. Ли Юаньчао, избранный заместителем председателя КНР, и кто-то из четырех избранных вице-премьеров, скорее всего Ван Ян, являются кандидатами в шестое поколение. Через 10 лет они возглавят страну, если, разумеется, не случится ничего непредвиденного. Таким образом прорисовывается кадровая перспектива на целых 20 лет вперед.
Нынешний тур передачи власти имеет свою особенность. В отличие от своего предшественника Ху Цзиньтао, получившего высший военный пост лишь через год после того, как он стал председателем КНР, Си стал главой Военного совета ЦК КПК уже на съезде партии, а сейчас возглавил Центральную военную комиссию, по существу являющуюся государственным названием того же органа. Это свидетельствует о сильном влиянии нового лидера в армии.
59-летний Си Цзиньпин является сыном ветерана КПК. Выпускник Университета Цинхуа в Пекине, он был помощником министра обороны КНР, затем перешел на партийную работу и быстро дошел до поста руководителя крупной провинции. У Си репутация прагматичного и вместе с тем весьма требовательного руководителя. Став генсеком ЦК КПК, он сделал упор на борьбу с коррупцией в партийном и государственном аппарате и укрепление партийной дисциплины. Перед НОА Китая он поставил задачу «учиться воевать и побеждать».
Си активно занимается вопросами внешней политики. В ходе беседы по телефону с президентом США Бараком Обамой новый председатель КНР дал согласие на переговоры по острой проблеме двусторонних отношений – о межгосударственном компьютерном хакерстве. По некоторым сведениям, свой первый визит в новом качестве Си Цзиньпин совершит в Россию.
Новому премьеру Госсовета Ли Кэцяну 57 лет. Он окончил Пекинский университет, защитил диссертацию по теме преодоления разрыва между городом и деревней. Был на руководящей работе в китайском комсомоле.
Китайская мечта
и хозяйственная реформа
Новый лидер КНР Си Цзиньпин выступил с призывом к населению страны «осуществить китайскую мечту». По его словам, это надо сделать в опоре на «китайский дух», что подразумевает одновременно «дух эпохи», исходящий из стремления к национальному возрождению, построению мощного государства». Это можно считать девизом нового руководства.
На сессии ВСНП прозвучали трезвые оценки существующих проблем и в то же время большие планы на будущее. Среди проблем названы все еще разительный разрыв между городом и деревней, между богатыми приморскими провинциями и бедными в глубинке, крайне плачевное состояние экологии и конфликты на местах, связанные с землепользованием.
Интегральный показатель развития: рост ВВП в минувшем году оказался ниже обычного – всего 7,8%, а на нынешний год планируется на уровне 7,5%. Это гораздо ниже среднегодового роста предыдущего тридцатилетия – в среднем около 10% в год. Сбывается звучавшее все эти 30 лет предсказание, что по мере развития страны ее экономический рост замедлится?
Это предсказание хорошо знают в Китае. Китайские экономисты озабочены тем, как избежать «ловушки средней зажиточности». И имеется в виду, что с достижением среднего уровня зажиточности Китай утратит свои конкурентные преимущества. А он, по оценке Всемирного банка, уже достигнут: ВВП Китая в пересчете на душу населения в 2011 году составил 4940 долл.
Это, однако, не привело к отмене выдвинутой ранее XVIII съездом КПК задачи удвоения к 2020 году в сравнении с 2010-м ВВП страны и доходов на душу населения. Как же в таком случае предполагается решить эту задачу? Материалы сессии парламента и в большей степени сопровождавших ее пресс-конференций показывают, что в Пекине осознали факт снижения эффективности таких драйверов роста, как стимулирование экспорта, строительный бум и накачка госинвестиций. Прежняя модель развития исчерпывает себя.
В Пекине надумали перейти на новую модель, которая предполагает акцент на развитие внутреннего рынка, не только потребительского, но и финансового, рост доли личных доходов в ВВП и вовлечение частных накоплений в инвестиционную деятельность путем создания рынка ценных бумаг – как государственных, так и муниципальных.
С этой схемой связан грандиозный по своим масштабам проект, который совместит поставленные экономические задачи с социальными, – план урбанизации Китая. Его архитектором считают нового премьера Госсовета Ли Кэцяна. Проект предусматривает увеличение городского населения КНР за счет сельского в течение 10 лет на 400 млн. человек. При этом должна решиться одна из самых острых социальных проблем современного Китая – наличие 260 млн. крестьян, прибывших в города на заработки и считающихся временной рабочей силой. Именно благодаря дешевому труду «рабочих из крестьян», составляющих примерно одну треть всей рабочей силы, с рекордной скоростью растут китайские города, строятся дороги, другие инфраструктурные объекты, преобразуется весь Китай.
Гововящийся план крупномасштабной урбанизации Китая предусматривает активное развитие городов. При этом с учетом переполненности крупных городских агломераций предлагается сделать упор на рост средних и малых городов. О масштабах готовящегося плана говорит стоимость его реализации – 40 трлн. юаней (около 6,4 трлн. долл.), или по 640 млрд. долл. в год.
Для решения столь грандиозной задачи планируется перестроить всю систему финансирования развития страны и опереться на вовлечение частных сбережений через рынок ценных бумаг. От экономики, где главную роль играет промышленность, опирающаяся на переработку сырья, будет осуществляться переход к экономике услуг. Китайские эксперты пока воздерживаются от предсказаний того, как повлияет смена модели развития в Китае на мировую экономику и международные финансы, но можно предположить, что это влияние будет весьма значительным. Ведь по существующим оценкам, КНР, являющаяся второй экономикой мира, к концу десятилетия вплотную приблизится к положению первой экономики.