0
5560
Газета Дипкурьер Интернет-версия

18.03.2013 00:01:00

Кишинев–Тирасполь: турбулентность усиливается

Виталий Кулик

Об авторе: Виталий Кулик – директор Центра исследований проблем гражданского общества (Киев, Украина).

Тэги: украина, приднестровье, молдавия


украина, приднестровье, молдавия Как признал лидер либералов Михай Гимпу (слева), за три года правящий Альянс «За европейскую интеграцию», представленный и.о.премьера Владом Филатом (в центре) и спикером парламента Марианом Лупу, ни разу не обсуждал приднестровский вопрос. Фото Reuters

5 марта 2013 года парламент Молдовы проголосовал за вотум недоверия правительству, возглавляемому Владом Филатом. Правящий с 2009 года в Молдове Альянс «За европейскую интеграцию» (АЕИ) фактически прекратил свое существование. Этого правительственного кризиса все ждали давно, поэтому он не стал неожиданностью для большинства обозревателей. Участники Альянса сами раскачивали лодку, в которой сидели. Клинч между премьер-министром Молдовы Владимиром Филатом и одним из лидеров Демократической партии Владимиром Плахотнюком уже не мог закончиться замирением. В основе их разногласий – борьба за бизнес-сферы влияния в стране. Долгое время Плахотнюк и Филат держались вместе, только имея внешнюю угрозу в лице Партии коммунистов Владимира Воронина. Пока коммунисты были при силе и ресурсах, Альянс представлял собой вынужденный союз, но чем больше голосов теряла ПКРМ, тем больше АЕИ начинала походить на «террариум друзей». Стороны только выжидали момент, чтобы заключить сепаратный договор с коммунистами и переформатировать правительство. Как говорится, ничего личного, только бизнес. Хотя в истории с Филатом и Плахотнюком имел место именно личностный конфликт, который и ускорил распад АЕИ.
Что теперь? Как утверждает директор молдавского издания «Панорама» Дмитрий Чубашенко, «самое простое решение – президент Тимофти выдвигает кандидатуру премьер-министра, парламент утверждает ее, как прописано в законах, в течение 45 дней, и новый кабмин работает до очередных парламентских выборов. Возможно, что в создавшейся ситуации у страны не появится нового правительства, и тогда президент обращается в Конституционный суд с запросом о роспуске парламента и, в случае положительного ответа от КС, страна идет на досрочные выборы».
Однако не все так просто, как выглядит на первый взгляд. Во-первых, мезальянсы молдавской политики на данном этапе не предусматривают долговременных и устойчивых коалиций. Слишком много накопилось обид и конфликтов. Во-вторых, архитектура новой власти в Республике Молдова теперь прямо зависит не столько от внутриполитических факторов, сколько от внерегиональных игроков (ЕС и Россия). Все участники парламентского пасьянса очень чувствительны к пожеланиям Брюсселя и Москвы. Поэтому перед тем как окончательно определиться: новый премьер или досрочные выборы, Молдову будет не по-детски трясти.
Парламентско-правительственный кризис в Молдове, естественно, накладывает свой отпечаток и на приднестровское урегулирование. Мало того что Тирасполь постоянно указывал участникам переговорного процесса, что Кишинев в нынешнем формате перманентного политического кризиса является недоговороспособным, поэтому вести с ним предметный диалог непродуктивно. Теперь у приднестровской стороны вообще развязаны руки. Молдова не имеет переговорщика. Полномочия президента Молдовы Николая Тимофти достаточны только для дипломатических церемоний, а спикер парламента Мариан Лупу не имеет мандата доверия от основных политсил страны.
С другой стороны, в самом Приднестровье основная внешнеполитическая активность переведена в плоскость переговорного процесса, в то время как предыдущая властная команда стремилась отделять двустороннее сотрудничество с зарубежными государствами и международными организациями от текущего переговорного процесса по молдавско-приднестровскому урегулированию.
Не менее существенным стало и то, что в течение 2012 – начала 2013 года приднестровская власть предпочитала игнорировать позиции, подходы и наработки, сделанные предыдущим руководством. В итоге преемственность в переговорных (урегулирование) и двусторонних контактах Приднестровья с зарубежными партнерами оказалась в значительной степени утерянной.
После серии консультаций приднестровского руководства в Москве, в первую очередь на уровне специального представителя президента России Дмитрия Рогозина, позиция приднестровского руководства существенно изменилась в сторону ужесточения в отношении иных участников переговоров, хотя вернуть тактически и стратегически утраченные позиции приднестровская сторона даже не пыталась. С этого периода приднестровская сторона в переговорах практически утрачивает самостоятельную субъектность, становясь полностью зависимой от российской позиции.
Этим пользуется Москва, которая постепенно решает задачу сближения двусторонней (ПМР – РФ) повестки по урегулированию. Во-первых, Дмитрий Рогозин одновременно является и сопредседателем молдавско-российской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК РФ – РМ). Во-вторых, вопрос об открытии представительств российских федеральных ведомств ставится не в рамках двусторонней работы Москвы и Тирасполя, а в рамках МПК РФ – РМ, где и фиксируется протоколом.
В рамках переговорного процесса по молдавско-приднестровскому урегулированию приднестровская сторона сделала ряд существенных уступок Кишиневу, в особенности в первом полугодии 2012 года. В частности, Тирасполь согласился на создание молдавских таможенных постов на своей территории, хотя ожидаемого экономического эффекта это не принесло; снял заградительную тарифную пошлину на молдавские товары и др. Не встретив ответных шагов молдавской стороны, приднестровские власти были вынуждены пойти на болезненную отмену некоторых ранее принятых решений.
Не улучшились отношения Тирасполя и с Киевом. После известного «испорченного телефона» с последующей конкретизацией, «чего именно не говорил» президент Приднестровья Евгений Шевчук министру иностранных дел Украины Леониду Кожаре и провале Львовского саммита в формате «5+2», в приднестровских СМИ появилось множество материалов явно недружественного содержания по отношению к Украине.
Ранее Тирасполь уже предпринял ряд откровенно недружественных акций в отношении украинских представителей (неоднозначные заявления по демаркации границы, отсутствие приемлемого уровня представительства на торжественных мероприятиях украинской стороны, неадекватные действия в отношении украинских дипломатов). Возможно, в Тирасполе не вполне адекватно воспринимают возможности Украины и считают, что Киев занят своими проблемами: отношениями с Россией и ЕС, а потому украинскому руководству нет дела до «маленького Приднестровья». Может, надеются на то, что «Москва поможет, если что». Но, какова бы ни была мотивация приднестровского руководства, в Тирасполе должны понимать, что когда у Киева дойдут руки до Приднестровья, а они ближе к подведению итогов председательства в ОБСЕ точно дойдут, решения будут приниматься с точки зрения «обеспечения результата», а не «в рамках диалога и консультаций».
Некоторую тревожность вызывает и внутриполитическая ситуация в самом Приднестровье. Заканчивается формирование ситуации доминирования президентской власти практически во всех государственных структурах, включая парламент и судебную власть. Судебная власть в виде трех ключевых инстанций практически полностью лояльна президенту и в той или иной степени согласовывает с ним основные решения. Оппозиция начинает ощущать на себе давление со стороны правоохранительных органов. Так, по некоторой информации, под прессом оказались депутаты Верховного совета ПМР Дмитрий Соин, Анатолий Дирун и др.
У Евгения Шевчука нет полной уверенности в лояльности действующего парламента, депутаты которого по-прежнему могут заблокировать те или иные его инициативы. В связи с этим исполнительная власть периодически провоцирует Верховный совет на те или иные шаги, которые могли бы дать формальные основания для роспуска парламента в ближайшей перспективе.
Так что турбулентность усиливается.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
288
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
340
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
225
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
247

Другие новости