18.03.2013 00:01:00
Варшава готова поделиться с Москвой опытом реформ
– Господин посол, Вышеградская группа малоизвестна в России. Для чего было создано это объединение?
– Группа возникла в 1991 году, чтобы объединить центральноевропейские страны, которые уже тогда довольно далеко продвинулись в реформировании своих политических и экономических систем. В это время наступил развал СССР, началась война в Югославии, одним словом, происходили события, которые со стороны государств, не принадлежащих на данный момент ни к одному политическому блоку, требовали какого-то сотрудничества. В декабре 1992 года Венгрия, Польша, Словакия и Чехия подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), которое можем рассматривать как первый шаг в направлении европейской интеграции. Сегодня в рамках Вышеградской группы четыре страны Центральной Европы координируют свои позиции в рамках ЕС. Ведь когда речь идет о решении общих для ЕС проблем, очень важно количество стран, которые лоббируют тот или иной подход. Речь, в частности, идет о финансовых вопросах, энергетической политике.
В силу исторических причин между нашими четырьмя странами много общего. Очень часто наши позиции совпадают. А значит, целесообразно координировать свои действия, присоединяя к центральноевропейскому ядру другие страны: государства Балтии, Румынию, Болгарию.
Кроме координации в рамках ЕС Вышеградская четверка старается стимулировать развитие контактов и сотрудничества между странами региона в самых разных областях. Это контакты и между учеными, и между неправительственными организациями. Это касается экономической составляющей. Прежде всего развития инфраструктуры на оси север–юг: дороги, ЛЭП, нефте- и газопроводы. В силу исторических и географических причин основные коммуникации в нашем регионе на оси восток–запад.
Можно упомянуть координацию пространственного развития вдоль границ. Чтобы не получалось, что с одной стороны границы – национальный парк, а с другой – шахта и автомагистраль.
Есть сотрудничество в консульской сфере. Ни одна из наших стран не имеет сети консульских представителей по всему миру. Поэтому мы объединяем возможности в этой сфере.
– Какие задачи ставит Польша в рамках своего председательства?
– Наши приоритеты – поддержка идеи расширения Европы и сотрудничества с нашими соседями – странами «Восточного партнерства» и Западных Балкан. Другой момент – энергетическая безопасность, развитие инфраструктуры север–юг. Климатическая политика – наши страны могут много потерять от радикального подхода ЕС в этом вопросе. Крайне важна координация действий в подготовке финансовых рамок для всего ЕС на 2014–2020 годы, обсуждаются определенные идеи в сфере военного сотрудничества. За 22 года своего существования Вышеградской четверке удалось заработать очень серьезный авторитет в Европе. Гостями варшавского саммита 6 марта этого года были президент Франции и канцлер ФРГ.
– Есть ли у Вышеградской группы скоординированная позиция в отношении РФ?
– Так далеко координация нашей политики не идет. Мы развиваем отношения с РФ по отдельности.
– В таком случае как Польша видит перспективу развития отношений с РФ?
– Мы положительно оцениваем состояние наших двусторонних отношений. Есть вопросы, по которым продвигаемся быстрее, – это экономическое сотрудничество, культурные связи. За прошлый год товарооборот достиг 37 миллиардов долларов, с большим перевесом в пользу РФ, но наш экспорт тоже существенно вырос. В культурном плане мы обсуждаем подготовку Года России в Польше и Польши в России в 2015 году.
Есть вопросы условий пересечения госграницы, по которым удалось достичь существенного прогресса, в частности с Калининградской областью. Всего же в прошлом году количество пересечений границы составило 4 миллиона. Мы выдали рекордное количество виз – более 200 тысяч.
Однако есть и вопросы, по которым мы и Россия занимаем разные позиции. Это касается политики безопасности, в первую очередь ПРО и тактического ядерного оружия.
– Какая ситуация с дискуссиями по ПРО?
– Это тема для дискуссии не столько для Польши и РФ, сколько для РФ и НАТО. Это не польская программа. Польша считает, что ПРО не повлияет на безопасность РФ и эффективность использования ее ядерных сил. По этому вопросу пока нет сближения наших позиций, однако переговоры идут.
– Другой непростой вопрос: расследование причин смоленской трагедии.
– Что касается смоленской катастрофы, главным камнем преткновения сейчас является судьба обломков самолета. С нашей стороны подчеркивается, что скоро истечет уже третий год. Все следственные анализы и эксперименты уже проведены, и нет причин, чтобы обломки оставались в РФ. Российская сторона настаивает, что обломки должны оставаться в распоряжении прокуроров до конца следствия.
– Какой вопрос вы считаете наиболее актуальным в российско-польских отношениях?
– Главное сейчас – сохранить доверие друг к другу и достижения последних нескольких лет. Говоря о доверии, я имею в виду судьбу обломков президентского самолета, передачу нам документов по Катынскому делу. От этого доверия зависит общая атмосфера в отношениях. Без него трудно решать крупные вопросы. За последние годы мы достигли многого, но чтобы двигаться дальше, нужно довести некоторые вещи до конца.
– Как поляки воспринимают сейчас Россию? Как политического или как экономического партнера?
– В политических отношениях есть три составляющие: чисто двусторонние отношения, о них я уже рассказал, отношения в рамках формата Россия–ЕС, тут есть взаимопонимание по либерализации визового режима, и отношения по линии Россия–НАТО, здесь позиции расходятся. Мы представляем четыре успешные страны Центральной Европы. Это страны, которые сделали за последние 20 лет рывок вперед. Я думаю, этот опыт заслуживает внимания, поскольку точка отсчета была одна, но результаты очень разные для Центральной Европы и для России.
Комментарии для элемента не найдены.