0
6112
Газета Дипкурьер Интернет-версия

21.01.2013 00:00:00

Сахель может превратиться в большое Сомали

Михаил Маргелов

Об авторе: Михаил Витальевич Маргелов - председатель комитета Совета Федерации по международным делам, спецпредставитель президента РФ по сотрудничеству со странами Африки.

Тэги: африка, ислам, терроризм


африка, ислам, терроризм Нигерийские солдаты первыми из африканцев оказали помощь Мали в борьбе с исламистами.
Фото Reuters

События в Мали – это выплеск напряженности, которая после арабской весны поразила обширное пространство, протянувшееся в виде «дуги нестабильности» от Сахеля до Африканского Рога. Она захватывает Мавританию, Мали, Нигерию, Нигер, Эфиопию, Судан, Сомали, Ливию, Алжир, Западную Сахару. И военная операция в Мали выходит далеко за локальные рамки одной страны вне зависимости от первоначальных планов СБ ООН, Франции, Евросоюза, ЭКОВАС и Африканского союза. Речь идет о новом витке борьбы с терроризмом и организованной преступностью теперь на Африканском континенте. Так что рост масштабов внешнего военного вмешательства вполне вероятен. Но в Африке и на Ближнем Востоке даже успех операции может только активизировать джихадизм и племенной сепаратизм. И если сепаратизм ставит целью разделение государств, то джихадисты стремятся уничтожить любую государственность вообще. Иначе говоря, бездействие угрожает превращением Сахеля в одно большое Сомали, с другой стороны – военные действия могут привести не к миру, а к гражданским войнам.

Все конфликты в Африке многослойны, их причины не сводятся к социально-экономическим обстоятельствам, большая роль в кровопролитиях принадлежит трайбализму и этноконфессиональному фактору. На обострение ситуации в Мали повлияли события в Ливии. Туареги – пять клановых конфедераций, поделенные на племена, – длительное время находились под покровительством Каддафи. Он обеспечивал одновременно лояльное их отношение к Бамако и определенную автономию от центральных властей. Понятно, что туареги в Ливии воевали на стороне Каддафи.

После его падения они вернулись в Мали, вооруженные современным оружием, и в прошлом году объявили о создании на севере страны независимого государства. Движение туарегов может захватить и несколько других стран Сахеля, где они расселены или расселялись раньше. Дестабилизация может перекинуться в Мавританию, Нигер, Буркина-Фасо, в южные регионы Алжира и Ливии. И эксперты говорят об этом как о вероятной грядущей войне за Большую Сахару.

Сегодня всего лишь четверть государственных границ в Африке проходит с учетом этнического состава населения. Остальные границы были прочерчены колониалистами столь неряшливо, что о многих этнических группах можно говорить как о разделенных народах. А в условиях социально-экономических неурядиц это значит, что целостность большинства африканских стран постоянно находится под угрозой.

Эксперты считают, что такие страны, как Либерия, Сьерра-Леоне, Нигерия, Кот-д'Ивуар, находятся на грани распада. Южная часть Мали тоже не моноэтнична, и высказываются опасения, что населяющие эти регионы племена могут последовать примеру туарегов.

Кроме того, арабская весна, которая привела к власти исламистов в Тунисе и Египте, резко активизировала и связанные с «Аль-Каидой» экстремистские группировки в Сахеле. Практически во всех африканских конфликтах сегодня присутствует существенный элемент религиозного экстремизма с террористическим оттенком. Экстремисты успешно действуют и на севере Мали, хотя туареги не желают разделять с ними ответственность за творимые ими бесчинства.


В столицу Мали продолжают прибывать французские военнослужащие.
Фото Reuters

По некоторым оценкам, боевая мощь исламистских подразделений Сахеля сопоставима с мощью регулярных армий сахельских государств. Не означает ли это, что скоро без внешнего вмешательства ни одна из этих армий не справится с террористическими силами? На вооружении исламистов вывезенная из Ливии тяжелая артиллерия, реактивные снаряды, стрелковое оружие и даже переносные зенитно-ракетные комплексы. Наличие этих комплексов в соответствующих руках превращает гражданские перелеты над регионом в рискованное мероприятие. Проблема ливийского оружия стала проблемой международного сообщества – вопрос рассматривался «большой восьмеркой» в Кэмп-Дэвиде в мае прошлого года. Французские ВВС бомбят позиции джихадистов, а они отвечают привычным образом – захватывают заложников в Алжире и угрожают террористическими актами в Европе. На севере Мали действуют «Аль-Каида в исламском Магрибе», «Ансар аль Дин», «Движение в защиту ислама и джихада в Западной Африке». Эти группировки связаны с исламистами Сомали, Судана, Нигерии. Сахель превращается в базу международного терроризма и организованной преступности. Есть сведения, что только кокаина через Сахель в Западную Европу поставляется на 2 млрд. долл. в год.

Сложность ситуации в Мали усугубляется и тем, что эта страна – потенциальный объект ресурсных войн. Эксперты среди причин внешних вмешательств в Африке и на Ближнем Востоке непременно называют нефтяной фактор. В Мали пока что поиски нефти успехом не увенчались, но эта страна граничит с богатым углеводородами Алжиром. Государство Мали известно как крупнейший поставщик золота на рынок этого металла.

Кроме того, ее недра признаны перспективными для геологоразведки и разработки месторождений фосфоритов, бокситов, алмазов, железных руд и руд цветных металлов, а также урана. Добыча урана там пока не ведется. Она ведется в соседнем Нигере, на территории которого также проживают туареги. Нигер – основная база атомной промышленности Франции. Поэтому, борясь за порядок в Мали, Париж одновременно ведет борьбу против дестабилизации Нигера. Разумеется, Франция не откажется и от разработки урановых месторождений Мали. А месторождения урана расположены именно на севере, в самопровозглашенном «государстве Азавад». Так что, кроме политической ответственности за ситуацию в своих бывших колониях и опасений за сомализацию Сахеля, Францией в Мали движет и экономический интерес.

Прогнозировать развитие ситуации в Мали пока что затруднительно. Мнения по исходу военной операции расходятся. Вполне возможен здесь и афганский сценарий – союзники не спешат помогать Франции делом. Хотя и создана миссия Евросоюза, она предусматривает косвенную поддержку военной операции, что может привести к существенному затягиванию военных действий. Ведь эксперты пока не могут ответить на вопрос, на чьей стороне в этой операции окажутся туареги. А гуманитарная катастрофа в Мали не заставила себя ждать. Количество беженцев уже составило 147 тыс. и, по прогнозам ООН, может увеличиться до 700 тыс.

В случае успеха военной операции придется решать сложнейшую проблему включения туарегов в малийское общество, разрабатывать новые подходы к антитеррористической борьбе в Сахеле, в том числе программу социально-экономического развития региона. Ситуация в регионе требует этого.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
775
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2528
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1712
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1331

Другие новости