0
4069
Газета Дипкурьер Интернет-версия

24.12.2012 00:00:00

Новый политический проект Тбилиси

Александр Русецкий

Об авторе: Александр Владимирович Русецкий - директор Кавказского института региональной безопасности.

Тэги: грузия, россия, запад


грузия, россия, запад На премьер-министра Бидзину Иванишвили и его кабинет грузинское общество возложило очень большие надежды.
Фото Reuters

Збигнев Бжезинский в одном из последних своих выступлений говорит, если Запад потеряет контроль над Грузией, то он потеряет выход к Каспию и к Центрально-Азиатскому региону в целом. Именно поэтому в интересах России взять под контроль коммуникационную линию Запад–Восток. Для этого Москва постарается содействовать усилению в Тбилиси пророссийских сил. При этом она заинтересована в ухудшении отношений между Грузией и Азербайджаном.

В ближайшее время мы станем свидетелями легализации в грузинской политической системе открыто пророссийской политической подсистемы. Президент Михаил Саакашвили фактически поставил вне закона все то, что было связано с Россией – язык, культуру, экономику, политику. Москва этому не только не сопротивлялась, а своими действиями играла ему на руку, фактически оказывая политическую поддержку.

Политика выдавливания всего русского привела к тому, что вызвала вопросы даже у грузинских «западников». Сторонники Саакашвили зашли в этом процессе так далеко, что у многих экспертов возникли сомнения: а не создает ли искусственно Михаил Николаевич «русский» политический дефицит? Многие недоумевали: с одной стороны, российский рынок закрылся для грузинских производителей, а с другой – российский капитал продолжал усиливать свои позиции на внутреннем грузинском рынке. Сомнения подтверждались и тем, что параллельно с проводимой политикой в стране начали усиливаться антизападные настроения. Как и прежде, в антизападной риторике продолжают доминировать местные националисты, «посвященные» в тайны конспиративных теорий. Большая часть из них представлена той элитой, которая не смогла или не захотела интегрироваться с англоязычным пространством. Война 2008 года усилила эти настроения. Многие обвиняли Саакашвили в умышленном провоцировании вооруженного конфликта с целью усиления позиций РФ в Абхазии и в Цхинвальском регионе, в результате чего Москва восстановила на этих территориях свое полулегальное военное присутствие в новом статусе.

Неуверенные и нескоординированные действия европейских стран на Кавказе, открытое ирреальное стремление США во время президента Джорджа Буша-младшего монополизировать в политическом плане весь Южный Кавказ также содействовали усилению антизападных настроений в Грузии. Искусственное и агрессивное насаждение ультралиберальных ценностей в стране с явно традиционными устоями жизни не могли не вызвать острой противоположной реакции. Таким образом, внутренний и внешний прозападный радикализм привел к формированию в широких слоях грузинского общества чувства отторжения Запада.

К концу 2012 года начался процесс размежевания политической элиты Грузии на прозападные, просеверные и почвеннические силы. И скорее всего в 2013 году этот процесс завершится соответствующей институционализацией. При этом ошибочно полагать, что прозападная ниша останется во власти «Единого национального движения» (ЕНД) во главе с Михаилом Саакашвили. По последним рейтингам, уровень доверия к бывшей партии власти снизился до 10%, и этот процесс, похоже, будет продолжаться. Внутри этого политического «явления» – ЕНД – разброд и нарастающие внутренние конфликты, но есть и сторонники ребрендинга, которые желают начать политическую жизнь сначала и надеются, что это им удастся сделать под новой вывеской. Но в Грузии существуют различные политические группы, которые считают, что эту партию вообще следует запретить, так как она проводила открытую антинародную политику, которая выражалась в массовых репрессиях, направленных против политиков, бизнесменов и инакомыслящих в целом.

Не забыта и идея импичмента президенту, хотя какое-то время назад новое правительство вроде бы решило оставить его в покое до завершения конституционного срока правления. Сегодня в Грузии продолжается также сбор подписей для этого процесса. Однако прервать полномочия президента будет трудно, что признают и самые ярые сторонники этого.

Вместе с этим с 2003 года по сегодняшний день, наряду с теми ужасами, которые все больше и больше проясняются, благодаря тем информациям, которые стали доступны обыкновенным гражданам, необходимо подчеркнуть, что в данный период было сделано и немало полезного для общества и во многих направлениях. И это не заслуга одного Саакашвили или его окружения, но и тех молодых профессионалов, которые смогли внедрить в некоторые сферы общественной жизни полезные институциональные инновации. С большим сожалением необходимо констатировать тот факт, что эта часть элиты (в своем большинстве) находится в положении заложников и, похоже, вынуждена продолжать декларировать свою поддержку Саакашвили.

Некоторые эксперты в своих оценках подчеркивают позитивный факт мирного перехода власти после парламентских выборов 1 октября и готовы объявить его «дивидендом» Михаила Саакашвили и его сторонников. Однако то, что власть перешла мирным путем, – это не заслуга ЕНД. Если бы не тотальная поддержка народом Грузии политического блока «Грузинская мечта» (ГМ), а также на редкость массового и объективного контроля за избирательным процессом международного сообщества, то Саакашвили и его сторонники могли использовать силу для удержания власти. Как это уже было 7 ноября 2007 года или 26 мая 2011 года. Но они просто испугались народного гнева. Вместе с этим необходимо подчеркнуть, что власть лишь частично перешла к победившим на выборах сторонникам Бидзины Иванишвили. Наблюдателями фиксируются провокационные действия и саботаж со стороны госслужащих, сторонников бывших властей. Например, с 3 октября начались организованные и тщательно скоординированные провокации групп беженцев, которые незаконно заняли 53 объекта по всей территории Грузии. Цель этой «операции» – организация массового противостояния между беженцами из Абхазии и новым правительством. Позже к этому процессу подключили и другие кризисные группы. Однако на данном этапе благодаря совместным и без преувеличения титаническим усилиям со стороны властей, а также гражданских организаций и представителей международных организаций опасный процесс удалось трансформировать и достичь решения социальных проблем путем многосторонних переговоров.

Необходимо отметить, что после 1 октября в Грузии наблюдается небывалая социальная активность. У людей появилась надежда на справедливое правосудие. Министр юстиции Теа Цулукиани за короткий срок получила около 7 тыс. заявлений от граждан и организаций, чьи права были нарушены в период управления страной представителями ЕНД. Привлечение к ответственности бывших государственных чиновников всех звеньев вызвало в некоторых западных кругах сомнения в том, что новому премьеру удастся сохранить демократические ценности и не оказаться под соблазном провести тотальные контррепрессии. Более того, партнерские лоббистские группы, обслуживающие режим Саакашвили, на информационном фронте осудили новые власти в избирательном правосудии, имеющем явные политические оттенки. Однако очевидно, что такой массив нарушений, который накопился с 2003 года в условиях авторитарно-репрессивного управления, не мог не получить адекватной реакции. И подобная ситуация естественна для любого посттоталитарного периода.

Люди требуют у новых властей справедливого процесса осуждения тех нарушений, жертвами которых стали их семьи. Это совершенно различные категории преступлений – разновидности экономических преступлений, убийства, пытки, сексуальное насилие, незаконное ограничение свободы, избиение подчиненных, имитация террористических и контртеррористических операций и попыток государственного переворота и т.д.

Народ Грузии устал от политики вседозволенности и желает стратегического мира. 1 октября 2012 года состоялась не победа одной политической партии над другой, а смена одной политической культуры другой, пытающейся построить демократию с человеческим лицом. Это возможность перехода одноклеточного монизма к более совершенным формам демократического плюрализма. Новый проект для Грузии – это уход лжедемократии и построение гуманного государства, ориентированного на человека, на интересы всего народа Грузии.

P.S. Понятно, что у главных геополитических игроков – свои задачи на Кавказе. Грузия и весь регион устали от этих геополитических комбинаций и козней. Миллионы беженцев (около 10% всего населения Азербайджана, Армении и Грузии), десятки тысяч погибших, миллионы оскорбленных и униженных. В регионе зреет мечта о новой геоэкономической и геополитической культуре, без монополизаций и диверсификаций, но ориентированной на сотрудничество, в котором у каждого субъекта будет достойное место, и взаимную выгоду. Необходимо думать о новых системах международной безопасности с повышенным уровнем соучастия в этих проектах. Хочется надеяться, что допущенные ошибки будут признаны и появится мудрость хотя бы в год Черной Водяной Змеи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
1177
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
1047
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
2064
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
2473

Другие новости