Вашингтон готов взять под свое крыло страны Юго-Восточной Азии.
Фото Reuters
Победу Барака Обамы на президентских выборах, состоявшихся 6 ноября, еще предстоит официально оформить. По существующим правилам в декабре пройдут заседания коллегий выборщиков по штатам, 6 января их протоколы утвердит Конгресс нового созыва и официально объявит об избрании президента. 21 января пройдет торжественная церемония инаугурации Обамы на второй президентский срок.
Переизбранному президенту нет необходимости ждать своей второй инаугурации, чтобы приступить к повестке дня своего второго срока. Как правило, президенты переключают свое внимание на то, что может помочь им оставить заметный след в истории страны. Однако Обаме мешают заняться этим серия международных кризисов и острая конфронтация с республиканской частью Конгресса, которая под стать политическому кризису.
Республиканцы ставят палки в колеса администрации
Вашингтон сейчас полностью погружен в заботы о том, как избежать падения с финансового обрыва. Эта беда может произойти, если до 1 января 2013 года органам власти – администрации и Конгрессу – не удастся совместно найти способ урезать расходы федерального бюджета и в то же время сохранить введенные при Джордже Буше-младшем и ныне завершающие свое действие скидки с налога на личные доходы граждан.
Барак Обама видит решение вопроса в некотором повышении налогообложения наиболее богатых американцев – людей с доходом свыше 250 тыс. долл. в год на домохозяйство. Речь идет о повышении налогов для 2% населения страны всего на несколько процентов – до 39,5%. А ведь в других развитых странах налоги на доходы самых богатых достигают 40–50%, а то и 70%, как во Франции. В то же время его главный оппонент спикер Палаты представителей Джон Бойнер от имени членов Конгресса от Республиканской партии категорически возражает против повышения налогов на доходы богатых. Это республиканцы пообещали своим избирателям.
Противостояние ведется по принципу балансирования на грани падения: стороны пугают друг друга приближением нового года, когда в случае неудачи с решением финансовой проблемы должен вступить в силу секвестр – пропорциональное урезание всех расходных статей федерального бюджета, включая смету Пентагона. Кроме того, вырастут налоги на доходы всех американцев, возникнет угроза рецессии и роста безработицы. Это и есть финансовый обрыв.
Стороны сохраняют и «покерное лицо» – свою невозмутимость и уверенность в успехе, причем наиболее твердо держится Обама – он считает, что получил мандат на выборах в первую очередь по этому вопросу. Кроме того, в Белом доме считают угрозу обрыва надуманной, так как стоит только дать президенту возможность поднять потолок госдолга, как проблема, если и не решится, то по крайней мере отодвинется на более позднее время, удобное для ее решения.
Внешнеполитическое двоевластие
Если в вопросах внутренней политики Белый дом с готовностью идет на конфликт с Конгрессом, то во внешнеполитической области инициативу держат в своих руках законодатели. Наиболее актуальная помеха планам президента возникла в кадровой сфере. По Конституции Сенат дает президенту «совет и согласие». Под согласием подразумевается утверждение назначений руководителей ведомств и командующих, а также ратификация международных договоров. Совет распространяется на все остальное.
На возможность отказа Сената дать свое согласие Белый дом натолкнулся уже при решении вопроса о замене уходящей в отставку Хиллари Клинтон. На этот пост Обама хочет назначить нынешнего постпреда США при ООН Сьюзен Райс. У Райс неплохой послужной список, она была одним из региональных замгоссекретаря (по Африке) в администрации Билла Клинтона. По утверждению американских СМИ, Райс боевито ведет себя в Совете Безопасности с постпредом РФ при ООН Виталием Чуркиным (и он, похоже, отвечает ей тем же). Но, на свою беду, Райс допустила ошибку в выступлении по телевидению по свежим следам нападения на консульство США в ливийском Бенгази 11 сентября с.г., когда назвала его проявлением стихийного протеста. Позднее выяснилось, что это был заранее спланированный теракт джихадистов и администрация США получала предупредительные сигналы о нараставшей угрозе. Это дало повод для подозрений, что Белый дом скрыл правду из предвыборных соображений.
Сенаторы-республиканцы Джон Маккейн, Линдси Грэхэм и Келли Айотт дали понять Белому дому, что без серьезных объяснений на них нельзя рассчитывать. Не помог и состоявшийся у них разговор лично с Райс. Сенаторы не скрывают, что хотят затеять нечто вроде Уотергейтского расследования.
Республиканцы находятся в Сенате в меньшинстве, однако существующая процедура позволяет им неопределенно долго затягивать рассмотрение кандидатуры еще на этапе обсуждения в сенатском комитете, не доводя дело до голосования на пленарном заседании Сената. Это может практически сорвать предложенное президентом назначение.
Сложности ситуации в Конгрессе не исчерпываются межпартийным противостоянием. Об этом свидетельствует вся история выдвижения и принятия закона под названием «Акт Магнитского», грозящего крайне негативно отразиться на российско-американских отношениях.
«Акт Магнитского» – закон, отменяющий пресловутую поправку Джексона–Вэника к торговому законодательству США и одновременно вводящий в действие новый дискриминационный документ – так называемый «список Магнитского». Вместо принятой в 1974 году поправки, лишавшей СССР, а затем Россию нормального режима в торговле с США, вводятся в действие санкции в отношении группы российских официальных лиц, якобы причастных к «делу Магнитского», российского юриста американской компании, умершего в московской тюрьме. Вина конкретных лиц определена неизвестно кем в США до того, как свое заключение по всей этой истории сделала российская юстиция. Сам список в составе, по некоторым данным, 60 имен пока не опубликован. Включенным в него лицам будет закрыт въезд в США, а их средства в американских банках будут заморожены. Планируется пополнять список новыми именами по мере поступления сведений о нарушениях прав человека в России. Известно также, что по примеру США Европарламент уже призвал законодателей стран – участниц ЕС принять аналогичные законы.
Политический ущерб от такой акции не только отношениям России со США, но и с другими западными странами весьма велик. Москва отозвалась на его принятие объявлением о своем намерении принять аналогичный список американских официальных лиц, причастных к нарушению прав человека. На Смоленской-Сенной поясняют, что в первую очередь речь идет об американцах, ответственных за организацию захватов граждан РФ на территории третьих стран под предлогом расследования правонарушений, а по существу – их похищения. Этот список якобы будет меньше американского.
Сенатор-республиканец Бенджамин Кардин, являющийся главой Хельсинкской комиссии США и главным инициатором принятия «Акта Магнитского», объявил после голосования в Сенате, что отмена поправки Джексона–Вэника «закрыла главу холодной войны и открыла новую главу – борьбы за права человека». Однако принятие подобного закона применительно только к одной стране говорит лишь об искусственном характере ссылки на борьбу за права человека. Как и поправка Джексона–Вэника, это просто долгоиграющий инструмент давления на Россию, документ, разработанный по канонам холодной войны.
Вред, который причинит «Акт Магнитского» российско-американским отношениям, нельзя недооценивать. Трудно, например, представить, как будет продолжаться взаимодействие между ведомствами двух стран, чьи руководящие сотрудники подверглись действию введенных этим законом санкций.
Известно, что Белый дом сначала возражал против принятия законопроекта о «списке Магнитского», обещая вместо него создать свой список, возможно, более ограниченный. Однако позднее Обама пообещал поставить под ним свою подпись до конца года. Возможно, это связано с ситуацией в Конгрессе, где за принятие закона в Сенате проголосовали 92 сенатора и лишь 4 были против, а в Палате представителей за него были 365 конгрессменов и против – 43. Таким образом, по данной теме в Конгрессе сложился двухпартийный консенсус. Еще в начале первого срока Барак Обама провозгласил своей целью обеспечить продвижение к безъядерному миру. Позднее он добавил к числу своих внешнеполитических целей задачу обеспечить продвижение в направлении ближневосточного урегулирования. Ныне эти цели как бы задвинуты на второй план ходом событий, прежде всего обострением региональных кризисов. Ныне американская дипломатия активно вовлечена в вопросы, связанные со все более обостряющейся гражданской войной в Сирии. Вашингтон проводит энергичную программу давления на Иран и КНДР с целью добиться их отказа от ядерных программ.
На этом фоне наблюдается определенное переключение внимания Белого дома в том, что касается долгосрочных внешнеполитических задач. В частности, на фоне активно осуществляющейся программы ПРО из Вашингтона не раздается новых инициатив в деле контроля над вооружениями, прежде всего ядерными.
В то же время активизируется такое направление усилий в области внешней и военной политики, как «возвращение в Азию». Проявлением этого курса стала недавняя поездка Барака Обамы в три страны Юго-Восточной Азии – Таиланд, Мьянму и Камбоджу – и его участие в Восточноазиатском саммите в Пномпене. Налицо явное смещение внешнеполитических акцентов, отличающее вторую администрацию Обамы от первой.