Обнадеживающие объятия лидеров братских стран остались в прошлом.
Фото с официального сайта президента Украины
По мере усиления экономического кризиса в мировой политике наблюдается поляризация позиций основных игроков. Одних кризис подталкивает к внутренней реорганизации и увеличению конкурентоспособности. Для других реальной перспективой становится сокращение внутреннего потребления и свертывание системы социальных дотаций.
Возобновление диалога между Киевом и Москвой происходит в сложных экономических и политических условиях, не позволяющих однозначно прогнозировать результаты возможных договоренностей и совместных решений. Возобновлению межправительственных контактов России и Украины предшествовал весьма любопытный эпизод. Посол Украины в РФ Владимир Ельченко, выступая перед студентами Московского государственного лингвистического университета, признал, что, если в Европейском союзе будет продолжаться экономический кризис, Украина потенциально может присоединиться к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. Дословно было отмечено, что Киев сегодня не говорит ни да ни нет. «Перспективы есть. Если эти тенденции, которые сегодня существуют, сохранятся, плюс мы видим кризисные явления в ЕС… ответ будет скорее да, чем нет». Впрочем, говорить о возможностях достижения компромисса по широкому спектру имеющихся российско-украинских разногласий пока рано. Тем более непродуктивно делать выводы без учета реальных тенденций в международных отношениях.
Новый европейский расклад
В самых общих чертах переизбрание Барака Обамы на второй срок означает сохранение преемственности в политике, в том числе усиление отношений военного союза между США и основными странами ЕС. В перспективе это означает прочную привязку европейских союзников по НАТО к американской программе ПРО, которая в терминологии НАТО представляется как совместная европейская программа, гарантирующая военную безопасность, в том числе странам ЕС.
Осознание глубины и длительности нынешнего кризиса, который вряд ли закончится раньше 2020–2025 годов, привело к признанию целесообразности координации позиций США и основных государств ЕС, которые после 15-летних полуакадемических дебатов приступили к созданию трансатлантической зоны свободной торговли. Иными словами, США и ЕС будут осознанно пытаться нейтрализовать имеющиеся между ними противоречия с целью удержания доминирующего положения в мире.
Для Москвы это означает крах иллюзий, касающихся установления стратегического союза и экономической взаимодополняемости с Европой. Конечно, речь не идет о свертывании бизнеса, но на «сердечное согласие» рассчитывать явно не приходится. Можно ожидать, что контроль за распространением современных и перспективных технологий станет еще более жестким, а реализация планов, связанных с экспортом американского сжиженного газа, будет использована как дополнительный стимул для снижения ценового баланса на европейском рынке.
Роль Украины в этой мозаике выглядит крайне неустойчивой. Заявленная цель вступления в ЕС нивелируется демонстративным пренебрежением со стороны европейских политиков, заморозивших по сугубо политическим мотивам подписание Соглашения об ассоциации, однозначно более выгодного для европейцев, чем для украинской экономики.
В то же время благодаря пресловутым газовым контрактам 2009 года цена на российский газ для Украины стала удавкой для украинской экономики, подталкивающей Киев к поиску любых даже самых экстравагантных, решений. Из информационной ленты последних дней приведу лишь два момента. По информации заместителя председателя «Нафтогаза Украины» Вадима Чупруна, газ, который Украина начала покупать у Германии по реверсной схеме – через Польшу, на 100 долл. дешевле, чем по прямым поставкам российского «Газпрома», то есть на 200 долл. дешевле без учета «харьковской скидки», действующей с 2010 года. В связи с этим в 2013 году предполагается увеличить объем реверсных поставок до 5 млрд. куб. м. Другое сообщение касается строительства терминала по приемке сжиженного природного газа в порту «Южный» под Одессой, закладка которого назначена на 26 ноября. Строительство терминала может быть завершено к 2016 году. Иными словами, безвыходных ситуаций не бывает, все упирается лишь в цену вопроса. Киев начитает реализацию этого проекта, не дожидаясь закладки российского обходного газопровода «Южный поток».
На грани экономического абсурда
Ситуацию, которая сложилась в российско-украинских отношениях в течение последних двух лет, трудно расценить иначе, как торжество абсурда. После прихода к власти в Киеве вполне лояльной в отношении России властной группировки Москва перешла к ультиматумам и, по сути, отказалась от последовательного и вменяемого диалога.
Вынужденная готовность «Газпрома» снижать цены на газ для европейских потребителей наглядно контрастировала с идеологическим отрицанием возможности предоставления любых аналогичных уступок украинской стороне. При этом Кремль приглашал Украину к вступлению в Таможенный союз и ЕЭП и, как видим, продолжает повторять свои приглашения. В ответ Киев сократил закупки российского газа почти в два раза, хотя при этом общий объем платежей за поставляемый газ вырос также вдвое! С точки зрения международной практики это можно расценить как весьма странное принуждение к союзническим отношениям.
В итоге двусторонние отношения явно зашли в тупик. Для их оздоровления нужен открытый и заинтересованный диалог, который позволит снять напряжение и оценить возможность достижения конструктивных, взвешенных и взаимовыгодных решений. Ведь смогло же российское правительство начать переговорный процесс об условиях вступления в Таможенный союз с Арменией, которая, как и Украина, является членом ВТО. На этом фоне еще более двусмысленно выглядят российские предложения Вьетнаму или, к примеру, переговоры правительства РФ о создании зоны свободной торговли с Южной Кореей, Новой Зеландией и т.п. Напрашивается вывод, что до тех пор, пока Москва и Киев не договорятся о внятных принципах и целях двусторонних отношений, диалог сторон будет постоянно наталкиваться на бесчисленные видимые и невидимые препятствия. Разумеется, без устранения дискриминационных условий по поставкам газа для Украины любой подобный диалог выглядит проблематичным.
Внутренние процессы и расклады
Для Киева вопрос об окончательном выборе ориентации традиционно выглядит крайне сложным и болезненным. Речь идет и о культурно-цивилизационном расколе общества, и о «европейской привязке» капиталов основных олигархических группировок, и, разумеется, о серьезных экономических и финансовых проблемах, с которыми сталкивается правительство с середины 2012 года. Последние парламентские выборы в Украине стали демонстрацией роста влияния оппозиции, лидеры которой весьма враждебно настроены в отношении Москвы и считают неприемлемым любое участие Киева в российском интеграционном проекте.
С точки зрения нынешнего украинского руководства, идеальной основой двусторонних отношений с РФ могла бы стать эффективная взаимозависимость, позволяющая некоторую автономию в позиционировании Киева. Однако достаточных рычагов для обеспечения такой основы в отношениях с РФ официальный Киев уже не имеет, по крайней мере после резкого ослабления роли транзитного статуса Украины. Что касается российского руководства, единственной более или менее эффективной гарантией от ухода Украины в западные структуры считается заключение политических, экономических и военно-политических соглашений, ограничивающих свободу действий партнера.
Такие подходы выглядят чрезмерно максималистскими, поскольку для Киева внеблоковый статус – это не только способ позиционирования в системе европейской безопасности, но и средство сохранения внутренней целостности государства.
Касаясь перспектив участия Украины в Евразийском экономическом союзе, нужно отметить, что возможный способ вступления в эту структуру новых членов до сих пор представлен не был, вызывают серьезные сомнения и процедурные вопросы в деятельности Евразийской экономической комиссии.
Если российское руководство реально заинтересовано в успехе своего интеграционного проекта, принципы и правила работы союзных структур должны быть составлены в более понятной и подробной форме. К этому следует добавить важность обеспечения гарантий прав собственности для бизнеса, поскольку в противном случае сопротивление со стороны украинских олигархов поставит под сомнение возможность любого участия Украины в формирующемся евразийском интеграционном объединении.
Поскольку любые кардинальные решения обусловлены интересами власти в укреплении ее стабильности, официальный Киев должен понимать, что он сможет предложить обществу в результате разворота в сторону Евразийского союза. Причем эта перспектива должна сопровождаться согласованием внятных условий, правил, сроков. В противном случае, если от украинской стороны будут лишь требовать уступок по всему спектру, эта история может закончиться очередной сменой власти и переходом Украины под политико-экономический протекторат Брюсселя в рамках программы «Восточное партнерство».