Барак Обама получил возможность продолжить преобразование Америки.
Фото Reuters
Президент США Барак Обама, переизбранный на второй срок на выборах 6 ноября, в минувшую среду возвратился с семьей в Вашингтон из Чикаго, где он принимал поздравления с победой. В пятницу он уже сделал первое послевыборное заявление. Из него вытекает, что самая важная задача администрации на период до Нового года – найти способ избежать «фискальной пропасти», которая грозит Америке. В тот же день он принял первое кадровое решение – согласился с отставкой директора ЦРУ генерала Дэвида Петреуса, попавшего в скандал.
Встречное заявление по финансовым вопросам сделал и Джон Бойнер, спикер Палаты представителей и один из лидеров Республиканской партии. Конгрессмен упомянул и о «сердечном разговоре», состоявшемся у него по телефону с Обамой, в котором он поздравил президента с победой.
Победила «Новая Америка»
Но пока еще рано считать, что политическая жизнь Америки вошла в привычную колею. Сердечные разговоры лишь маскируют шок, который испытали республиканцы после поражения на президентских выборах. Отчеты журналистов о том, что происходило в Бостоне, где республиканский кандидат в президенты Митт Ромни и окружение ожидали результтов голосования, свидетельствуют, что республиканцы серьезно верили в победу. Партийная элита, собравшаяся в день голосования в Бальном зале выставочного комплекса в Бостоне и наряженная как на дипломатический прием, была настроена на обсуждение того, как поделить плоды победы. Сам Ромни имел проект победной речи и не позаботился об альтернативном варианте. Лидеры партии даже стали прикидывать, как им лучше подготовиться к промежуточным выборам 2014 года и переизбранию Ромни в 2016 году на второй срок. Тем сильнее было разочарование, когда стали поступать сводки о все увеличивавшемся отставании Ромни от соперника.
Ближе к концу голосования среди республиканцев распространилась версия, что Ромни соберет большее число голосов избирателей по всей стране, но заручится меньшим числом выборщиков. «Нам нужна революция!» – истерически прореагировали миллиардер Дональд Трамп и эксперт по пиару Карл Роув. А ведь в 2000 году, когда Роув был стратегом избирательной кампании Джорджа Буша-младшего, произошло именно такое в пользу Буша и Роув резко отвергал любые сомнения в его победе.
Когда телеканалы объявили, что Ромни проиграл, многие приглашенные стали покидать зал, как разочарованные болельщики иной раз в конце матча. Подобное наблюдалось и в других городах на собраниях активистов Республиканской партии. В Бостоне помощники Ромни готовили чемоданы, чтобы вылетать на места и опротестовывать результаты голосования, однако Ромни понял, что надо признать поражение.
Если Ромни поступил корректно, поздравив Обаму со словами, что он молится за его успехи, то другие видные республиканцы были настроены прямо-таки озлобленно. «Я лег спать с мыслью, что это не наша страна», – признался консервативный радиокомментатор Раш Лимбо.
В ряде газетных комментариев говорилось, что на выборах победила «Новая Америка». Речь идет о том, что успех Обамы в решающей степени обеспечили меньшинства, проявившие беспримерную избирательную активность. В то время как основная масса избирателей разделилась сравнительно предсказуемо: белые мужчины по большей части за Ромни, а женщины на 10% больше за Обаму, то меньшинства дружно и в большом числе голосовали за Обаму. Они составляют примерно 30% электората, и их вес полностью был на стороне Обамы. В особенности это было заметно, где меньшинства пришли к урнам для голосования даже в большем числе, чем в 2008 году. Это было особенно заметно в колеблющихся штатах. Так, в Колорадо активно голосовали выходцы из стран Латинской Америки (испаноязычные) – 15%, в Огайо – афроамериканцы. Даже во Флориде выходцы из Кубы, обычно голосующие за республиканцев, в большинстве отдали свои голоса за Обаму. Все это говорит о том, что Обама умело откалибровал свою программу, особенно с учетом ситуации в колеблющихся штатах, и смог до максимума активизировать свою электоральную базу.
Республиканцы, наоборот, потеряли голоса из-за поднятой в партии консервативной волны – она оттолкнула от них значительную часть неидеологизированных избирателей и меньшинства. Так, испаноязычных отвратили от республиканцев антииммигрантские высказывания Ромни, многих женщин – прямо-таки дремучие рассуждения кандидатов-республиканцев против абортов.
Ромни, на этапе первичных выборов старательно демонстрировавший свой консерватизм, позднее осознал опасность сужения своей избирательной базы и стал постепенно подвигаться ближе к центру. Особенно это было заметно в ходе президентских дебатов. Например, он изложил свою внешнеполитическую платформу таким образом, что она мало чем отличалась от линии Обамы. Он признал правильность ухода США из Ирака и предстоящей эвакуации из Афганистана, одобрил устранение Усамы бен Ладена и много раз повторял слово «мир». Он даже дал более мягкую трактовку брошенной им фразы о России как «геополитическом враге Америки № 1». По его словам, речь не идет о непосредственной угрозе США со стороны России.
Подобная эволюция взглядов Ромни говорит о том, что избиратель не принял показной жесткости республиканского кандидата и ему пришлось перестраиваться. Показательно, что уже после выборов республиканцы задумались об изменении позиции в отношении иммигрантов – они поняли, что без поддержки меньшинств им никак не обойтись.
В новый срок через «фискальную пропасть»
Выборы укрепили позиции президента-демократа, который получил возможность продолжить начатые им крупные мероприятия, прежде всего завершить реформу американского здравоохранения – согласно принятому ранее закону она должна быть закончена в 2014 году. Он обещает также реформировать иммиграционное законодательство и налоговую систему. В то же время его ограничивает тот факт, что успех демократов в целом относителен. Они сохранили контроль над Сенатом, но не смогли отвоевать достаточно мест у республиканцев в Палате представителей, чтобы вновь взять там власть в свои руки. Конгресс остался расколотым. Это резко осложняет решение задачи урегулирования бюджетной проблемы в условиях, когда страна оказалась перед «фискальной пропастью».
Эта «пропасть» – обязательство принять программу сокращения бюджетного дефицита до конца 2012 года. Без этого Конгресс не примет решения о новом повышении потолка госдолга, поскольку существующий будет достигнут к этому времени. Если договоренность о сокращении дефицита госбюджета не будет достигнута, то вступит в силу секвестр, то есть одинаковое урезание всех расходных статей, в том числе бюджета Пентагона.
В конце года закончится также срок действия налоговых скидок, введенных еще при Джордже Буше-младшем. Если по всем этим позициям решение не будет найдено, то страна упадет в «фискальную пропасть». По подсчетам бюджетного управления Конгресса, рост налогов приведет к увеличению безработицы до 9,3%.
Белому дому надо договариваться с республиканцами в Конгрессе. В принципе обе стороны говорят о возможности компромисса, но видят его по-разному. С точки зрения Обамы, он возможен на путях «сбалансированного решения» – некоторого снижения расходов, но без существенного сокращения социальных программ, и повышения налогов на людей с доходами свыше 250 тыс. долл. в год при замораживании налогов для основной части населения.
Для республиканцев неприемлемо увеличение налогообложения в принципе, они считают, что только снижение налогов принесет экономический рост. Они не намерены допускать повышения налогообложения богатых.
Решения этого вопроса надо добиться со старым составом Конгресса, который будет работать до Рождества. Новый состав соберется в начале января (и официально объявит 6 января об избрании Обамы президентом).
Конгресс в старом составе займется также отменой пресловутой поправки Джексона–Вэника. На этой неделе к этому приступит Палата представителей. Попутно будет решаться и вопрос об утверждении санкционного «списка Магнитского». То, как будут решаться эти вопросы, покажет, насколько изменилось и изменилось ли вообще положение на американском политическом олимпе.
Бараку Обаме предстоит до конца года провести реорганизацию кабинета. Уходит министр финансов Тимоти Гайтнер. Собирался уйти и шеф Пентагона Леон Панетта, но его, возможно, задержат до решения бюджетных проблем. Хотела покинуть Госдепартамент Хиллари Клинтон, но она, сообщают, задержится на некоторое время. Видимо, это вызвано желанием избежать отставки «на негативе» в свете того, что она взяла на себя ответственность за события в Ливии. Это подразумевает сохранение у Клинтон политических амбиций – намерения вновь попытать счастья в президентской гонке. Кандидатами на пост госсекретаря остаются сенатор Джон Керри и помощник президента по национальной безопасности Том Донилон.
На этой неделе Обама совершит зарубежную поездку. В течение трех дней он посетит Таиланд, Камбоджу и Мьянму. При этом главный акцент будет делаться на поддержку демократических реформ в Мьянме.